Мышцы человека

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель урока: создать условия дляусвоения материала о строении, классификации и функциях основных групп мышц человеческого тела, повторить особенности строения и функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.

Задачи урока:изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основныефункции мышц, познакомить с классификацией мышц; развивать умение работать в группе, с книгой, интерактивным пособием, анализировать и систематизировать изучаемый материал;воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Средства: беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с презентацией, тестом, объяснение.

Оборудование: интерактивная доска любой модификации, интерактивное пособие по теме “Мышцы”, вспомогательная презентация с динамическими паузами (приложение 1) карточки таблицей и заданиями лабораторной работы (приложение 2, приложение 3), комочки ваты для динамической паузы каждому учащемуся.

Время урока: 45 минут

Ход урока

I. Орг. момент (1 минута)

Для создания обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения, включения учащихся в урок после шумной перемены, необходимо предложить учащимся удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

II. Изучение нового материала

2.1. Подготовка к восприятию, целеполагание, мотивация (2 минуты).

Знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? (ответы).Оказывается, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Попробуйте решить задачу: зная свой вес, высчитайте, сколько кг приходится на мышцы(решают задачу и сообщают результат). Итак, у человека более 600 мышц в теле, а при весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?(Ответы).Нам предстоит узнать: какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Материал урока важен и необходим не только для понимания последующих тем, но и встречается в вопросах демонстрационных версий ГИА. Будьте внимательны и собраны.

2.2. Актуализация опорных знаний (3-4 минуты).

На уроке нам пригодятся знания предыдущих уроков.(Беседа с опорой на слайд 24 пособия)

- Какие мышцы имеются в нашем теле? (скелетные, гладкие, сердечная).

- Какой тканью образованы эти мышцы? (поперечно-полосатой,гладкой, сердечной)

- Где в организме встречаются эти типы тканей? (поперечно-полосатой образованы скелетные мышцы, гладкая мышечная ткань образует внутренние органы-например стенки кишечника; сердце образовано сердечной мышечной тканью)

- Каковы особенности строения этих тканей?

- Какими свойствами обладает мышечная ткань?(способностью сокращаться)

2.3. Свойства мышц и их значение (5 минут)

(рассказ, с элементами беседы, запись в тетрадь)

Свойства мышечной ткани определяют свойства мышц тела. Мышцы обладают не только сократимостью – способностью уменьшать длину при увеличении толщины, но и возбудимостью, растяжимостью, эластичностью. Попробуйте объяснить в чем суть этих свойств(ответы).Возбудимость-способность реагировать на нервные раздражители-импульсы; растяжимость-способность увеличивать длину при уменьшении толщины; эластичность-способность принимать прежнее положение после растяжения.

Такие удивительные свойства определяют значение их в теле человека. Каково оно вы узнаете, прочитав статью “Типы мышц, их строение и значение”. Прочитав статью,сравните мышцы гладкие и скелетные. (Чтение текста учебника,выполнение задания слайда 25 с последующей фронтальной проверкой: щелчком мыши открываются последовательно прямоугольники с номерами 1-8).

Таким образом, мы видим, что скелетные мышцы сокращаются быстрее, но не могут долго находиться в таком состоянии, их работа обеспечивает произвольные движения человека, все это существенно отличает их от гладких мышц.

2.4. Строение скелетной мышцы (4 минуты).

(Объяснение учителя, с опорой на слайд 26.В ходе объяснения учитель щелчком мыши открывает прямоугольники, под которыми скрываются термины, обозначающие части скелетной мышцы).

Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.Каждое мышечное волокно также имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ. Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава.При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

2.5. Классификация мышц (3 минуты)

(рассказ, иллюстрация слайдом 27)

Существует несколько классификаций скелетных мышц.

А. По форме:

Большинство мышц конечностей имеет веретенообразную форму. В веретенообразных мышцах пучки волокон ориентированы параллельно длинной оси мышцы.

Мышцы лентовидной формы в виде пластин участвуют в образовании стенок туловища.

Ромбовидная, трапециевидная, квадратная и т.д.

Б. По направлению мышечных пучков:

Двуперистые – пучки мышц прилегают к продольному сухожилию с двух сторон.

Одноперистые – мышечные пучки лежат с одной стороны от сухожилия.

В. По количеству головок: некоторые мышцы имеют по несколько головок. Каждая головка начинается от разных точек одной кости или от нескольких костей, головки сливаются , образуя общее брюшко и сухожилие.

  • Двуглавая;
  • Трехглавая;
  • Четырехглавая.

Г. По функции:

  • Сгибатель(бицепс);
  • Разгибатель(трицепс);
  • Вращатель;
  • Подниматель;
  • Сжиматель (сфинктер);
  • Отводящая
  • Приводящая
  • Напрягатель.

Д. По расположению:

  • Поверхностные;
  • Глубокие;

2.6. Физкультминутка (1-2 минуты)

(выполнение заданий слайда 2 вспомогательной презентации “Динамические паузы)

2.7. Основные группы мышц (12 минут).

(Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника, заполнение таблицы)

В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы, туловища и конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какие функции выполняют. Для этого используя учебник, заполнить таблицу(приложение 2 с образцом заполнения):

“Основные группы мышц и их функции”

Название мышцы или мышечной группы Выполняемые функции
Межреберные Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Для того, чтобы работа пошла быстрее, разделимся на 4 группы.

  • 1 группа будет работать с текстом “Мышцы головы”,
  • 2 группа - с текстом “Мышцы туловища” и рисунком “Мышцы туловища. Вид спереди”,
  • 3 группа - с текстом “Мышцы туловища” и рисунком “Мышцы туловища. Вид сзади”,
  • 4 группа – с текстом “Мышцы конечностей”.

Используйте так же для работы рисунки учебника 28 и 29. Для заполнения таблицы вам предоставляется 4 минуты. По окончанию работы представитель каждой группы расскажет о результатах работы с использованием слайдов презентации. (Выступление представителей групп по 2 минуты с опорой на слайды 30-34 пособия “Мышцы”)

2.8. Физкультминутка (2 минуты)

(Используется задание слайда 3 дополнительной презентации “Динамические паузы”)

III. Закрепление (7минут)

3.1. Выполнение тестовых заданий пособия “Мышцы” (слайды 3-23)

Примечание для учителя: количество выполняемых тестов зависит от уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учащихся. Возможно фронтальное выполнение тестов в тетради или устно.

3.2. Выполнение лабораторной работы по заданиям карточки (приложение 3)

IV. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты)

4.1.Рефлексия

(беседа)

  • На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
  • На каком этапе урока испытали затруднение?
  • Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
  • Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
  • Вам понравился урок?

4.2. Сообщение оценок с пояснениями.

4.3. Пояснения по домашнему заданию.

Приложение 4