Урок русского языка "В городе Существительных" (повторение морфологических и синтаксических признаков) в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  • повторить имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли.
  • расширить сведения учащихся о роли существительных в речи.
  • способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

I. Приветствие, запись числа в тетрадях, подготовка к восприятию темы урока.

1. – Наш урок мы начнем со словарной работы. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю вам право выбора оружия.

– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведем орфографическую дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах). Два ученика у доски.

Апельсин, аппетит, аромат, бульон, бутерброд, винегрет, завтрак, калач, крыжовник, морковь, ветчина, колбаса, вермишель, котлета, макароны, пельмени.

Победители дуэли поднимают руки.

2. – Из слов какой части речи состоит словарный диктант? Что обозначают эти слова? Итак, тему урока “Имя существительное. Морфологические признаки” запишем в тетрадь. Во время урока мы побываем в городе Существительных, пройдемся по его улицам и проспектам, вспоминая морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль (обращение к карте города).

Сообщение справочных сведений

– Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над “Толковым словарем живого великорусского языка” он работал 47 лет. Кто помнит, сколько слов в словаре Даля? (более 200 тыс.слов). И 40% от этого количества слов составляют существительные. Самые простые слова – названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Давайте посмотрим вокруг себя. “Это часы”, “Это дверь”, “Это окно”, “Это цветок”, “Это книги”, “Это картина”. Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. У каждого из нас есть имя. Имена есть и у предметов, которые нас окружают.

3. – Вы сказали, что существительное обозначает предмет. На карте города Существительных центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл (обозначение предмета). Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет.

Задание: продолжите тематические классы слов:

Бег, …

Белизна, …

Вывод: Как бы ни различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение. Какое? (Значение предмета).

II. Работа с картой города (повторение морфологических признаков).

– В городе Существительных есть улицы Одушевленная и Неодушевленная, Собственная и Нарицательная. Почему улицы города имеют такие названия? Приведите примеры.

Прочитайте текст упр. 194 (вслух). Что нового вы узнали об именах собственных и нарицательных? (Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, маузер, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов)).

Запишите: Рентген – рентген, Дизель – дизель, Шаль – шаль.

– В городе Существительных есть улицы Мужского, Женского и Среднего рода, которые пересекаются улицами склонений: 1, 2 и 3-го.

Расскажите о склонении существительных и приведите примеры существительных разного типа склонения из упр. 194.

Что мы называем склонением?

Посмотрите на карту города. Вы видите Падежный проспект. Почему в городе есть проспект с таким названием? Падежный проспект пересекается 6 улицами – Именительной, Родительной, Дательной, Винительной, Творительной и Предложной. Назовите падежи существительных вместе с падежными вопросами.

Как еще могут изменяться существительные? Посмотрите, куда упираются падежные улицы своими концами? (Они упираются в два парка: Множественного и Единственного числа). Жители этих улиц могут гулять в том и в другом направлении, но каждый раз, перекая Падежный проспект, они меняются. (Существительные изменяются по числам). Но есть существительные, которые имеют только множественное или только единственное число. (ножницы, сани, листва, погода).

– При изменении слова образуют формы. Сколько форм имеет существительное, изменяющееся по числам? (12) Что можно сказать об особенностях словоизменения таких существительных, как ножницы, листва? Сколько форм имеют такие существительные? (Вдвое меньше: 6 вместо 12). Учащиеся склоняют существительные у доски.

Ед.ч. Мн.ч

И.

Листва

Сани

Р.

Листвы

Саней

Д.

Листве

Саням

В.

Листву

Сани

Т.

Листвой

Санями

П.

(о) Листве

(о) Санях

– Почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?

(К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки имен существительных; а чуть в стороне – улицы и парки, называющие непостоянные признаки).

– Вокруг города Существительных – окружное шоссе. Но дорога очень странная: она обозначена разными линейками: сплошной, двойной, пунктирной. Почему? (Вывод: существительное может выступать в роли любого члена предложения).

Задание: определить, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Выбрать из данных предложений существительное и сделать его морфологический разбор.

III. Творческая работа.

– Вы знаете, что есть предложения, в которых может быть только подлежащее, выраженное существительным в Именительном падеже. Такие предложения являются назывными. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, такие, по которым можно представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощью таких предложений передавали свои чувства, эмоции известные поэты.

Как начинается стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”? (Мороз и солнце; день чудесный!). Попробуйте выразить свои чувства, эмоции с помощью таких предложений. Составьте и запишите поэтическую зарисовку “Идет волшебница зима”, “День чудесный!” или на любую другую тему.

IV. Итоги урока.

Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

Расскажите о морфологических признаках существительного и его роли в предложении, пользуясь картой города Существительных.

Д/з: § 36 с. 79. Упр. 194 (по заданию).

Приложение