Урок русского языка по теме "Разряды наречий по значению"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая
  • между ними существует;
  • учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи;
  • развивать речь, обогащать словарный запас,
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • на доске карточки со словами “НАРЕЧИЕ – ПРИГЛАГОЛИЕ”;
  • - карточки с ребусами;
  • на DVD отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев”;

Введение в тему урока:

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и

подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты “темно” -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно” ты –
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво” -
Пред тобою сразу вся Россия!

Какие же слова привлекли маленькую поэтессу?

Что это за слова? Что у них общего?

Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия)

Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы будем говорить о наречиях и о разрядах наречий по значению.

НАРЕЧИЕслово очень старое.

В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.

А древние римляне называли наречие ПРИГЛАГОЛИЕМ.

Как вы думаете почему? (Наречие используется только вместе с глаголом)

Упражнение в определении разрядов наречий по значению:

распределить наречия в столбики по разрядам

место действия время действия образ действия
оттуда давно прямо
сзади поздно легко
издалека вчера весело
утром красиво

отгадать ребусы, определить разряд наречий:

а) (РЯДОМ)

б)

(ВНИЗУ)

 в)

(ВОКРУГ )

 Знакомство с новыми наречиями.

Сказка “Кто важнее”. Инсценирование детьми.

В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.

Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.

- А стоит подставить меня, - хвастается другое, - так сразу все исполнится. А ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

- Когда-нибудь, - лениво отвечает то.

- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, так все делается медленно.

- И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, как все дело портится.

И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

- Где же наречие Ярко?

- Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.

- А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. – Ведь вы все-все можете. Вы же важнее всех.

Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.

А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по прежнему.

Только никто уже больше не хвастался.

  • составить и записать предложение с одним из наречий, которые встретились в сказке.

Физминутка.

Выполняем действия, характеризуя их наречиями.

руки поднять (как?) высоко идем (как?) легко
развести (как?) широко (как?) быстро
опустить (как?) низко (как?) по-медвежьи
хлопаем (как?) тихо дуем (как?) сильно
(как?) громко (как?) слабо

6. Работа над развитием речи.

  • заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу.
  1. Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
  2. Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
  3. Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
  4. От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
  5. В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
  • посмотреть отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев” и
  • охарактеризовать происходящее с помощью словосочетаний глагол + наречие (например: горит ярко, говорит капризно, ругаются громко и т.д.)

Проверочная работа.

1) услышать в предложении наречие, выписать словосочетание гл.+н., определить разряд наречия по значению.

  • Русалочка подплыла к краю близко.
  • Сегодня удача улыбается мне.
  • Принца Эрика волна легко выплеснула на берег.
  • Сердце принца часто забилось.

2) взаимопроверка

Итог.

  • Какие новые наречия узнали на уроке?
  • Как иначе можно назвать наречие?
  • Чем отличается наречие от других частей речи?

Домашнее задание.

По выбору:

  • выписать из любого произведения 6 предложений с наречиями;
  • написать сочинение “На уроке”, используя наречия.