Педагог-психолог Яснова Александра
Геннадьевна
Социальный педагог Дмитренко Лолита Ивановна
Лицей № 395 Красносельского района
Санкт-Петербурга
В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.
Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этого направления мы проводим:
- тематические активные родительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);
- анкетирование родителей на предмет оценки степени успешности прохождения адаптационного периода ребенка к школе, особенностей поведения дома и реакции на изменение нагрузки (при переходе из начальной школы в среднюю); анкетирование на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;
- проведение традиционной игры “Дорога в 5-й класс”, в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие “учительребенокродитель”;
- проведение спортивной игры “Папа, мама и я – спортивная семья” , целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;
- посвящение в “Ученики” первоклассников , в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя. В период завершения адаптации первоклассников к школе это выполняет функции укрепления статуса ученика, активизирует активную позицию родителя, сплачивает родителей и педагогов в воспитании, обучении и развитии учащихся;
- проведение родительских конференций. Их девизом стали строки:
“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
Цели конференций:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родительребенокшкола”.
Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.
Подготовка к конференции предусматривала
собрание родительских активов двух параллелей и
обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций
с выделением конкретных вопросов, на которые
родителям предлагалось ответить (бланки
представлены в
Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родительребенокучитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 56-х классов).
Задачи:
- Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
- Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
- Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.
Работа велась в микроколлективах на
представленных бланках по определенной схеме. В
В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 56-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):
Какими бы ты хотел видеть своих родителей?
Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.
На конференции выступали родители члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова , рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 56-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.
При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, которую мы планировали провести в 2003 году.
Родительская конференция
“Воспитание волевых качеств у школьников”
( 5 апреля 2003 года )
Задачи:
- Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
- Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.
Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.
Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой — “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.
Овладение навыками активного слушания
происходило в форме группового обсуждения. После
знакомства с примером каждая группа заполняла
свои бланки с приведенными ситуациями,
формулируя ответ родителей по правилам
активного слушания. У нас в каждом классе было по
3 группы, в
После обсуждения темы “Я-сообщений” следовало
задание на том же бланке: “Выберите из ответов
родителей тот, который больше всего отвечает
“Я-сообщению” (см.
После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.
В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:
- Что такое сила воли?
- Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
- Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
- Кто тебе может помочь в развитии воли?
Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 57 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.
Программа конференции включала следующие выступления:
- Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
- Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
- Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
- Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
- Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).
При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.
Приложение 1
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах
Причины возникновения конфликта: | Как надо было решать педагогическую задачу необходимые действия родителей (выбор решения) | Как быть? Как разрешить возникший конфликт? |
1. Какова была цель родителей? | ||
2. Достигнута ли она? | ||
3. Типичные ошибки (родителей) |
Приложение 2
Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:
Является ли материальное вознаграждение методом воспитательного воздействия |
|
положительное мнение |
отрицательное мнение |
Бланк для обсуждения ситуаций по классам:
возможные причины возникновения проблемы |
возможные пути преодоления наказания (формы и методы) поощрения |
5-е классы
Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
6-е классы
Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…
Приложение 3.
Задание № 1.
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” | Огорчение, обида | Ты очень расстроилась, и было очень обидно |
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!” | ||
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.” |
Задание № 2.
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”, и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
- Да сколько же раз тебе надо говорить!
- Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
- Меня сердит, когда ты не слушаешься.