Урок математики в 1-м классе по теме: "Состав числа 9"

Разделы: Начальная школа


Цель: изучить состав числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9, умение составлять числовые выражения по рисунку, сравнивать выражение и число; развивать мыслительные операции.

Оборудование.

Числовой ряд от 0 до 20 (над классной доской),
числовой лабиринт Винни Пуха (на доске, рис.1, рис. 4),
Рисунок 1    Рисунок 4
елочка, картонные елочные игрушки с примерами, разрезанные пополам (на доске, рис.2, рис. 5),
Рисунок 2   Рисунок 5
горшочки с медом разной величины и цвета (на доске, рис.3).
Рисунок 3

На партах у каждого ребенка: карточки с числами от 1 до 8, листы с “математическими гирляндами” (рис. 6), карточки с примерами для первичного контроля усвоения знаний; а так же учебник математики для 1 класса, автор Истомина Н. Б., тетрадь.
Рисунок 6

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Сегодня урок математики нам помогут провести Винни-Пух и его друзья. Вместе с ними мы будем составлять математические выражения, складывать числа, учиться считать быстро, используя числовой ряд.

2. Работа с числовым рядом.

Винни-Пух и Пятачок договорились встретиться. Но Винни-Пух что-то запаздывает. Прогуляемся вместе с Пятачком по числовой дорожке.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

  • счет до 20 и обратно;
  • сосчитайте от 9 до 16, от 10 до3;
  • назовите последующее число 8, 14;
  • назовите предыдущее число 10, 20;
  • какое число стоит между 8 и 10, 18 и 20?
  • Какое число стоит слева от 10, справа от8?
  • Назовите соседей числа 8.

3. Сложение чисел с опорой на числовой ряд.

К Пятачку подошел Тигр. Ему трудно устоять на одном месте. Он все время прыгает. Постараемся не отстать от Тигра.

-“Встаньте” глазками на число 2, сделайте три шага вправо. На каком числе оказались? Как математическим выражением записать это действие?

-“Встаньте” глазками на число 4. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 6?

Приготовьте карточки с числами. Кто из вас сосчитает быстрее и первым покажет ответ?

  • К 4 прибавить 3;
  • К 3 прибавить 4;
  • К 6 прибавить 1;
  • К 1 прибавить 6;
  • К 5 прибавьте 2, прибавьте еще 3.Сколько получилось?

4. Повторение состава чисел 6, 7 и 8.

Друзья вышли на полянку и увидели красивую ёлочку. Кто-то хотел нарядить её к Новому году. Но вот беда – игрушки сломались. Подумайте и соедините половинки игрушек правильно.

-Что вы заметили?

(На желтых игрушках при сложении получается число 6, на синих – 7, на красных – 8).

Повторение состава чисел 6, 7 и 8 хором.

5. Решение примеров на сложение.

-Перед каждым из вас лежит листочек с математическими гирляндами. Вставьте числа правильно и мы украсим гирляндами нашу ёлочку (рис.4).

Взаимопроверка в парах.

Физкультминутка.

Ритмическая игра “Счет через 3”.

Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “три” (3),коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “шесть”(6) и т.д. [1]

6. Нахождение ошибок в числовых выражениях.

    -Но где же Винни-Пух? Наверное, по дороге с ним что-то приключилось . Может быть ему нужна помощь?

    Игра “Лабиринт Винни-Пуха”.

    -Найдите и исправьте ошибки в числовых равенствах по-разному, если они есть.

    (Дети читают равенства и, если находят ошибки, исправляют одним из способов: 5+2=7, 5+2>6, 5+1=6, 4+2=6)

7. Знакомство с составом числа 9.

-Посмотрите, в конце лабиринта медвежонок нашел подарок. Вам интересно, что там лежит? (В подарке 9 горшочков мёда). Как выдумаете, Винни-Пух обрадуется такому подарку?

– Пересчитаем горшочки, запишем цифрой. (9)

-Что вы знаете о числе 9?

(Дети называют, на что похожа цифра 9, рассказывают о положении числа 9 в числовом ряду, называют “соседей” числа и т.д.)

Винни-Пух решил расставить горшочки на 2 полки. Как по-разному можно расставить их на полки?

Дети называют количество и записывают выражения:

1+8=9 3+6=9 0+9=9

2+7=9 4+5=9

Физкультминутка (дети выполняют движения, проговаривая стихотворение)

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

7. Работа по учебнику (страница 84).

№ 193 – составление и запись числовых равенств по рисунку.

(Дети называют равенство, соответствующее каждому рисунку, и записывают в тетрадь.)

№198 – работа в парах.

(Задание на повторение. Дети в парах проверяют друг друга.)

-Кто ни разу не ошибся?

-Какая пара быстрее справилась с заданием?

№ 201 – самостоятельно.

(Дети дополняют до 9 число.)

Решение примеров на карточках (первичная проверка усвоения состава числа 9).

1+8 = 2+7= 3+6=

4+5= 8+1= 5+4=

6+3= 7+2= 1+7=

9. Итог. Рефлексия.

-Состав какого числа изучили?

-Кому из вас было интересно на уроке?

-Кто узнал на уроке что-то новое?

Литература

1. Л. Г. Петерсон Методические рекомендации, математика, 1 класс, “Баласс”, 1996