В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно-музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Золотое кольцо РоссииПлан игры
- Выбор города в Золотом кольце.
- Исследование этого города, его достопримечательности, интересные факты.
- Автобусная экскурсия классы в этот город.
- Подготовка презентации от класса по собранным материалам, фотографиям.
- Игра-путешествие в этот город Золотого кольца, по материалам презентации.
- Выставки ребят, по народному творчеству или интересным фактам истории в этом городе.
- Защита проектов от каждого класса.
В настоящее время, когда информационное пространство, доступное современному школьнику, перенасыщено сообщениями о войнах, противостояниях, враждебности и прочей негативной информацией, самое время обратить внимание детей на историю родной страны, своего народа. На первый план выступает воспитание патриотических чувств на добром, чутком и бережном отношении к истории своей Родины. А выполнить данную задачу можно только знакомя ребят с историческим наследием России, историей народа, его традициями, всё это есть и бережно сохраняется в наши дни.
Игра-путешествие “Золотое кольцо России” прошла в начальной школе в рамках проекта “Я путешествую и исследую”.
Подготовка и проведение игры:
- Основные положения.
- Игра проводится в 3 этапа;
- Участники игры - возрастная группа 7-10 лет;
- Привлечение родителей и учащихся других возрастных групп из Совета школы;
1. Подготовительный этап:
Экскурсии: Владимир-Суздаль (октябрь), Углич-Мышкин-Мартыново (ноябрь);
Классные часы в 1-4 классах “Я – гражданин России!”;
Беседы об истории и памятных местах Москвы и Подмосковья.
2. Основной этап (проведение игры):
Построение команд. Получение маршрутных листов.
Путешествие по станциям. Путешествие проводится по двум возрастным группам: 1-2 и 3-4 классы. Сопровождают команды и являются гидами учащиеся старших классов из числа Совета школы. На каждую станцию отводится 7-10 минут.
Экскурсоводами на станциях являются учителя начальных классов. Они знакомят детей с историей города, его историческими достопримечательностями, традициями, современной жизнью города, людьми, оставившими свой след в истории города. Учителя готовят презентацию или видео о городе. Одним из важных критериев является доступность в изложении материала.
На каждой станции дети проходят испытание: отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд, собирают пазл и т. д. В случае успешного прохождения испытания на маршрутный лист наклеивается изображение герба города.
Подведение итогов. Награждение команд.
3. Заключительный этап - рефлексия.
- 1-2 классы - конкурс рисунка “Старинные русские города”;
- 3-4 классы – конкурс сочинений “Путешествие по Золотому кольцу России”.
- Творческий конкурс “Народные промыслы России”.
- Оформление выставки детских работ.