Цель: изучить состав числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9, умение составлять числовые выражения по рисунку, сравнивать выражение и число; развивать мыслительные операции.
Оборудование.
Числовой ряд от 0 до 20 (над классной доской),
числовой лабиринт Винни Пуха (на доске, рис.1, рис. 4),
елочка, картонные елочные игрушки с примерами, разрезанные пополам (на доске, рис.2, рис. 5),
горшочки с медом разной величины и цвета (на доске, рис.3).
На партах у каждого ребенка: карточки
с числами от 1 до 8, листы с “математическими
гирляндами” (рис. 6), карточки с примерами для
первичного контроля усвоения знаний; а так же
учебник математики для 1 класса, автор Истомина Н.
Б., тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Сегодня урок математики нам помогут провести Винни-Пух и его друзья. Вместе с ними мы будем составлять математические выражения, складывать числа, учиться считать быстро, используя числовой ряд.
2. Работа с числовым рядом.
Винни-Пух и Пятачок договорились встретиться. Но Винни-Пух что-то запаздывает. Прогуляемся вместе с Пятачком по числовой дорожке.
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
- счет до 20 и обратно;
- сосчитайте от 9 до 16, от 10 до3;
- назовите последующее число 8, 14;
- назовите предыдущее число 10, 20;
- какое число стоит между 8 и 10, 18 и 20?
- Какое число стоит слева от 10, справа от8?
- Назовите соседей числа 8.
3. Сложение чисел с опорой на числовой ряд.
К Пятачку подошел Тигр. Ему трудно устоять на одном месте. Он все время прыгает. Постараемся не отстать от Тигра.
-“Встаньте” глазками на число 2, сделайте три шага вправо. На каком числе оказались? Как математическим выражением записать это действие?
-“Встаньте” глазками на число 4. Сколько шагов вам нужно сделать, чтобы оказаться на числе 6?
Приготовьте карточки с числами. Кто из вас сосчитает быстрее и первым покажет ответ?
- К 4 прибавить 3;
- К 3 прибавить 4;
- К 6 прибавить 1;
- К 1 прибавить 6;
- К 5 прибавьте 2, прибавьте еще 3.Сколько получилось?
4. Повторение состава чисел 6, 7 и 8.
Друзья вышли на полянку и увидели красивую ёлочку. Кто-то хотел нарядить её к Новому году. Но вот беда – игрушки сломались. Подумайте и соедините половинки игрушек правильно.
-Что вы заметили?
(На желтых игрушках при сложении получается число 6, на синих – 7, на красных – 8).
Повторение состава чисел 6, 7 и 8 хором.
5. Решение примеров на сложение.
-Перед каждым из вас лежит листочек с математическими гирляндами. Вставьте числа правильно и мы украсим гирляндами нашу ёлочку (рис.4).
Взаимопроверка в парах.
Физкультминутка.
Ритмическая игра “Счет через 3”.
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “три” (3),коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “шесть”(6) и т.д. [1]
6. Нахождение ошибок в числовых выражениях.
-Но где же Винни-Пух? Наверное, по дороге с ним что-то приключилось . Может быть ему нужна помощь?
Игра “Лабиринт Винни-Пуха”.
-Найдите и исправьте ошибки в числовых равенствах по-разному, если они есть.
(Дети читают равенства и, если находят ошибки, исправляют одним из способов: 5+2=7, 5+2>6, 5+1=6, 4+2=6)
7. Знакомство с составом числа 9.
-Посмотрите, в конце лабиринта медвежонок нашел подарок. Вам интересно, что там лежит? (В подарке 9 горшочков мёда). Как выдумаете, Винни-Пух обрадуется такому подарку?
– Пересчитаем горшочки, запишем цифрой. (9)
-Что вы знаете о числе 9?
(Дети называют, на что похожа цифра 9, рассказывают о положении числа 9 в числовом ряду, называют “соседей” числа и т.д.)
Винни-Пух решил расставить горшочки на 2 полки. Как по-разному можно расставить их на полки?
Дети называют количество и записывают выражения:
1+8=9 3+6=9 0+9=9
2+7=9 4+5=9
Физкультминутка (дети выполняют движения, проговаривая стихотворение)
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
7. Работа по учебнику (страница 84).
№ 193 – составление и запись числовых равенств по рисунку.
(Дети называют равенство, соответствующее каждому рисунку, и записывают в тетрадь.)
№198 – работа в парах.
(Задание на повторение. Дети в парах проверяют друг друга.)
-Кто ни разу не ошибся?
-Какая пара быстрее справилась с заданием?
№ 201 – самостоятельно.
(Дети дополняют до 9 число.)
Решение примеров на карточках (первичная проверка усвоения состава числа 9).
1+8 = 2+7= 3+6= 4+5= 8+1= 5+4= 6+3= 7+2= 1+7= |
9. Итог. Рефлексия.
-Состав какого числа изучили?
-Кому из вас было интересно на уроке?
-Кто узнал на уроке что-то новое?
Литература
1. Л. Г. Петерсон Методические рекомендации, математика, 1 класс, “Баласс”, 1996