Ролевая игра "Проблемы малых городов России на примере городов Золотого кольца"

Разделы: Внеклассная работа


Цель образовательная:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам малых городов “Золотого кольца”
  • углубить знания учащихся о русской глубинки и малых городах “Золотого кольца”
  • продолжить знакомство с типами малых городов
  • познакомить учащихся с культурно-историческими ценностями исконно русских городов “Золотого кольца”

Цель воспитательная: продолжить воспитывать гражданско- патриотические чувства учащихся

Цель развивающая: раскрытие индивидуальных способностей учащихся, продолжить формирование об умения обобщать и делать выводы, продолжить формирование умений по работе с источниками , продолжить формирование коммуникативных умений и навыков, формирование творческого и критического мышления учащихся через дискуссию и презентацию собственного мнения

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбуки, калькулятор, постеры городов, книги, плакаты со статистикой, оформление для проекта “Русские Узоры”, выставка моделей, интерактивная доска, фломастеры, флешки

План мероприятия

  1. Начало - 2 мин
  2. Теория - 5 мин
  3. Работа в группах - 15 мин
  4. Обобщение и систематизация материала в группе - 5 мин
  5. Представление проекта - 10 мин
  6. Рефлексия
  7. Итог урока
Этапы Содержание
(деятельность учителя)
Приложение
(деятельность учащихся)
Организационный момент Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами проводим ролевую игру по теме “Проблемы малых городов России, на примере городов “Золотого кольца”, относящуюся к нашему годовому проекту “Русские узоры”.

Презентация к уроку.

Мы с вами обсудим, что такое малый город, его проблемы и перспективы развития, а также поговорим о культурно- исторических ценностях данных городов. Мы с вами сейчас работаем в группах, на которые поделились в начале года: Суздаль, Мышкин, Звенигород, Переславль-Залесский. Помогать нам будет учитель информатики и математики Денисюк Алла Валерьевна.

 
  Основные этапы игры:  
Определение понятия малого города Дайте определение понятия “город”.

Перечислите признаки города.

Где занято население города?

Чем отличается малый город от большого?

Город – это крупный населенный пункт, жители которого заняты как правило вне с/х.
    Существуют следующие признаки города:

1.большая плотность населения

2.  занятость населения в промышленности и сфере услуг

3. интенсивное разделение труда

  Малый город – это город с численностью населения до 50 тысяч

А малые города “Золотого кольца” являются хранителями культурного наследия, национальной самобытности, обычаев, традиций.

Отличительные признаки малых и больших городов (обсуждение):
  1. количество жителей
  2. рынок труда
  3. активность жителей,
  4. культурная сфера города
  5. уровень преступности
  6. близость с природой
  Типы малых городов(карточки):

Первая классификация:

  • Города-спутники
  • Специализированные города
  • Города – местные центры

Вторая классификация:

  • Города – культурные
  • Города- исторические
  • Города – промышленные

КУЛЬТУРНЫЕ ГОРОДА -  города, внесшие в развитие культуры России что-то свое, чем славится только этот регион, города в которых расположено огромное количество культурных ценностей, а также научные центры

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА- города, которые имеют многовековую историю и долгое время не выходили за пределы своей территории

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГОРОДА - города, с развитой промышленностью

Учащиеся получают карточки с типологией городов
Проблема малых городов

(лото приложение 5)

Давайте выявим проблемы малых городов. Сделаем это с помощью лото.

Возьмите карточки, где указаны городские проблемы. Отберите только те, которые, по вашему мнению, соответствуют малому городу. На это у вас 2 минуты.

Карточки с проблемами городов

  • Низкий уровень жизни
  • Упадок образования
  • Мало возможностей для трудоустройства
  • Отток населения
  • Низкая платежеспособность населения
  • Разорение и упадок градообразующих предприятий
  • Слабая система здравоохранения
  • Отсутствие возможностей развития малого бизнеса
  • Насыщенность автомобильным транспортом
  • Загрязнение окружающей среды
  • Удаленность населения от природы
  • Высокие цены на продовольствие и лекарства
  • Грязь, мусор и стихийные свалки
  • Проблема жилищного строительства
  • Высокий уровень преступности
Учащиеся играют в лото.
  Обсуждение полученных результатов:

А сейчас необходимо подойти к доске и выбрать ваши ответы, на слайде презентации. Это сделает...

Доп. вопросы другим группам по выбранным проблемам.

К интерактивной доске выходит
Работа групп по проблемам малых городов Мы с вами рассмотрели проблемы малых городов в целом, а теперь перейдём непосредственно к четырём городам “ Золотого кольца”: Суздалю, Мышкину, Звенигороду и Переславлю-Залесскому и рассмотрим несколько проблем конкретно для каждого.

Распределение ролей в группах

Как и в любом городе у нас тоже есть администрация города, состоящая из управления образования, управление труда и занятости, управление культуры и департамент экономического развития.

Каждое управление сейчас получит задание.

  • Управление образования будет сравнивать уровень образования вашего города и Москвы
  • Управление труда и занятости работать с показателями занятости населения
  • Управление культуры ознакомится с исторической справкой о городе
  • Департамент экономического развития поразмыслит о дальнейших перспективах развития своего города.

Распределите роли. Возьмите бейджики получите и выполните задание. На работу вам отводится 10 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся распределяют роли. Берут бейджики. Читают задание. Приступают к работе.

Задание для Управления образования Приложение 1 Учащиеся считают процентное соотношение, сравнивая Москву и свой город. Результаты вывешиваются на доску виде постера.
Результаты проделанной работы Является ли проблема образования насущной для малых городов? Свою точку зрения обоснуйте, используя данные своей работы.

Начнём с группы Суздаля. Прошу выйти к доске (Колосов Роман).

Выходит к доске один учащийся, остальные выражают своё согласие или несогласие.
Задание для Управления труда и занятости

(дать время А.В. 5 мин.)

Приложение 2

Теперь поговорим о занятости населения.

представитель группы Мышкин познакомьте нас с диаграммами занятости населения вашего города. Является ли этой проблемой малого города? Сравните данные с Москвой.

Учащиеся строят диаграммы на сравнение занятости населения своего города и Москвы
Задание для управления культуры Приложение 3

Поговорим о типах городов, исходя из той информации, которую вы только что прочли.

В этот раз начнёт группа Звенигорода

(Дмитриева А.)

Учащиеся работают с источником информации, выясняя специализацию и тип своего города
Задание для департамента экономического развития Приложение 4 Учащиеся собирают пазл по своему городу по перспективам его дальнейшего развития
Озвучивание результатов работ групп с выводами Уважаеми представители группы Переславля- Залесского расскажите нам о перспективах развития вашего города.

(остальные группы дополняют)

Скажите, какие общие пути развития ваших городов вы видите?

А какой более удачный для этих городов?

(4 пункт картинки у всех городов).

(Темишева М.)

Учащиеся озвучивают результаты своей работы. Делают выводы и систематизируют материал.
Дискуссия и итог
  1. Только ли туризм спасение малых городов?
  2. Нужна ли финансовая поддержка малых городов большими, относящихся к данной территории?
  3. На каком уровне находиться образование, нужно ли что- то делать для его развития?
  4. В каком состоянии находится дополнительное образование?
  5. В сравнении с большими городами существует ли проблема здравоохранения?
  6. Можно ли сделать прогнозы по дальнейшему развитию данных городов, если да, то какие?
 
Итог Давайте с вами обобщим о чём мы поговорили сегодня?

Так в чём же проблема малых городов?

Весь теоретический материал возьмите с собой мы будем с ним работать дальше

Учащиеся подводят итоги