Введение
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования” – это сельская общеобразовательная школа-интернат Крайнего Севера.
Школа-интернат является муниципальной собственностью (муниципальное общеобразовательное учреждение), осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также дополнительной образовательной программы по подготовке детей к школе; тип – общеобразовательная школа-интернат, вид – школа-интернат среднего (полного) общего образования. В школе-интернате обучается 450 учащихся, из них – 406 учащихся являются представителями коренных малочисленных народов Севера – ненцев и ханты, для которых русский язык является неродным языком. В школе-интернате функционируют как общеобразовательные классы, так и специальные (коррекционные) классы VII и VIII видов.
Структура общего образования функционирует в рамках трех ступеней:
- I ступень – начальная школа (1-4 классы);
- II ступень – основная школа (5-9 классы);
- III ступень – средняя школа (10-11 классы).
В России в целом и в Ямало-Ненецком округе в частности в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова.
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.
Таким образом, вследствие реализации данного проекта и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:
- ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
А, следовательно, ожидаемыми конечными результатами проекта подготовительного этапа разработанной общей Модели станут следующие:
- Корректировка образовательной программы;
- Разработка рабочих программ по учебным предметам;
- Разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
- Разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;
- Разработка тематических образовательных программ;
- Обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.
Что касается реализации всей Модели, рассчитанной на 5 лет, к перечисленным выше ожидаемым конечным результатам можно добавить следующие:
- Оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;
- Преодоление остаточных явлений “вторичности”, авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностно-мотивационного подхода;
- Осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;
- Интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО в сельской школе-интернате Крайнего Севера;
- Увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеучебной сферы;
- Эффективная адаптация и интеграция учащихся в образовательное сообщество;
- Использование результатов оценки качества внеучебной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений
Основная часть
Тема проекта: “Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера”.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
В учебном плане основного общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для сельских школ. А ведь практика работы сельских школ-интернатов Крайнего Севера показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа-интернат по сути является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
- необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях сельских школ-интернатов Крайнего Севера.
Идея проекта:
Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера
Предмет: педагогические условия реализации модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате Крайнего Севера
Цель: разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.
Задачи: Изучение психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определение стратегии их усовершенствования и апробации в условиях сельской школы-интерната Крайнего Севера; Определение условий и требований к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности сельской школы-интерната Крайнего Севера в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; Выявление эффективных форм и способов создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности; Теоретическое и экспериментальное обоснование применения модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе-интернате, разработка и апробация Модели в Панаевской школе-интернате:
- отработка механизма, обеспечивающего выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладение педагогическими работниками методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
- эффективное использование имеющейся в школе-интернате учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов, методического потенциала.
Гипотеза: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума Крайнего Севера.
Диагностический инструментарий:
- Входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;
- Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;
- Тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.
Методы оценки процесса и результата:
- Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).
- Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.)
- Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).
Предлагаемая Модель организации внеурочной деятельности в сельской школе-интернате Крайнего Севера предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей (Приложение №1). Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Направления проекта:
- Гражданско-патриотическое
- Научно-познавательное
- Спортивно-оздоровительное
- Общественно-полезная деятельность
- Художественно-эстетическое
- Проектное
Следует рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности (Приложение №2):
- игровой;
- познавательной;
- проблемно-ценностном общении;
- досугово-развлекательной деятельности;
- художественном творчестве;
- социальном творчестве;
- трудовой (производственной) деятельности;
- спортивно-оздоровительной деятельности;
- туристско-краеведческой деятельности.
На Модели (Приложение №3) видно, что образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Более подробно реализация программы Проекта показана на модели “Деятельность творческой группы по подготовке к введению ФГОС НОО” (Приложение №4) и на Модели организации внеурочной деятельности сельской школы-интерната Крайнего Севера по направлениям (Приложения №5.1 – 5.6).
Сроки реализации проекта: 2010-2011 учебный год
Этапы реализации проекта: (Приложение 6)
Ресурсы проекта (Приложение 7)
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации (Приложение 8)
Календарный план реализации проекта (Приложение 9)
Бизнес-план проекта (Приложение 10)