Открытый урок "Вводные слова. Знаки препинания при них"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • образовательная: познакомить с терминами вводные слова, с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора;
  • развивающая: формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами;
  • воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к памяти народной.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.

Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная работа, самопроверка, взаимопроверка.

Оборудование: доска, цветной мел, учебник, таблицы, словарные слова, толковый словарь.

Ход урока

I. Оргмомент (Оформление классной работы).

II. Актуализация изученного:

Ребята, мы продолжаем с вами работать над темой 60 лет со дня Великой Победы на фашистской Германией.

Я просила вас повторить словарные слова по теме “Великая Отечественная война”. Приготовились к словарному диктанту.

1. Словарный диктант

Герой, героизм, ветеран, солдат, патриот, обелиск, памятник, подвиг, Великая Отечественная война, салют. (Самопроверка)

Задание: Составить любое красивое предложение, используя одно из слов нашего диктанта и иллюстрации на стенде.

2. Проверка домашнего задания

А) Проверяю знание правила: - Что называется обращением?

    Б) Прочитать предложения, назвать обращение, объяснить расстановку знаков препинания.

3. Индивидуальная работа:

А) на доске:

Убейте войну, прокляните войну, люди земли!

(повествующее, восклицательное, простое, односоставное, о-л, распространенное, осложненное обращением,)

Б) Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить их, составить схемы.

1. Везде: на фронте, в быту, в партизанских отрядах, в концлагерях – рождались песни и стихи.

2. Песня, музыка, художественное слово должны звучать повсюду: в походе, на привале, в промежутках между боями.

3. По всей территории нашей страны высятся памятники воинам, партизанам и подпольщикам, матерям и сестрам – всем, кто ковал священное оружие Победы.

В) Индивидуальная работа по карточкам № 1-4

4. Графический диктант

Задание: начертить схему предложения с обращением.

Пой, Гармоника, вьюге, назло,
Заплутавшее счастье зови! (А. Сурков.)

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят. (А. Фатьяной.)

Вставай, вставай, однополчанин,
бери шинель, пошли домой! (Б. Окуджава.)

Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой. (В.Лебедев-Кумач.)

И первый наш вопрос солдатский:
- Как поживаешь, фронтовик? (Б. Окуджава.)

В защиту мира встаньте, люди!

(Взаимопроверка: обменялись тетрадями. Схемы на доске)

МИНУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

III. Объяснение нового материала

- Запишем тему урока:

Вводные слова. Знаки препинания при них.

- Ребята, как вы понимаете слова “вводные, “вводить”? (помещать внутрь)

1. Работа с Толковым словарем:

1. Кого – что. Заставить войти, привести к - нибудь. Ввести войска в город.

2. Кого – что в что. Включить в что – нибудь, сделать действующим. Ввести в бой крупные силы.

Приставка “в” в слове “вводные”, “вводить” обозначает направленность действия внутрь.

2. Какую задачу мы должны решить на уроке?

Мы познакомимся с вводными словами, их основными группами по значению, поучимся находить их в предложении и выделять на письме.

Почему же некоторые слова называются вводными? Для чего они вводятся? Читаем правило (3 стр.) с. 126.

3. Наблюдение

Письмо пришло вчера. К счастью, письмо пришло вчера. Конечно, письмо пришло вчера. К несчастью, письмо пришло вчера.

- Прочитайте предложения. О чем в них сообщается?

- В предложениях сообщается о разном или об одном и том же?

- Чем отличаются предложения друг от друга?

- Что выражает слово к счастью (радость), конечно (уверенность), к несчастью (огорчение).

Вывод: перед нами вводные слова, с их помощью говорящий выражает свое отношение к тому, о чем говорит.

Записываем в тетрадь: Выражает различное отношение к сообщению.

- На стр.127 учебника внимательно рассмотрите таблицу и скажите, какие значения могут вносить вводные слова в предложение.

- Продолжим наблюдения: Можно ли изменить место вводного слова в предложении?

Давайте попробуем. Измениться ли смысл предложения? (нет)

- Если эти слова не влияют на содержание, являются ли они членами предложения?

Разберите одно из них по членам:

К несчастью, письмо пришло вчера.

Записываем в тетрадь: Не являются членами предложения.

- Ребята, при чтении вводные слова выделяются интонацией и произносятся быстрее, а на письме – запятыми.

Записываем: выделяются интонацией и запятыми.

IV. Тренировочные упражнения

1. Упр. 226

Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов ведет к засорению речи.

Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.

Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

Послушайте миниатюру “Слова – паразиты” из книги Б. Тимофеева.

2. Упр. 272 (устно)

V. Домашнее задание

Упр. 30, стр.127 (подготовиться к орфографическому диктанту по правописанию вводных слов)

VI. Итог урока: выставляю оценки!

- Какие слова называются вводными? (специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем сообщает)

- Как в речи выделяются вводные слова? (при помощи интонации: быстрое прочтение)

- На письме? (запятыми)