Игра-путешествие "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России”   предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

 Цель программы: создание условий для   формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

 Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час 
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно-музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала 
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания   (урочная, внеурочная, внешкольная)

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть   направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Золотое кольцо России

План игры

  1. Выбор города в Золотом кольце.
  2. Исследование этого города, его достопримечательности, интересные факты.
  3. Автобусная экскурсия классы в этот город.
  4. Подготовка презентации от класса по собранным материалам, фотографиям.
  5. Игра-путешествие в этот город Золотого кольца, по материалам презентации.
  6. Выставки ребят, по народному творчеству или интересным фактам истории в этом городе.
  7. Защита проектов от каждого класса.

В настоящее время, когда информационное пространство, доступное современному школьнику, перенасыщено сообщениями о войнах, противостояниях, враждебности и прочей негативной информацией, самое время обратить внимание детей на историю родной страны, своего народа. На первый план выступает воспитание патриотических чувств на добром, чутком и бережном отношении к истории своей Родины. А выполнить данную задачу можно только знакомя ребят с историческим наследием России, историей народа, его традициями, всё это есть и бережно сохраняется в наши дни.

Игра-путешествие “Золотое кольцо России” прошла в начальной школе в рамках проекта “Я путешествую и исследую”.

Приложение "Маршрутный лист"

Подготовка и проведение игры:

  • Основные положения.
  • Игра проводится в 3 этапа;
  • Участники игры - возрастная группа 7-10 лет;
  • Привлечение родителей и учащихся других возрастных групп из Совета школы;

1. Подготовительный этап:

Экскурсии: Владимир-Суздаль (октябрь), Углич-Мышкин-Мартыново (ноябрь);

Классные часы в 1-4 классах “Я – гражданин России!”;

Беседы об истории и памятных местах Москвы и Подмосковья.

2. Основной этап (проведение игры):

Построение команд. Получение маршрутных листов.

Путешествие по станциям. Путешествие проводится по двум возрастным группам: 1-2 и 3-4 классы. Сопровождают команды и являются гидами учащиеся старших классов из числа Совета школы. На каждую станцию отводится 7-10 минут.

Экскурсоводами на станциях являются учителя начальных классов. Они знакомят детей с историей города, его историческими достопримечательностями, традициями, современной жизнью города, людьми, оставившими свой след в истории города. Учителя готовят презентацию или видео о городе. Одним из важных критериев является доступность в изложении материала.

На каждой станции дети проходят испытание: отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд, собирают пазл и т. д. В случае успешного прохождения испытания на маршрутный лист наклеивается изображение герба города.

Подведение итогов. Награждение команд.

3. Заключительный этап - рефлексия.

  • 1-2 классы - конкурс рисунка “Старинные русские города”;
  • 3-4 классы – конкурс сочинений “Путешествие по Золотому кольцу России”.
  • Творческий конкурс “Народные промыслы России”.
  • Оформление выставки детских работ.