Цель урока: создать условия дляусвоения материала о строении, классификации и функциях основных групп мышц человеческого тела, повторить особенности строения и функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.
Задачи урока:изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основныефункции мышц, познакомить с классификацией мышц; развивать умение работать в группе, с книгой, интерактивным пособием, анализировать и систематизировать изучаемый материал;воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы: частично-поисковый, репродуктивный.
Средства: беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с презентацией, тестом, объяснение.
Оборудование: интерактивная доска любой модификации, интерактивное пособие по теме “Мышцы”, вспомогательная презентация с динамическими паузами (приложение 1) карточки таблицей и заданиями лабораторной работы (приложение 2, приложение 3), комочки ваты для динамической паузы каждому учащемуся.
Время урока: 45 минут
Ход урока
I. Орг. момент (1 минута)
Для создания обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения, включения учащихся в урок после шумной перемены, необходимо предложить учащимся удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.
II. Изучение нового материала
2.1. Подготовка к восприятию, целеполагание, мотивация (2 минуты).
Знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? (ответы).Оказывается, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Попробуйте решить задачу: зная свой вес, высчитайте, сколько кг приходится на мышцы(решают задачу и сообщают результат). Итак, у человека более 600 мышц в теле, а при весе 47 кг – 14 кг приходится на мышцы. Цифры довольно внушительные. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?(Ответы).Нам предстоит узнать: какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Материал урока важен и необходим не только для понимания последующих тем, но и встречается в вопросах демонстрационных версий ГИА. Будьте внимательны и собраны.
2.2. Актуализация опорных знаний (3-4 минуты).
На уроке нам пригодятся знания предыдущих уроков.(Беседа с опорой на слайд 24 пособия)
- Какие мышцы имеются в нашем теле? (скелетные, гладкие, сердечная).
- Какой тканью образованы эти мышцы? (поперечно-полосатой,гладкой, сердечной)
- Где в организме встречаются эти типы тканей? (поперечно-полосатой образованы скелетные мышцы, гладкая мышечная ткань образует внутренние органы-например стенки кишечника; сердце образовано сердечной мышечной тканью)
- Каковы особенности строения этих тканей?
- Какими свойствами обладает мышечная ткань?(способностью сокращаться)
2.3. Свойства мышц и их значение (5 минут)
(рассказ, с элементами беседы, запись в тетрадь)
Свойства мышечной ткани определяют свойства мышц тела. Мышцы обладают не только сократимостью – способностью уменьшать длину при увеличении толщины, но и возбудимостью, растяжимостью, эластичностью. Попробуйте объяснить в чем суть этих свойств(ответы).Возбудимость-способность реагировать на нервные раздражители-импульсы; растяжимость-способность увеличивать длину при уменьшении толщины; эластичность-способность принимать прежнее положение после растяжения.
Такие удивительные свойства определяют значение их в теле человека. Каково оно вы узнаете, прочитав статью “Типы мышц, их строение и значение”. Прочитав статью,сравните мышцы гладкие и скелетные. (Чтение текста учебника,выполнение задания слайда 25 с последующей фронтальной проверкой: щелчком мыши открываются последовательно прямоугольники с номерами 1-8).
Таким образом, мы видим, что скелетные мышцы сокращаются быстрее, но не могут долго находиться в таком состоянии, их работа обеспечивает произвольные движения человека, все это существенно отличает их от гладких мышц.
2.4. Строение скелетной мышцы (4 минуты).
(Объяснение учителя, с опорой на слайд 26.В ходе объяснения учитель щелчком мыши открывает прямоугольники, под которыми скрываются термины, обозначающие части скелетной мышцы).
Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.Каждое мышечное волокно также имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ. Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава.При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.
2.5. Классификация мышц (3 минуты)
(рассказ, иллюстрация слайдом 27)
Существует несколько классификаций скелетных мышц.
А. По форме:
Большинство мышц конечностей имеет веретенообразную форму. В веретенообразных мышцах пучки волокон ориентированы параллельно длинной оси мышцы.
Мышцы лентовидной формы в виде пластин участвуют в образовании стенок туловища.
Ромбовидная, трапециевидная, квадратная и т.д.
Б. По направлению мышечных пучков:
Двуперистые – пучки мышц прилегают к продольному сухожилию с двух сторон.
Одноперистые – мышечные пучки лежат с одной стороны от сухожилия.
В. По количеству головок: некоторые мышцы имеют по несколько головок. Каждая головка начинается от разных точек одной кости или от нескольких костей, головки сливаются , образуя общее брюшко и сухожилие.
- Двуглавая;
- Трехглавая;
- Четырехглавая.
Г. По функции:
- Сгибатель(бицепс);
- Разгибатель(трицепс);
- Вращатель;
- Подниматель;
- Сжиматель (сфинктер);
- Отводящая
- Приводящая
- Напрягатель.
Д. По расположению:
- Поверхностные;
- Глубокие;
2.6. Физкультминутка (1-2 минуты)
(выполнение заданий слайда 2 вспомогательной презентации “Динамические паузы)
2.7. Основные группы мышц (12 минут).
(Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника, заполнение таблицы)
В нашем теле принято выделять 3 группы мышц: мышцы головы, туловища и конечностей. Нам предстоит выяснить, где они располагаются и какие функции выполняют. Для этого используя учебник, заполнить таблицу(приложение 2 с образцом заполнения):
“Основные группы мышц и их функции”
Название мышцы или мышечной группы | Выполняемые функции |
Межреберные | Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки |
Для того, чтобы работа пошла быстрее, разделимся на 4 группы.
- 1 группа будет работать с текстом “Мышцы головы”,
- 2 группа - с текстом “Мышцы туловища” и рисунком “Мышцы туловища. Вид спереди”,
- 3 группа - с текстом “Мышцы туловища” и рисунком “Мышцы туловища. Вид сзади”,
- 4 группа – с текстом “Мышцы конечностей”.
Используйте так же для работы рисунки учебника 28 и 29. Для заполнения таблицы вам предоставляется 4 минуты. По окончанию работы представитель каждой группы расскажет о результатах работы с использованием слайдов презентации. (Выступление представителей групп по 2 минуты с опорой на слайды 30-34 пособия “Мышцы”)
2.8. Физкультминутка (2 минуты)
(Используется задание слайда 3 дополнительной презентации “Динамические паузы”)
III. Закрепление (7минут)
3.1. Выполнение тестовых заданий пособия “Мышцы” (слайды 3-23)
Примечание для учителя: количество выполняемых тестов зависит от уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учащихся. Возможно фронтальное выполнение тестов в тетради или устно.
3.2. Выполнение лабораторной работы по заданиям карточки (приложение 3)
IV. Итог урока. Домашнее задание (3 минуты)
4.1.Рефлексия
(беседа)
- На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
- На каком этапе урока испытали затруднение?
- Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
- Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
- Вам понравился урок?
4.2. Сообщение оценок с пояснениями.
4.3. Пояснения по домашнему заданию.