Получать удовольствие и радость от нетрадиционных интерактивных форм работы педагога-психолога довольно просто, когда работа является творческой. В общении и работе с людьми существует огромный простор для развития креативности. Педагоги в школе имеют возможность каждый день соприкасаться с самым уникальным и многогранным творением на земле – человеком. Развитие человека происходит прежде всего в социальном окружении, и как мы организуем это окружение, создадим атмосферу творчества, радости, так во многом зависит, как будет развиваться личность учащегося.
Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является развитие творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка и педагогов школы.
Неделя психологии проходила в нашей школе впервые. Поэтому мы испытывали большое волнение и ответственность. В качестве канвы первой Недели мы решили выбрать общую тему, объединяющую все запланированные мероприятия. Это была история Принцессы Психеи, которая олицетворяла психологическую науку и все ее составляющие. Эпиграф истории был следующим: Принцесса заблудилась в нашем мире и мы должны ей помочь узнать кто она и кто мы, ее историю и как можно больше о ней.
Цели:
- расширение знаний о науке “психология” и роли психологических знаний в жизни человека
- содействие развитию чувства успешности, единения и учебной мотивации
Принципы:
- Целостность - неделя психологии должна быть целостной и законченной, иметь очерченные начало и конец, есть основная идея и девиз.
- Последовательность, цикличность и преемственность – каждый день (или мероприятие) должен плавно перетекать в следующий;
- Доступность – все мероприятия должны иметь определённую возрастную адресованность;
- Комплексность – события должны охватывать всю школу, всех участников образовательного процесса;
- Активность и сознательность – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.
Кадровое обеспечение:
- Педагог-психолог;
- Классные руководители;
- Старшая вожатая;
- Зам.директора по ВР
- Библиотекарь
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, сотрудники школы, родители.
Сроки проведения: 18-23 ноября.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др
Форма проведения: психологическая акция, конкурс плакатов, информационные стенды, занятия по классам, просвещение родителей и педагогов, КВН
План проведения
Мероприятие | Задачи | Участники | Комментарии | |||
Занятия по классам | ||||||
“Путешествие в Алфею” | Способствовать благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу, развитие эмоционально - волевой сферы, эмпатии обучающихся 1-х классов. | 1 класс | Приложение 1 | |||
“Давайте жить дружно” | Выработка доброжелательного отношения друг к другу; развитие коммуникативных навыков | 2 класс | Приложение 2 | |||
Развлекательно-познавательная викторина “Умники и умницы” | Развитие познавательной сферы, сплочение коллектива | 3 класс | Приложение 3 | |||
Интеллект | Занятие направлено на развитие ряда параметров, входящих в понятие “обучаемость” и обеспечивающих успешное обучение детей. | 4 класс | Приложение 4 | |||
Психологическая игра "Портрет коллектива" | Способствовать сплочению участников; приобрести опыт в публичном одобрении другого; осознать собственную реакцию на признание со стороны других | 5 класс | Приложение 5 | |||
Психологическая игра “В поисках святого Грааля” | Формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия; осознание детьми ценности собственных успехов; формирование положительного образа будущего | 6 класс | Приложение 6 | |||
Психологическая игра “Школа идеального лидера” |
ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала. | 7 класс | Приложение 7 | |||
Классный час “Конфликты в жизни современного человека” |
Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной ситуации; формировать у учащихся умение правильно оценивать конфликтные ситуации и способы решения конфликтов; развивать коммуникативные навыки общения. | 8 класс | Приложение 8 | |||
Занятие, попадающее на Неделю Психологии из программы “Я и моя профессия” | Профориентация | 9 класс | Приложение 9 | |||
Психологический КВН “Психология-это серьезно” | Закрепить навыки общения. Повысить интерес учащихся к изучению психологии и самого себя. | 10 класс | Приложение 10 | |||
Дискуссия о факультетах психологии в регионе | Просвещение, консультирование | 11 класс | ||||
Задания психологической акции для всех желающих | ||||||
Сундучок пожеланий | Создать условия для реализации активной жизненной позиции, расширить представление о себе | все желающие | В течение недели Приложение 12 | |||
Следопыт | Развитие коммуникативных умений, поднятие общего эмоционального тонуса | команды по классам, отдельно учителя, работники школы | Вторник-среда | |||
Тайный друг | Активизация навыков сотрудничества | 1-4, 5-11 классы, учителя | Четверг | |||
Волшебные предсказания | Создание благоприятного климата в школе | 1-11 классы, сотрудники школы | Пятница | |||
Конкурс анекдотов о психологах, психологии | Расширить представления о психологической службе, создание позитивного настроения | Все желающие | Выступления на линейке по окончанию Недели Психологии. Самый смешной получает приз зрительских симпатий и аплодисменты | |||
Заочная олимпиада “ПСИХОЛОГиЯ | Развитие учебной мотивации, содействие личностному росту учащихся | 5-11 классы, сотрудники школы | Понедельник-четверг | |||
Кроссворд о психологии | Повышение психологической культуры | 5-11 классы, сотрудники | Победитель-первый правильно ответивший | |||
Арт-мастерская “Принцесса Психея в Вашем представлении” | Развитие креативности, арт-терапия | 1-11 классы, сотрудники | Индивидуальный рисунок, роспись красками предметов, статуэтка, куколка | |||
Плакат, брошюра для решения темы Недели Психологии | Развитие креативности, арт-терапия | 1-11 классы | Номинации: прошлое Психеи (история психологии) ее семья (отрасли психологии) кто мы такие (для знакомства с ней) |
|||
Один день из жизни Принцессы | Развитие креативности, учебной мотивации | 1-11 классы | Рассказ, стихи, исследовательская работа | |||
Фоторепортаж “Школьная перемена” | Развитие учебной мотивации, поднятие общего эмоционального тонуса | 5-11 классы, сотрудники | Одно фото/зарисовка от класса | |||
Марафон “Я и мое хобби” | Развитие креативности | 1-11 классы, сотрудники | Фотоотчет, презентация, брошюра | |||
Информационные стенды “Знакомая Незнакомка” | ||||||
Правда и Мифы о психологии | Просвещение | Приложение 18 | ||||
Притчи | Просвещение | Приложение 19 | ||||
Правила жизни | Просвещение | Приложение 20 | ||||
Умения и качества, необходимые человеку в 21 веке | Просвещение | Приложение 21 | ||||
Опрос “Ваш любимый цвет” | Развитие чувства единения, поднятие общего эмоционального тонуса | Все желающие | Определение цвета школы на неделюПриложение 22 | |||
Полезная зарядка-разрядка | Здоровьесберегающие технологии | Все желающие | Приложение 23 | |||
Стена гласности | Психологическая разрядка | Все желающие | Пожелания, стихи, вопросы, благодарности | |||
Работа с педагогическим коллективом | ||||||
Такие разные дети | Психологическое просвещение | Памятки “Как работать с трудными, ленивыми, гиперактивными детьми” 24 | ||||
Практическое занятие “Эмоции и чувства” | Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей. | Приложение 25 |
Закончить Неделю Психологии предлагается в субботу. На линейке объявляются выводы мероприятия, проводится награждение победителей. Так же, логическим завершением мероприятия рекомендуем проведение Психологической сказки с заранее подготовленными учащимися-волонтерами. Приложение 26.
Что же произошло в эти дни в нашей школе? Ничего особенного и все-таки очень многое. Психологические акции, организованные как для обучающихся, так и для педагогов, - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основной целью наших акций было расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Важными особенностями акций хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто хочет их не замечать, окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. Нам кажется, мы смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию и педагогов, и детей. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих.
В неделе Психологии использованы все виды психологической работы в школе: диагностика, просвещение, коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Мероприятиями недели были охвачены учащиеся и педагоги. Положительным достижением Недели психологии можно считать то, что по сравнению с обычной ежедневной работой активность участников образовательного процесса значительно возросла.