Мастер-класс "Передай другому: технологическая карта продукта как способ сохранить и передать мастерство"

08.12.2025

Скачать презентацию (21.64 МБ)

Приложения:

Презентация Приложение 1.pdf, Приложение.pptx

Резюме мастер-класса Приложение 2.pdf,

ТК изготовления продукта с мастер-класса Приложение 3.pdf

Наш разум – это бесконечная вселенная задумок.
И каждую можно превратить в классный продукт!

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1. Вы, наверное, обратили внимание на слайд? Скажите, что объединяет эти изображения? Или, может, кого на них не хватает?

Слайд 2. Конечно, вы вспомнили слова из поэмы Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!» про смелую и решительную женщину.

Слайд 3. Но в нашем современном мире не всегда такая женщина рядом, и не везде она успеет. Поэтому сегодня я предлагаю вам сделать свой собственный оберег – предмет, от которого мы ждём защиты и удачи)

Слайд 4. Перед вами изображение оберега «Крупеничка» и все необходимые материалы для его создания. Предлагаю вам создать свой оберег, у вас будет на это 5 минут.

Слайд 5. Таймер на 5 минут. Участники мастер-класса собирают (пробуют собрать) из материалов оберег по фотографии на слайде.

Пока участники создают оберег, я расскажу историю про Крупеничку.

ИСТОРИЯ ПРО КРУПЕНИЧКУ

В славянской культуре куклы играли важную роль. Практически в каждом доме было несколько кукол, каждая из которых имела своё значение, выполняла свою задачу.

Сегодня речь пойдет об одной из главных русских народных кукол – Крупеничке.

Традиционно Крупеничка создавалась сразу после сбора урожая. Её задача – сберечь в себе лучшие зёрна в течение всего года до нового сева. Но есть и другой, более глубокий смысл – сохранить и приумножить всё, что семье ценно и дорого.

Для нас, городских жителей, сбор урожая уже не является настолько важным событием. Но и для нас очень-очень важно не обесценивать результаты своего труда, а уметь сберечь и приумножить лучшее и ценное из того, что у нас есть!

Основное в этом обереге – наполнение. Каждый понимает, что в оберегах не так важна обёртка, как содержание.

Есть одно правило, чтобы талисман был рабочим – берут зёрна, способные к проращиванию. Ведь основная задача талисмана – увеличивать, прибавлять, проращивать благосостояние. Например:

  • Греча – символ здоровья.
  • Пшеница – королева зерновых, символ плодородия.
  • Фасоль – финансовый достаток.
  • Рожь – единство и мир в семье.
  • Перловка − сытость и надёжность.
  • Горох – хорошая связь между поколениями, помощь рода, дружба.

Можно и смешанный наполнитель – альтернатива в те моменты, когда нет чёткого понимания задуманных желаний.

Куклу наряжали в женский традиционный русский костюм: рубаха, сарафан, душегрея, передник, обязательно головной убор. Крупеничку традиционно делали без лица, как и остальных обрядовых кукол на Руси.

В наше время Крупеничку часто дарят на новоселье, чтобы в новом доме хозяев всегда сопровождали достаток и сытая жизнь.

Источники:

  1. https://starinasib.ru/news/kukla_krupenichka-603/,
  2. https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kukla-krupenichka-i-bogach

Слайд 6. (Через 5 минут) Всё ли получилось? Почему не получилось? А что помогло бы улучшить результат? …

Слайд 7. Конечно, можно посмотреть видео…

Слайд 8. Или прочитать текст….

Слайд 9. Но я предлагаю вам лучшее решение: технологическая карта.

Слайд 10. Тема моего мастер-класса: «Передай другому».

Идея: «Технологическая карта продукта как способ сохранить и передать мастерство».

Цель: «Передача способа создания и применения в педагогической практике технологической карты материального/информационного продукта».

Слайд 11. Технологическая карта представляет из себя таблицу, содержащую описание операций, их результатов, материалов и инструментов для производства продукта.

Слайд 12. Рассмотрим структуру технологической карты. Номер этапа. Что делаем – ставим цель – небольшая законченная часть продукта. Как делаем – прописываем операции, последовательное выполнение которых приведёт нас к цели. Иллюстрируем эскизами, фото или схемами, указываем материалы и инструменты.

Слайд 13. Давайте посмотрим, как выглядит технологическая карта изготовления куклы-оберега «Крупеничка».

Слайд 14. Изготовление основы куклы (мешочек для крупы).

Слайд 15. Изготовление рук куклы.

Слайд 16. Изготовление рубахи-сорочки и сарафана.

Слайд 17. Изготовление душегреи.

Слайд 18. Изготовление фартука-передника.

Слайд 19. Оформление головы куклы.

Слайд 20. Оценка результата.

Слайд 21. Вот как карта выглядит полностью. Согласитесь, если бы я вам сразу выдала эту технологическую карту, результат вашей работы был бы лучше!

Слайд 22. Мы, учителя, составляем и используем технологические карты уроков. Я предлагаю знакомить обучающихся с технологическими картами, учить их пользоваться и создавать такие карты не только на уроках труда (технологии). Вот какие преимущества и эффекты это даёт.

Слайд 23. Первый эффект – через технологическую карту мы дарим технологию. Часто говорят: «Не давай человеку рыбу, дай ему удочку!» Я бы дополнила «Научи делать удочку!» Передавая технолгию через технологическую карту, мы запускаем кругооборот, обмен мастерством. Вот как я это вижу.

Слайды 24–29. Чаще всего мы покупаем готовый продукт. Но полезно и интересно создать продукт самостоятельно по технологической карте. А потом придумать и создать новый продукт и описать его создание в технологической карте. Технологическую карту опубликовать и так передать своё мастерство другим людям.

Слайд 30. Второй эффект – технологические карты развивают мышление.

Слайд 31—35. Посмотрим на всем знакомую Таксономию Блума. Создание продукта по технологической карте и создание технологических карт развивает навыки базового и высокого уровня: применение, анализ, синтез и оценка.

Слайд 36. Третий эффект – актуальность в учебно-воспитательном процессе.

Слайды 37, 38. Для учителей и учеников, в рамках предмета труд (технология) и за его пределами: в проектной деятельности – описать создание продукта, разбор сложных заданий и практикумов, в том числе при подготовке к экзаменам.

Слайд 39. Например, вот такие технологические карты составили девятиклассники самостоятельно при выполнении инидивидуальных проектов.

Слайд 40. Итак, технологическая карта помогает сохранить и передать местерство, плюс создание технологических карт развивает мышление высокого уровня: анализ, синтез, оценка.

Слайд 41. Сегодня я перадаю вам мастерство создания куклы-оберега Крупеничка через технологическую карту её изготовления. Давайте помнить, что «Наш разум – это бесконечная вселенная задумок. И каждую можно превратить в классный продукт!»


a_id: 710578