Русский язык
-
Творческий диктант по картине А.И. Куинджи "Березовая роща" 2007
Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста диктанта. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каталоге, но изменить его, добавив нужные слова. Основной источник при составлении текста – энциклопедия.
-
Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка 2007
Цель статьи "Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка" - наметить пути изучения языка через речь и для речи на основе текста, поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц. Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст, развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
-
Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс 2007
Урок обобщает знания учащихся по теме "Сложноподчиненные предложения".
-
Интегрированный урок по математике, русскому языку, литературе на тему "Части" 2007
Межпредметные связи, которые осуществляет учитель на интегрированных уроках, способствуют повышению научности, доступности учебного материала, развивают познавательную деятельность. Интегрированный урок - тот, который охватывает изучение программного материала по двум или более предметам и на нем происходит разнообразное изучение нескольких наук по одной и той же теме. Интегрированные уроки обеспечивают развитие заинтересованности и постепенный переход к самостоятельному творчеству.
-
Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс 2007
Игра проходит как викторина в 3 тура. Ее целью является обобщение знаний учащихся текста и основных событий поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".
-
Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс 2007
Проверка знания учащимися басен И.А. Крылова. Повторение жанровых особенностей басен. Развитие умения понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки. Развитие творческих способностей учащихся.
-
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Урок-практикум. 5-й класс 2007
Выработка у учащихся умения выделять ряды однородных членов, соединённых союзом И.
-
Инетгрированный урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе" 2007
Интегрированный урок русского языка в 5-м классе с использованием ИКТ создаёт условия не только для обеспечения межпредметных связей русский язык – информатика – литература, но формирует у учащихся интерес к изучению родного языка. На уроке используются компьютеры, индивидуальные карточки, текст о М.Пришвине и иллюстрации из произведения М.М. Пришвина "Кладовая солнца", что способствует развитию разговорной речи, грамотности, проверке качества усвоения учащимися орфограмм. Отрабатывается навык применения современных технологий.
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему "Такие разные поступки и проступки" 2007
Актуальность темы урока определяется тем, что для учащихся 13–14 лет важно научиться квалифицировать свои поступки как "положительные" или "отрицательные". Работа над данной темой поможет ученикам понять, что за каждый совершённый ими проступок последует наказание.
-
Урок-зачет по теме "Причастие" 2007
Зачет – форма проверки знаний, умений и навыков, заключающаяся в выполнении практических заданий, подготовке ответов на вопросы и т.д. Урок-зачет помогает обобщению и систематизации материала, коррекции знаний, выработке умений и навыков по изучаемой теме, способствует повышению чувства ответственности у учащихся за качество работы.
-
Модульный урок русского языка по теме "Правописание гласных в корне с чередованием". 6-й класс 2007
Модульный урок – это разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них. Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и дает алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.
-
Нетрадиционная форма проведения урока русского языка по теме "Ученик и законы орфографии" для учащихся 4–5-х классов 2007
Для удержания интереса учащихся к учебному труду многие учителя стали вводить в практику работы нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок - это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах. Для учащихся нетрадиционный урок - это переход в иное психологическое состояние, это другой вид общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность.
-
Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение глагола". 5-й класс 2007
Метод обучения - это важнейший, самый подвижный и самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. В зависимости от темы, целей, уровня класса стараюсь употреблять различные методы обучения. При изучении морфологии в 5–6-х классах наиболее продуктивным считаю метод коллективной формы познавательной деятельности, разработанный кандидатом педагогических наук В.К. Дьяченко. Суть этого метода вкратце можно определить так: "Все обучают каждого - каждый обучает всех". Привожу вариант урока русского языка в 5-м классе на тему "Повелительное наклонение глаголов".
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Воля и труд человека Дивные дива творят" 2007
Урок русского языка для 8-го класса. Такие уроки позволяют развивать интерес к изучаемому предмету и способствуют воспитанию активной жизненной позиции на примере героев-земляков. Школа работает над методической темой "Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника", поэтому уроки строю с использованием национально-регионального компонента.
-
Модульное описание опыта "Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться" 2007
Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, определять форму ученического самоконтроля и самооценки, ориентирует их на самореализацию в познании, учебную деятельность.
-
Дидактические игры как средство активизации учебного процесса 2007
Весьма эффективным способом повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
-
Урок русского языка по теме "Повторение. Подготовка к контрольному диктанту" 2007
Цели урока: предупреждение ошибок в диктанте на правописание чередующихся гласных в корнях слов лаг- – лож-, рист- – рос-, кас- – кос-, гар- – гор-, безударных гласных в корне слова. Все правила проиллюстрированы стихотворениями С.Есенина, Н.Некрасова, С.Маршака, Н Усановой. Это дало возможность поработать над выразительным чтением и привить любовь не только к языку, но и к поэзии.
-
Это непростое сложное предложение (трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях) 2007
"Это непростое сложное предложение" – один из уроков по подготовке учащихся к ЕГЭ, на котором закрепляются знания по орфоэпии, лексике, пунктуации. Кроме того, это интегрированный урок: дидактический материал взят из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", который изучается на уроках литературы. Притча "Все в твоих руках", рассказанная в начале урока, должна помочь учащимся психологически подготовиться к уроку.
-
Урок-проект "Зимний пейзаж" 2007
Цель урока: формирование представлений о пейзажной живописи, об использовании художественных средств и приемов при описании природы, привитие эстетического вкуса, развитие речи учащихся, приобщение к миру прекрасного, искусства, воспитание любви к родной природе.
-
Урок-игра "Космическое путешествие" на тему "Повторение и обобщение имени прилагательного" 2007
Цели урока – в игровой форме повторить основные сведения по теме "Имя прилагательное": степени сравнения, их образование, употребление в речи; разряды прилагательных, роль прилагательных в предложении.
-
Урок русского языка "В городе Существительных" (повторение морфологических и синтаксических признаков) в 6-м классе 2007
Цели урока: повторение изученного об имени существительном как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли; расширение сведений о роли имен существительных в речи; развитие у учащихся речи, мышления, памяти. Урок построен в форме путешествия по улицам и паркам города Существительных, что повышает интерес учащихся к теме урока и вызывает положительные эмоции.
-
Открытый урок "Вводные слова. Знаки препинания при них" 2007
Урок "Вводные слова. Знаки препинания при них" проводится в 8-м классе. Приурочен к празднованию Великой Победы.
-
Урок по русскому языку. Тема: "Повторение и обобщение знаний о причастии как особой форме глагола". 7-й класс 2007
Важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением. Представлена разработка открытого урока с элементами интегрирования.
-
Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Алфавит" 2007
Буквы, как и всякое явление жизни, на месте не стояли, они развивались и видоизменялись. Слово "алфавит" происходит от первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Начало нашей письменности связано с деятельностью первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Азбука составлялась на основе греческого алфавита и получила название "кириллица", первые книги на Руси писались на пергаменте – специально выделанной коже, они были плодами огромного труда и очень дороги.
-
Урок русского языка по теме "Разряды наречий по значению" 2007
На этом уроке ученики узнают, как называли наречие древние римляне и почему это название актуально и в наши дни. Ребята учатся грамотно использовать наречия в своей речи, описывать с их помощью происходящие события.
-
Конспект урока по русскому языку "Слитное и раздельное написание частицы не с наречиями на -о, -е" 2007
Целью представленного урока является самостоятельное осмысление учащимися слитного и раздельного написания частицы не с наречиями на -о, -е на основе имеющихся знаний о правописании не с другими частями речи ; составление алгоритма "НЕ с наречиями". На уроке используются тематическая физкультминутка, все виды грамматических разборов. Урок способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, на нём сочетаются различные формы работы.
-
Тема: "Имя прилагательное". Русский язык. 6-й класс 2007
Использование формы проблемного урока и компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повторить и углубить учебный материал, пробудить эмоциональные чувства, интерес к изучению родного языка, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. На уроке используется компьютерная презентация.
-
Урок развития речи на тему "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Зависть не порок?". 9-й класс 2007
В 14–15 лет для подростков решение морально-этических проблем является актуальным: в этом возрасте они особо чувственно реагируют на негативные поступки, слова, эмоции. Как показал проведённый урок, предложенная тема пробудила в ребятах живой интерес. Они охотно вступали в дискуссию, старались быть предельно убедительными в своих аргументах. Показательным является сформулированный в ходе обсуждения проблемы вывод о том, что зависть не всегда оказывает разрушительное воздействие на человека: иногда она может направить энергию в русло созидания.
-
Открытый урок по теме "Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)" 2007
В рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. История развития эпистолярного жанра предстает в рассказах и инсценировках, заранее подготовленных учениками.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Повторение. Написание НЕ с различными частями речи" 2007
Повторение основных орфографических тем очень важно, так как орфография является главной составляющей грамотности учащихся. Уроки повторения очень эффективно, на мой взгляд, проводить на основе алгоритмов. Предлагаю вашему вниманию такой урок по теме "Повторение. Написание НЕ с различными частями речи".