Урок по русскому языку. Тема: "Повторение и обобщение знаний о причастии как особой форме глагола". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Введение

Важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Обучение и развитие находятся в тесной и неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом.

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных нетрадиционных уроков. К нетрадиционным технологиям я в своей практике обращаюсь уже давно. Разработала и провела открытый урок с элементами интегрирования.

Тема: Повторение и обобщение знаний о причастии как особой форме глагола, (на материалах о нашей малой родине - Кубани)

Цель:

  • воспитательная - приобщение молодежи к истории кубанского казачества;
  • учебная - подведение итогов изучения причастий; обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных; отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении; морфемный разбор причастия; нахождение и правильное написание орфограмм в причастии.

Оборудование: таблицы, учебники, карточки (сигнальные, опорные с разноуровневыми заданиями, перфокарты), подборка газет “Кубанские новости”.

Доска: число, тема.

Ход урока

Организационный момент.

Чтение учителем стихотворения Подкопаева B.C. “Край наш тополиный”

Объявление темы и цели урока.

Опрос.

Сообщение “Причастие как особая форма глагола” (на грамматическую тему).

Фронтальная проверка знаний о причастии.

  • Что называется действительными и страдательными причастиями?
  • Рассказать о действительных причастиях настоящего и прошедшего времени.
  • Рассказать о страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени.
  • Что такое причастный оборот? Рассказать о пунктуации при нём.

 Индивидуальная домашняя работа по развитию речи. Прочитать написанные дома сочинения-миниатюры на тему “Осень на Кубани” с использованием причастий.

Устный диктант с использование сигнальных карточек “Д”, “С”, “I спр.”, “IIспр.”, “Нв”, “Пв”.

Сигнальная карточка Слова
“Д”, “С” Поющий, ведомый, летевший, вооруженный, видимый, несущийся, одеваемая, одевающая, освещающая, разбитое
“Нв”, “Пв”. Купленный, купающийся, невесомый, вспаханное, полученное, освещаемый, желтевший, загоравший, загорающий.
“I спр.”, “IIспр.” Поющий, клюющий, ведомый, озаряемый, державший, пахнущий, краснеющий.

Словарный диктант, (учащиеся выбирают и записывают словосочетания с причастиями из стихотворений кубанских поэтов)

“Степь” И. Варавва

Молчалив курган высокий,
Близкий сердцу моему,
В зеленеющей осоке,
Подступающей к нему.

“Бой под Кущёвской и Шкуринской” К. Обойников

С красным верхом валились кубанки
На земли обожжённою грудь.
И летели на танки тачанки,
Свою славу пытаясь вернуть.
Камышей подсеченную стенку
Принимала навеки река.
И опять генерал Кириченко
Под собой менял дончака.

“Казачья былина” Неподоба Вадим

Здесь под берегом правым Кубани,
С поразившей землёю в глазах
Спит в терновом цветущем кургане
Нашей кровной былины казак.

“Кубань земля такая” Кронид Обойщиков

Кубань - земля такая
От края и до края
Две Дании войдёт,
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.

Игорь Маркозашвили

Тихо плещутся звёзды в ночном Бейсужке,
Лунный свет над садами струится.
После трудного дня на степном ветерке
Засыпает родная станица.
Тополей Переясловских лёгкая тень
На уснувшие окна упала.

Индивидуальная работа

  1. Работа у доски (2 чел)
  2. Работа за партами по карточкам дидактического материала с использованием опорных карт.
  3. Работа с перфокартами.

 Игра: Составь слово, взяв от данных слов указанную морфему.

Подъехал Подступающий
Ступа
Касание
Поющий
Клюющий

 Объяснительный диктант “Знаете - не знаете”.

  • Переселившиеся на Кубань запорожцы сохранили память о своей первой родине. Остались и традиции (Записать предложение).
  • Кубанские казаки, принявшие участие в параде Победы в Москве в 1945 году, прошли с шашками наголо. (Записать словосочетания).
  • Луки, ружья, пистолеты, пороховницы - редкая коллекция казачьего оружия, хранящаяся в музее города Краснодара.
  • Военные регалии Кубанского казачьего войска, вывезенные в годы гражданской войны, сейчас хранятся в США. (Разобрать слово по составу).
  • Рис в нашу страну принесли кубанские казаки, побывавшие в дальних персидских походах. (Записать предложение, выделить графически причастный оборот).

Роман Лихоносова “Наш маленький Париж” о Краснодаре.

Кубанская кавалерист - девица, роговская казачка Елена Чоба, прорвавшаяся через вражеское кольцо и спасшая от неминуемой гибели две русские батареи, была награждена Георгиевским крестом (3 слова).

Кубань всегда привлекала писателей, красотой её природы любовался А.С. Пушкин, проезжавший летом 1820 года по дороге с Кавказа в Крым (Определить причастный оборот).

Яркий быт кубанцев нашёл отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова, путешествовавшего по благодатной земле казачьего края. (Устно).

Сила кубанских впечатлений явилась во многом тем могучим источником вдохновения, позволившим писателям-классикам создать всемирно известные произведения. (Устно).

Казачество - единственное сохранившееся в мире рыцарство.

Обобщение.

Итак, что мы знаем о причастиях (инсценировка).

“Уж очень необычно это причастие”

Автор: - Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие! Это часть речи - сразу скажете вы. Нет, это глагольная форма, но не простая, а особенная, удивительная. А родственников у неё сколько! И глагол, и прилагательное.

Глагол: - Я дал причастию вид, время, возвратность.

Прилагательное: - Благодаря мне причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Автор: - Но и причастия тоже хитрые, кое-чему и сами научились. Бывают они и действительные, и страдательные.

Действительное причастие: - Я не страдательное. Я само провожу действие и ни от кого не страдаю!

Страдательное причастие: - Зато в настоящем времени я образуюсь с помощью глаголов I и II спряжения и суффиксов -ем, -им, -ом, а в прошедшем времени - с помощью суффиксов - нн, -енн (-ённ), -т, а ты, Действительное, в настоящем времени с помощью суффиксов -ущ, -ющ, - ащ,- ящ, а в прошедшем времени, смех просто, с помощью -вш, -ш образуешься!

Автор: - Да, причастия - необычная форма. Без него наш язык был бы скучным, ненасыщенным. А когда в предложении оказывается причастный оборот, - тут уж вообще не до скуки. Он всегда что-то требует.

Причастный оборот: - Да, выделяйте меня запятыми, если главное слово стоит передо мной и не выделяйте, когда главное слово стоит после меня, причастного оборота.

Все вместе: - Очень необычно это причастие!

Итоги урока.

Воспитание любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, станице или городу, родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему. Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.

В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. Вместе, в гармоничном их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном. В Краснодарском крае действует губернаторская программа по Кубановедению “Учу тебя, моя Кубань”. В рамках этой программы и подготовлен этот урок русского языка.

Рекламная пауза.

Очень много можно узнать о нашем крае, его прошлом и настоящем из газеты “Кубанские новости”. Это очень красочное, иллюстрированное издание, которое можно использовать на уроках. Кто не выписал - многое теряет!