Функциональная грамотность на примере интегрированного урока по физике и географии в 7-м классе «Решение задач по теме "Атмосферное давление"»

Разделы: Физика, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: атмосферное давление


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок повторения и применения знаний и умений.

Форма урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить знания обучающихся об атмосферном давлении; сформировать умение решать задачи с использованием понятий давление, атмосферное давление.
  • Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативной культуры, содействовать дальнейшему формированию навыков практического применения законов физики
  • Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, к учебным предметам «География» и «Физика»; внимание и дисциплинированность; формировать научный кругозор. Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Планируемые результаты

Предметные - научиться решать задачи на расчет атмосферного давления

Метапредметные:
Познавательные - дать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей.
Результативные - осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;
Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками

Личностные - уметь находить ответ на вопрос: «Какое значение (смысл) имеет для меня учение?».
Проявление позитивной самооценки, самостоятельности в принятии решений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация

Приветствует обучающихся,
настраивает их на работу на уроке, создает в классе атмосферу психологического комфорта. Слайд 1.

Слушают учителя, готовятся к уроку.

2.Актуализация знаний учащихся.
Сообщение темы урока.
Постановка цели и задач

Добрый день! Сегодняшний урок хочется начать с такой фразы: «Улыбка... Она ничего не стоит, но многое дает. Она одаривает тех, кто ее получает, и ничего не забирает у того, кто ее дарит». Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему свою улыбку. И такое хорошее настроение пусть не оставляет вас до конца урока. Слайд 2.
На столах у вас лежит оценочный лист, в который вы будете выставлять баллы за успешно выполненные задания.
Приложение 1

Какая погода сегодня на улице?
Как вы думаете, какие факторы определяют погоду?
Сегодня нас будет интересовать только атмосферное давление.
Но с понятием атмосферное давление вы уже знакомы. И сегодня вы примените свои знания на практике.
Слайд 3, 4. Прочитайте анаграмму что бы узнать тему нашего урока.
шеРеиенздача оп меетсеАнетро«фоме»ндеавил

Ответы детей: температура, атмосферное давление, влажность воздуха, направление ветра, осадки, облачность.

Итак, запишите тему нашего урока - Решение задач по теме «Атмосферное давление».
Какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
Записывают тему урока в тетрадь
Углубить и расширить знания по теме «Атмосферное давление»;
Научиться практически определять атмосферное давление;
Научиться определять высоту по изменению атмосферного давления.

3.Мотивирование к учебной деятельности

Прежде, чем мы перейдем к решению задач на нахождение атмосферного давления, нам необходимо вспомнить, что вы уже знаете о давлении. Эти знания нам пригодятся в нашей повседневной жизни и, конечно же, на этом уроке.

Создают условия для успешной учебной деятельности

4.Проверка домашнего задания

Фронтальная работа.
Приложение 2

Отвечают на вопросы.

5.Решение задач

Мы с вами успешно повторили теоретический материал по данной теме, а теперь переходим к решению задач.
1.Перевод в СИ. Слайд 5, 6.

1 вариант
1)785 мм =
2)3 см² =
3)2,8 кН =
4)965 =
5)7МПa =

2 вариант
1)936 мм =
2)15 см² =
3)260 мН =
4)700 =
5)9,3 кПа =

2. На уроке учитель закрыл резиновыми пробками отверстия в предварительно открытом на воздухе сосуде и подсоединил его с помощью шлангов к манометру и насосу (см. рисунок). Слайд 7, 8.
Судя по рисунку, что делает учитель: подкачивает в сосуд или откачивает из сосуда воздух? Насколько отличается давление в сосуде от атмосферного? Ответ поясните.
Приложение 3
3. ВПР. Задание 1 № https://phys7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=1451. Слайд 9, 10.
4. ВПР. Задание 8 № https://phys7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=6. Слайд 11.
Приложение 4
Для каждой точки Земли существует свое нормальное атмосферное давление. Оно связано с высотой точки над уровнем моря. Если населенный пункт находится на высоте 200 метров (его абсолютная высота), то нормальное давление воздуха для этого населенного пункта будет равно:
760 мм. рт. ст. - 20 мм. рт. ст. = 740 мм. рт. ст. Давление в 760 мм. рт. ст. является для него повышенным. Слайд 12.
5. Определите нормальное атмосферное давление для села Бурибай. Слайд 13.
Приложение 5
6. Рассчитайте давление атмосферы в шахте. Слайд 14.
7. «Искареженные цистерны» Слайд 15.
Приложение 6
8. Влияние и использование атмосферного давления на живой организм и живыми организмами. (Фрагмент видеофильма)
https://youtu.be/vT92WHcoSTQ
https://youtu.be/JtHk0RidTXg Слайд 16.
Физкультминутка «Свечка»
И.п. - стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть».
1-2- глубокий вдох носом;
3-4- задержать дыхание;
5-6-7-8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи; Повторить 2 раза. Слайд 17.

1. Демонстрируют умение осуществлять перевод единиц измерения в основные.
Осуществляют самопроверку.

Выполняют решение задач- устно, на доске и в тетрадях.

6.Самостоятельная работа

Работа в группах - качественные, расчетные и экспериментальные задания.
Приложение 7

Выполняют самостоятельную работу.

7. Рефлексия

Выставление оценок за работу на уроке, в лист самооценки. Составление синквейна - Атмосферное давление. Слайд 18.

1 существительное

атмосфера

2 прилагательных

Низкое, высокое

3 глагола

Защищает, давит, изменяется

Фраза

Без атмосферы нет жизни

Одно слово (существительное)суть предмета

Оболочка

Подводят итоги своей работы на уроке. Участвуют в обсуждении работы друг друга. Проводят самооценку и рефлексию.

8. Домашнее задание

Повторить тему «Атмосферное давление», составить две задачи на расчет атмосферного давления. Слайд 19.

Записывают домашнее задание.