Урок биологии в 8-м классе по теме “Многообразие птиц” представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point, в виде презентации (5.747.200 bytes). Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций, которые в другой форме подготовить просто невозможно. Урок, представленный учащимся в такой форме, проходит красочно, насыщен разнообразным материалом по данной теме. В презентации задействованы десятки фотографий птиц, демонстрирующих их многообразие. Птицы как местные, хорошо известные учащимся, так и своеобразные птицы других стран, знать которые небезынтересно. Для поведения такого урока необходимо использовать компьютер, экран и мультимедийный проектор. В худшем случае можно обойтись только компьютером.
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, обобщения пройденного материала. Игровой урок – "Звездный час" – проходит как обобщающий по теме “Птицы”. Многие вопросы этого урока будут раскрыты учащимися, при их умении анализировать и находить правильный ответ, переходя от частного к общему. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц, на основе изученных тем по многообразию пернатых. Вопросы охраны птиц будут рассматриваться через призму Краснокнижных, а также редких и подлежащих охране птиц. Важно также отметить неоценимое эстетическое значение птиц в жизни человека, увидеть роль пернатых в истории развития культуры: художественной литературы, музыки и изобразительного искусства.
Цели урока:
- Образовательная. Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания.
- Воспитательная. Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним. Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение.
- Развивающая. Творческие способности детей направить на пропаганду сохранения существующего многообразия птиц. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.
Оборудование урока:
- Выставка творческих работ учащихся 8-х классов по теме “Берегите птиц!”.
- Карта – схема “Основные пути миграций перелетных птиц России”.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, для демонстрации презентации, выполненной учителем в программе Power point, по теме урока.
- Тумбочки на колесиках для передвижения участников.
- Карточки для участников и их “родителей”, звезды, ящики с призами (главный приз – отличная оценка).
- Музыкальный центр с фонограммами игры.
- Творческий номер, для поздравления победителя игры, подготовленный группой учащихся класса.
Этапы подготовки к уроку.
- Формирование творческих групп учащихся (по желанию)
- Участники игры заранее готовятся к представлению по теме: “Мое хобби” на биологическую или экологическую тему.
- Учащиеся всего класса получают творческое домашнее задание на тему “Берегите птиц!” (это может быть: разработка листовки, фотография, поделка, изготовление скворечника и др.)
- Группа учащихся изготавливает карточки для участников и их “родителей” с номерами, которые будут использоваться во время игры.
- Творческая группа из числа “зрителей” осуществляет поиск в Internet или на электронных носителях фотографий птиц, осуществляет их отбор для игры.
а) 6 участников игры;
б) 6 “родителей” участников, которые выбираются
добровольно из одноклассников;
в) 6 членов жюри, которые подсчитывают число
правильных ответов участников и их “родителей”;
г) 2 ведущих;
д) остальные – зрители, которые будут
задействованы в игре;
е) творческая группа, подготавливающая номер для
поздравления победителя (сценка о птицах).
Ход урока:
Вводная часть. Звучит музыка, выходит ведущий и объявляет участников игры и их “родителей”. Затем начинается представление членов жюри, которые занимают отведенные им места.
Представление участников начинается с хобби. Хобби участников оценивает ведущий открытого урока, который за лучшее хобби на биологическую тему присуждает звезду.
Учитель включает презентацию “Многообразие птиц” и последовательно задает вопросы, участникам игры, поочередно сменяя слайды. Каждый вопрос приготовлен на отдельном слайде презентации. После каждого вопроса звучит приятная музыка в течение 30 секунд, музыка прерывается и участники и их “родители” должны сразу же поднять карточку с ответом, на которой указана цифра – номер, на их взгляд правильного ответа. Затем учитель объявляет правильный ответ, и передвигают тумбочку на колесиках вперед те участники игры, которые ответили правильно. Те же, кто ошибся в ответе, остаются на месте. Члены жюри фиксируют правильные ответы участников и их “родителей”, если правильные ответы совпадут, то участник получает звезду, которая крепится к тумбочке. Если все участники не знают правильного ответа на поставленный вопрос, он задается “зрителям”. “Зритель” правильно ответивший на вопрос получает звезду.
I раунд:
- Какая из перечисленных птиц способствует распространению семян? (страус)
- Какая из перечисленных птиц относится к голенастым птицам? (цапля)
- У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус)
|
|
1. Цапля |
2. Пингвин |
|
|
3. Страус |
4. Гриф |
-
У какой из перечисленных птиц бинарное
зрение? (сова)
- Какая, из перечисленных птиц, не относится к отряду Хищные? (тупик)
|
|
|
1. Сокол |
2. Тупик |
3. Сова |
-
Какая из птиц относится к певчим воробьиным
птицам? (ласточка)
- Какая птица питается исключительно летающими насекомыми? (ласточка)
- Какая из птиц строит гнезда из комков грязи смешанной со слюной? (ласточка)
- Какая из птиц быстро бегает по твердой поверхности? (поползень)
- Какая птица живет вблизи открытых водоемов? (зуек)
- Какую из птиц иначе называют кузей? (поползень)
- Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (поползень)
- Какая птица имеет долотообразный клюв и прочный череп? (дятел)
- У какой птицы хорошо развиты слюнные железы? (ласточка)
|
|
|
1.Ласточка |
2.Зуек |
3. Поползень |
|
|
|
4. Дятел |
5. Дупель |
По результатам первого раунда один или два человека из участников выбывает. Участникам, "родителям" и "зрителям" игры предоставляется возможность составить самое длинное слово из предложенных им букв, желательно название птицы. При составлении слова, если не хватает какой-либо буквы, можно использовать звезду, если она имеется в наличии у участника, “родителя” и “зрителя”. Буквы: А, А, С, П, О, Р, К, Т, В, Я. По результатам этого конкурса на самое длинное слово выбывает участник, который составил самое короткое слово. Участник, составивший самое длинное слово, приглашается к ящикам, в которых находятся призы (ручка, карандаш, резинка, отличная оценка).
II раунд.
- Появление, какой из птиц связанно с появлением проталин? (жаворонок)
- Появление, какой из птиц связано с вскрытием рек и озер? (зимородок)
- Появление, какой из птиц связано с появлением летающих насекомых? (мухоловка)
- У какой птицы ноги такие короткие, что не пригодны для ходьбы? (зимородок)
- У каких птиц характерная манера держать хвост вверх, когда сидят на ветке? (жаворонок)
- Для самцов, какой птицы характерен трепещущий полет с песней над гнездовой территорией? (жаворонок)
|
|
|
1. Камышовка |
2. Мухоловка |
3. Крапивник |
|
|
|
4. Вертишейка |
5. Жаворонок |
6. Зимородок. |
-
У какой из птиц шея равна длине тела или
превышает её? (фламинго)
- У какой из птиц гнезда в виде конуса из ила, песка и водных растений? (чомга)
- У какой из птиц птенцы держатся крупными стаями под присмотром нескольких взрослых птиц? (фламинго)
- У какой из птиц образование пар сопровождается сложным брачным ритуалом? Гнезда плавучие? (чомга)
- Какую из птиц по-другому называют плиска? (трясогуска)
|
|
|
1. Славка |
2. Лебедь |
3. Фламинго |
|
|
|
4. Чомга |
5. Трясогуска |
-
Какая из птиц добывая пищу ныряет глубоко в
воду? (оляпка)
- Какая из птиц не относится к отряду Хищные? (оляпка)
- Какая из птиц используется для охоты на пернатую дичь? (сокол)
- Какая из птиц самая крупная? (беркут)
- На боках головы какой птицы имеется подобие лунного диска? (лунь)
|
|
1.Оляпка |
2.Сокол |
|
|
3.Беркут |
4.Лунь |
- У какой из птиц гнездо не очищается от экскрементов и распространяет зловоние? “Вонючий петушок” (удод)
- У какой из птиц клюв узкий с острыми зубцами на концах? (крохаль)
- Какая птица умеет виртуозно имитировать голос кошки? (иволга)
|
|
1. Синица |
2.Иволга |
|
|
3.Удод |
4. Крохаль |
-
У самца, какой из птиц, во время исполнения
токовой песни теряется слух? (глухарь)
- Какая из птиц летает только вниз по склону? (улар)
- Какая из птиц не является представителем отряда Куринные? (дрофа)
- У какой из птиц цевка оперена? (глухарь)
1. Глухарь |
2.Улар |
3.Дрофа |
4.Фазан |
По результатам второго раунда выбывает еще один участник игры, если вопрос спорный, то можно задать дополнительный вопрос, для тех, кто должен остаться или выбыть:
-
Какая из птиц улетает зимовать в Индию?
- Какая из птиц издает звуки, которые напоминают звук завода часиков?
- Какая из птиц, защищаясь, шипит как змея?
В результате отбора участников, остаются полуфиналисты. В полуфинале игры “Звездный час” участники и их “родители” соревнуются по количеству составленных слов по слову “Классификация”.
Победителем является тот, который составит больше слов. Победителю предоставляется слово – сказать всему миру “Что я думаю о значении птиц”.
В конце игры – музыкальный номер, приготовленный учащимися класса, поздравление победителя.