Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с историей возникновения букв и русского алфавита;
  • способствовать развитию умения учащихся свободно пользоваться русским алфавитом;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому России и родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык. 5 класс” под ред. М.М.Разумовской, орфографический, толковый, этимологический и др. словари (выставка), книга пожеланий и предложений, Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Т. 1. А-Ж, “Житие Александра Невского”, “Слово о погибели русской земли”.

Ход урока

Учитель: - Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

Учащиеся: - Через книги, телевизор, компьютер..

Учитель: - Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. И сегодня мы совершим с вами путешествие в удивительный музей. Но сначала скажите, какие музеи вам известны?

Учащиеся: - Исторические, археологические…

Учитель: - А может быть Музей Слов? Подумайте, где собраны слова?

Учащиеся: - В словарях.

Учитель: - Верно. В словаре. И я вас приглашаю, уважаемые посетители, войти в Музей Слова. Пройдём по комнатам. Перед вами Орфографический словарь (знакомство с орфографическим словарём). А какие ещё словари вы знаете?

Учащиеся: - толковый, этимологический, словарь иностранных слов и др.

Учитель: - Молодцы. А теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с экспонатами нашего Музея. Как они выстроены, из чего состоят?

Учащиеся: - Из букв, расположены слова по алфавиту.

Учитель: - А что такое буква? На доске: БУКВА -1) это графический знак, входящий в азбуку. 2) перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь (следовать букве закона)

-А теперь из уважения к хозяевам Музея выполним следующую работу, напишем словарный диктант:

  • музей,
  • экспонат,
  • словарь,
  • экскурсовод,
  • галерея.

-Ну что ж, вернёмся к госпоже Букве. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно так пишутся буквы? Всегда ли они были такими? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам посетить историческую комнату.

-Буквы, как и всякое явление жизни, на месте не стояли, а, конечно же, развивались и видоизменялись. И современный облик, одежду они приобрели не сразу.

Сейчас нам трудно представить те отдалённые времена, когда люди вообще не умели писать. Сегодня наш день начинается с общения, человек рядом – мы говорим с ним, нет его – звоним или пишем письмо. Почему мы пишем именно такими буквами? Вопрос сложный, и ответ на него уходит корнями в прошлое. (Работа с энциклопедией)

В древние далёкие времена люди обменивались посланиями с помощью предметного письма. Пройдёт немного времени, и появятся пиктографические изображения (рисуночное письмо). Но они не давали людям точно и ясно излагать свои мысли, при их “прочтении” возможны были искажения смысла. Позже буквы принимают вид, который они имели в греческом алфавите. Немного времени спустя буквы примерили одежду из старославянского гардероба. Ну и в финале - современные костюмы и платья букв, которые знакомы каждому.

-Итак. Уважаемые посетители, мы совершили небольшой экскурс в историю. Нередко в ходе рассказа мною было употреблено слово “алфавит”. А что это такое?

1-й учащийся: АЛФАВИТ

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит)
  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту)
  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге)

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

2-й учащийся: Слово “алфавит” происходит от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Ведут они своё происхождение от слов “алеф” (бык) и “бет” (дом). Первая до сих пор похожа на изображение головы быка, только рога опущены вниз. Вторая, правда, претерпела значительные изменения, и теперь вряд ли кто угадывает в ней рисунок дома.

Учитель: - Спасибо, ребята. Со словом “алфавит” созвучно другое – “азбука”. Оно тоже имеет свою историю: а-аз, б-буки.

-А где же истоки нашей письменности?

1-й учащийся: -Начало нашей письменности связано с деятельностью первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Азбука составлялась на основе греческого алфавита (из 43 букв – 24 греческие) и получила название кириллицы.

2-й учащийся: -Первые книги на Руси писались на пергаменте – специально выделанной коже, чаще всего телячьей. Их создавали искусные писцы в монастырях. Пергаментные книги были очень дороги, и всё же их заказывали и покупали. На Руси и в древности хорошо понимали пользу “учения книжного”. Для обучения грамоте использовались те же книги, по которым велось богослужение. В произведениях того времени книги называют источником мудрости, сравнивают с глубиной морской, откуда выносят драгоценный жемчуг, а ум, чуждый книжного учения, уподобляют птице, лишённой крыльев. Эти книги были плодами огромного труда, и мы вправе назвать их произведениями искусства.

Учитель: -Да, ребята, у кого не вызовет трепета старинная рукопись, написанная на пергаменте или желтоватой бумаге с каплями воска в толстом кожаном переплёте с медными застёжками по краям? Странной, почти магической властью обладают над нами слова, написанные столетиями назад. Может быть, их магия в том, что они позволяют проникнуть в далёкое прошлое, ощутить дух и разум наших предков?

Ребята, понятно вам значение слова “начертание”? Давным-давно буквы называли “черты” и “резы”. Их чертили очень тщательно, выводя каждый элемент, все буквы были прямыми, и никаких наклонов не было.

“Житие Александра Невского” и “Слово о погибели русской земли” -Взгляните на этот текст, в чём его особенность?

Учащиеся: - Всё написано сплошным текстом.

Учитель: - Верно. Раньше при письме между словами не делали пропусков, всё писали сплошным текстом. Нередко один текст писался год, а то и больше.

Вспомните, когда учитель диктует вам диктант, он время от времени говорит: “Новое предложение пишем с красной строки”. А что это значит? Взгляните на текст (работа с текстом)

1-й учащийся: - Поистине грандиозным поворотом в развитии письменной культуры стало появление на Руси книгопечатания в ХVI веке. Первая книга была напечатана Иваном Фёдоровым.

Учитель: - Когда вы впервые узнали буквы? Вы знаете алфавит? Давайте проверим (по цепочке).

-Хорошо, порядок букв вы знаете, а вот произношение некоторых из них мы сейчас исправим. Откройте учебник на стр. 28-31 , пройдём по алфавиту ещё раз.

-А кто из вас мне может ответить, в чем особенность русского алфавита?

Учащиеся: - Согласных больше, чем гласных, Ь и Ъ не обозначают звуков.

Учитель: - Молодцы. А когда же мы в повседневной жизни пользуемся современным алфавитом?

Учащиеся: - Когда пользуемся словарём, телефонным справочником, библиотекой и т.д.

Учитель: - Воспользуемся им и мы: попробуйте написать имена своих друзей в алфавитном порядке(учащиеся зачитывают свои работы).

Учитель: - Пройдём дальше, уважаемые посетители. Есть в нашем Музее один таинственный стенд. Подойдём к нему. С давних пор люди придавали магическое значение буквам. И тот, кто умел писать, пользовался огромным уважением. Древние люди обращались к ним с просьбой написать имя человека. Если это был друг, то бумажку помещали у ног статуи богов, если же враг – сжигали и тем самым, по поверьям, обезвреживали врага.

На Руси тоже грамотные люди были в почёте. Мы уже видели некоторые буквы в предыдущих комнатах музея, посмотрим ещё несколько экспонатов: неправда ли, огромные чувства вложены в изображённое. Что вы видите и что можете сказать? (ребята делятся своими впечатлениями от увиденного)

Попробуйте и вы изобразить подобным образом букву, которая вам больше всего нравится.

А задумывались ли вы над тем, что буквы могут передавать не только чувства, ощущения, но и ассоциироваться с каким-либо цветом. У вас возникали такие ассоциации? Почему? (ребята делятся со своими ощущениями и ассоциациями)

Учитель: - Пройдём в следующую комнату, комнату Улыбки. Буквы – народ очень дружелюбный и весёлый. Нередко люди составляют из них слова и предложения, и получаются интересные тексты. Один из таких текстов мы и попробуем составить. Я покажу вам пример, и вы сразу поймёте, что именно от вас требуется:

  • Аист Был Выше Гуся.
  • На Огороде Посадили Репу, Свеклу.
  • Зайцы И Кролики Любят Морковь.

-В чём особенность этих предложений?

Учащиеся: - Слова в них расположены по алфавиту.

Учитель: - Верно. Теперь и вы попробуйте составить подобные предложения. Самые лучшие из них мы оставим хозяевам Музея в память о нашем посещении. Время пошло, приступайте к работе. (после учащиеся зачитывают свои предложения)

Учитель: -И, наконец, уважаемые посетители, нам осталось заглянуть в последнюю комнату – комнату, где хозяйничают Буквы и Звуки. Они живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Он как бы надевает одежду на звуки в виде значков-букв. Буквы – это одежда для звуков, но сшита она не для всех. Какие буквы не обозначают звуков?

Учащиеся: - Ъ и Ь.

Учитель: - Да. Есть звуки гласные и согласные. Как вы думаете, кому из них живётся легче?

Учащиеся: - Гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград.

Учитель: - Хорошо. Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая запишет все гласные буквы, а вторая – все согласные Какие буквы не войдут ни в ту, ни в другую группу?

Учащиеся: - Ъ и Ь.

(учащиеся выполняют задание)

Учитель: - Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что звуки могут создавать ощущение комфорта, тепла, уюта, а также ощущение прохлады? Последнее качество звуков, например, широко применяется в жаркой Японии: там для это цели (ощущения лёгкого ветерка) используют колокольчики, издающие определённые звуки.

Многое можно рассказать о простых, казалось бы, звуках. Иногда и вымышленные слова могут обладать определённым фонетическим значением.

Например, “балабама” и “чичирикли”. Попробуйте дать им характеристику с помощью прилагательных.

Учащиеся: - “балабама” - что-то круглое, мягкое, доброе, толстое.

“чичирикли” - острое, угловатое, сердитое, худое, юркое, злое.

Учитель: - Хорошо, а что вам подсказало подобные ощущения?

Учащиеся: - Сочетание звуков.

Учитель: - Верно, это одно из свойств звуков речи. Попробуйте и вы создать слова, свойства которых подсказывало бы сочетание определённых звуков.

(учащиеся придумывают слова, затем зачитывают их; остальные пытаются дать им определение)

Учитель: - Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подошла к концу. Когда выходят из музея, то пишут о своих впечатлениях в книгу пожеланий и предложений. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции. Сегодня вы познакомились с историей букв. С какими словами вы бы обратились к буквам? А может быть, к какой-то конкретной букве? Например, буква “А”, я очень рад был познакомиться с тобой, потому что…

(учащиеся делают свои записи в книгу пожеланий)

- Спасибо вам, уважаемые посетители, за ваши отзывы. До новых встреч. И не забывайте о том, буквы – ваши лучшие друзья и помощники в общении.