Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.
Основное содержание: Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.
Цели и задачи.
- Познакомиться с обитателями Земли.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно – познавательной деятельности.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний. Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества. Чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку.
Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия):
- Работа с научными текстами.
- Лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа.
- Сравнение исследуемых объектов по общим признакам.
- Обобщение знаний.
Ход урока
1. Проверка приобретённых ранее знаний.
Игровой момент. Решение практических задач. Классификация представителей живой природы по общим признакам. Презентация выполненных работ. Работа в группах по 4 человека. (Приложение 5.doc)
Распределите представителей живой природы на подгруппы. Наклейте таблички с названиями на один из листов цветной бумаги. Цвет выберите сами.
Как называются эти подгруппы: классы, товарищества, царства? Выберите верный ответ.
2. Определение темы урока. Работа с кроссвордом. (Приложение 4.doc)
Кроссворд по теме “царства природы”.
Чёрный ящик.
- Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством, пакет с удобрениями).
- Как вы думаете, что может объединять эти разные предметы? (В них могут жить бактерии).
3. Открытие новых знаний.
1). Работа с текстами учебника (страницы 46 - 47).
- Внимательно прочитайте текст учебника.
- Что интересное узнали из прочитанного (высказывания учеников).
2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)
Бактерии – самые маленькие организмы, из живущих, на планете Земля.
Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные?
Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в микроскоп целый мир микроскопических организмов и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.
Микробиологи стали называть эти живые существа БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое название дали этим живым существам?
4. Работа с микроскопом. Наблюдение за бактериями.
- Скажите, кто из вас видел бактерии?
- А почему вам не удалось увидеть бактерии?
- Кто из вас знает, как они выглядят?
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть бактерии?
- Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп. Расскажите, что вы увидели по плану:
1. На что похожи бактерии.
2. Какого они размера.
- Нарисуйте бактерии, которые видели в микроскоп.
5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды 5 – 10)
Знакомство с видами бактерий, роль в природной среде, среда обитания.
6. Первичное закрепление знаний.
- Сапрофиты - извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала.
- Симбионты - живут совместно с другими организмами и часто приносят им пользу, например, клубеньковые бактерии.
- Паразиты - живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями.
Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 – 14)
Роль бактерий в природной среде.
Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь).
Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.
Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий.
Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии - бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее.
Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они помогают человеку. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.
Проверка усвоения знаний (Слайды 15 - 17)
- Внимательно рассмотрите изобразительный коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.
Самостоятельная аналитическая работа в парах.
- Используя учебник, страницы 46, 47, заполните таблицу. (Приложение 3.doc)
Вывод. (Слайд 16)
Польза | Вред |
1. Потребляют остатки мёртвых
организмов, очищая природу, формируя перегной в
почве. 2. В желудке человека, животного помогают переваривать пищу. 3. Используют в кулинарии для приготовления различных блюд. |
Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания. |
- Как вы ответите на поставленный в начале путешествия вопрос:
Бактерии - какие они: вредные или полезные? (Слайд 17)
Итог урока
- Что интересное узнали на уроке?
- Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с данным уроком. (Слайд 18)
Домашнее задание.
1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.
2). Собрать интересну информацию о бактериях. (можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)
Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)