Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-х классов. Квест-игра: «Знатоки финансовой грамотности»

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: финансовая грамотность


Форма проведения: занятие-игра по станциям: «Знатоки финансовой грамотности».

Целевая аудитория: учитель, учащиеся 5-х классов, учащиеся 10 класса. Данный урок включен в программу внеурочной деятельности по финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты:

  • В ходе квест-игры, учащиеся получат возможность в игровой обстановке закрепить изученные ключевые понятия: средства сбережения, нарушение прав человека, права потребителей, деньги, валюта, доходы и расходы.
  • Данный урок способствует формированию практических навыков в быту.

Цель: Способствовать формированию у детей понимания основных экономических понятий через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию экономического образа мышления;

Развивающие:

  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики;
  • формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
  • развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в группе,
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Методы обучения:

  • словесный - устное изложение материала;
  • наглядно-демострационный - демонстрация компьютерных слайдов;
  • практический - выполнение заданий и упражнений

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная.
  • Групповая

Оборудование и материалы:

  • Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран.
  • Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.

Приложение: Презентация.

Форма работы участников: групповая (командная).

Время занятия: 60 мин.

Краткое описание игры-квеста

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом. Команды проходят станции по своему маршрутному листу, выполняют задания и зарабатывают «рубли».

В конце игры «рубли», заработанные командами, подсчитываются и обмениваются на призы:

Для проведения игры необходимо:

  • создать 3 команды;
  • разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;
  • назначить ведущих (учеников 10 «Б» класса): по 2 ведущих на каждую станцию, у ведущих будет комплект заданий, критерии и «рубли», которые заработают команды;
  • приготовить: жетоны «Рубли» (в большом количестве); призы; грамоты.

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором станции указаны в определенном порядке (очень важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу).

Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент (2 мин.)

Приветствие учащихся.
Формирование групп.

Приветствие учителя.
Организация и настрой на учебную деятельность.

2. Мотивация
(5 мин.)

Создает эмоциональный настрой.
Формулирует задание.

3. Игра по станциям
(42 мин.)

Раздает маршрутные листы.

Получают маршрутные листы.

Станция 1. «БАНК»
(8 мин.)

Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные жетоны в виде железных рублей.

(На каждой станции деятельность учителя выполняет волонтер (обучающийся старших классов, учитель)

Выполняют задания. Рисуют схему работы банка, определяют нарушение права в м/ф «Буратино», исправляют пословицы.

Станция 2. «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»
(7 мин.)

Ребята угадывают, кому из мультипликационных героев принадлежат слова. Записывают ответы на листке в столбик.

Станция 3. «ВАЛЮТА»
(7 мин.)

Ребята стрелочками соединяют валюту с названием страны.

Станция 4. «МАГАЗИН»
(7 мин.)

Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя.
Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете.

Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА»
(7 мин.)

Изучают информацию о товаре, делают запись в таблицу, т.е составляют визитную карточку товара.

Станция 6.
«РЕКЛАМА»
(7 мин.)

Придумывают и рисуют на листе А4 рекламу нового молока, которое хотели бы производить на своей молочной фабрике.

4. Рефлексия. Подведение итогов игры.
(10 мин.)

Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение.

Оценивают свою деятельность.

Ход занятия

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8