Цель образовательная:
- привлечь внимание учащихся к проблемам малых городов “Золотого кольца”
- углубить знания учащихся о русской глубинки и малых городах “Золотого кольца”
- продолжить знакомство с типами малых городов
- познакомить учащихся с культурно-историческими ценностями исконно русских городов “Золотого кольца”
Цель воспитательная: продолжить воспитывать гражданско- патриотические чувства учащихся
Цель развивающая: раскрытие индивидуальных способностей учащихся, продолжить формирование об умения обобщать и делать выводы, продолжить формирование умений по работе с источниками , продолжить формирование коммуникативных умений и навыков, формирование творческого и критического мышления учащихся через дискуссию и презентацию собственного мнения
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбуки, калькулятор, постеры городов, книги, плакаты со статистикой, оформление для проекта “Русские Узоры”, выставка моделей, интерактивная доска, фломастеры, флешки
План мероприятия
- Начало - 2 мин
- Теория - 5 мин
- Работа в группах - 15 мин
- Обобщение и систематизация материала в группе - 5 мин
- Представление проекта - 10 мин
- Рефлексия
- Итог урока
Этапы | Содержание (деятельность учителя) |
Приложение (деятельность учащихся) |
Организационный момент | Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с
вами проводим ролевую игру по теме “Проблемы
малых городов России, на примере городов
“Золотого кольца”, относящуюся к нашему
годовому проекту “Русские узоры”.
Мы с вами обсудим, что такое малый город, его проблемы и перспективы развития, а также поговорим о культурно- исторических ценностях данных городов. Мы с вами сейчас работаем в группах, на которые поделились в начале года: Суздаль, Мышкин, Звенигород, Переславль-Залесский. Помогать нам будет учитель информатики и математики Денисюк Алла Валерьевна. |
|
Основные этапы игры: | ||
Определение понятия малого города | Дайте определение понятия “город”. Перечислите признаки города. Где занято население города? Чем отличается малый город от большого? |
Город – это крупный населенный пункт, жители которого заняты как правило вне с/х. |
Существуют следующие признаки города: 1.большая плотность населения 2. занятость населения в промышленности и сфере услуг 3. интенсивное разделение труда |
||
Малый город – это город с численностью
населения до 50 тысяч А малые города “Золотого кольца” являются хранителями культурного наследия, национальной самобытности, обычаев, традиций. |
Отличительные признаки малых и больших
городов (обсуждение):
|
|
Типы малых городов(карточки): Первая классификация:
Вторая классификация:
КУЛЬТУРНЫЕ ГОРОДА - города, внесшие в развитие культуры России что-то свое, чем славится только этот регион, города в которых расположено огромное количество культурных ценностей, а также научные центры ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА- города, которые имеют многовековую историю и долгое время не выходили за пределы своей территории ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГОРОДА - города, с развитой промышленностью |
Учащиеся получают карточки с типологией городов | |
Проблема малых городов (лото приложение 5) |
Давайте выявим проблемы малых городов.
Сделаем это с помощью лото. Возьмите карточки, где указаны городские проблемы. Отберите только те, которые, по вашему мнению, соответствуют малому городу. На это у вас 2 минуты. Карточки с проблемами городов
|
Учащиеся играют в лото. |
Обсуждение полученных результатов: А сейчас необходимо подойти к доске и выбрать ваши ответы, на слайде презентации. Это сделает... Доп. вопросы другим группам по выбранным проблемам. |
К интерактивной доске выходит | |
Работа групп по проблемам малых городов | Мы с вами рассмотрели проблемы малых
городов в целом, а теперь перейдём
непосредственно к четырём городам “ Золотого
кольца”: Суздалю, Мышкину, Звенигороду и
Переславлю-Залесскому и рассмотрим несколько
проблем конкретно для каждого. Распределение ролей в группах Как и в любом городе у нас тоже есть администрация города, состоящая из управления образования, управление труда и занятости, управление культуры и департамент экономического развития. Каждое управление сейчас получит задание.
Распределите роли. Возьмите бейджики получите и выполните задание. На работу вам отводится 10 минут. |
Учащиеся распределяют роли. Берут бейджики. Читают задание. Приступают к работе. |
Задание для Управления образования | Приложение 1 | Учащиеся считают процентное соотношение, сравнивая Москву и свой город. Результаты вывешиваются на доску виде постера. |
Результаты проделанной работы | Является ли проблема образования
насущной для малых городов? Свою точку зрения
обоснуйте, используя данные своей работы. Начнём с группы Суздаля. Прошу выйти к доске (Колосов Роман). |
Выходит к доске один учащийся, остальные выражают своё согласие или несогласие. |
Задание для Управления труда и
занятости (дать время А.В. 5 мин.) |
Приложение 2 Теперь поговорим о занятости населения. представитель группы Мышкин познакомьте нас с диаграммами занятости населения вашего города. Является ли этой проблемой малого города? Сравните данные с Москвой. |
Учащиеся строят диаграммы на сравнение занятости населения своего города и Москвы |
Задание для управления культуры | Приложение 3 Поговорим о типах городов, исходя из той информации, которую вы только что прочли. В этот раз начнёт группа Звенигорода (Дмитриева А.) |
Учащиеся работают с источником информации, выясняя специализацию и тип своего города |
Задание для департамента экономического развития | Приложение 4 | Учащиеся собирают пазл по своему городу по перспективам его дальнейшего развития |
Озвучивание результатов работ групп с выводами | Уважаеми представители группы
Переславля- Залесского расскажите нам о
перспективах развития вашего города. (остальные группы дополняют) Скажите, какие общие пути развития ваших городов вы видите? А какой более удачный для этих городов? (4 пункт картинки у всех городов). (Темишева М.) |
Учащиеся озвучивают результаты своей работы. Делают выводы и систематизируют материал. |
Дискуссия и итог |
|
|
Итог | Давайте с вами обобщим о чём мы
поговорили сегодня? Так в чём же проблема малых городов? Весь теоретический материал возьмите с собой мы будем с ним работать дальше |
Учащиеся подводят итоги |