Школьная психологическая служба

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Компьютерный урок "Технология выбора профессии" 2005

    Автор: Роднянская Галина Васильевна

    Целью, представленного урока является освоение методов и принципов самоопределения в мире профессий.

  • Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса 2005

    Автор: Глазунов Дмитрий Александрович

    Представлен сборник занятий для 1-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Часто подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план. Предлагаемые занятия, призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу “от простого к сложному” и по актуальности задач в период адаптации.

  • Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену 2005

    Автор: Каминская Ольга Николаевна

    В этой программе предусмотрена параллельная работа со школьниками, с родителями и с педагогами. Включены разные направления работы: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, профилактическое и просветительское. Используются разные формы работы: групповые и индивидуальные. Применяются разнообразные методы работы: семинары, лекции, опрос, анкетирование, игровые занятия, социально-психологический тренинг, консилиум, родительские собрания и т.д.

  • Возможности совместной продуктивной деятельности в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст) 2005

    Автор: Давидович Вера Никифоровна

    Общение в совместной продуктивной деятельности, при условии создания положительного микроклимата в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст), позволяет обучить детей способам выхода из негативных эмоциональных состояний и гармонизировать отношения друг с другом, исключая проявления агрессивных эмоций. Конспекты занятий.

  • Проективные методики как вспомогательный компонент в психодиагностической работе школьного психолога 2005

    Автор: Тарасова Елена Владимировна

    Статья посвящена некоторым аспектам работы школьного психолога, в частности на немало важном аспекте влияния семьи на развитие личности ребенка.

  • Связи между здоровьем старшеклассников, их жизненными стремлениями и восприятием родителей и учителей 2005

    Авторы: Полякова Наталья Петровна, Старостина Галина Петровна

    Стремление к здоровью и привязанности в структуре жизненных целей старшеклассников имеют смысл как факторы личностного развития и как факторы видимого благополучия. Чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья. Отношения с учителями более значимо влияют на формирование жизненных ценностей старшеклассников, чем отношения с родителями.

  • Организация работы школьного психолога с дезадаптированными учащимися подросткового возраста 2005

    Автор: Сизых Марина Алексеевна

    Психологическая работа психолога с дезадаптированными учащимися осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующем этапе составляется программа дальнейших действий, предусматривающая комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической и в завершении оценивается эффективность проделанной работы.


  • Адаптированная программа "Развитие теоретических мыслительных действий у младших школьников" 2005

    Автор: Сизых Марина Алексеевна

    Адаптированная программа направлена на развитие действий анализа, планирования, рефлексии, создающих предпосылки для развития теоретического мышления, которое обеспечивает более глубокое познание сущности и закономерностей явлений окружающей действительности, что в свою очередь служит эффективным средством адекватной социальной адаптации. Программа опирается на теоретические идеи Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

  • Тренинг общения 2005

    Автор: Аргунова Клавдия Илларионовна

    Работа учителя требует умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому одной из задач педагогов-психологов является - обучение учителей способам правильного, эффективного общения, развитие умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знакомство с принципами и методами общения.

  • Психодиагностическое исследование эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста 2005

    Автор: Никорчук Наталья Викторовна

    Возраст 6-10 лет относится к аффективному возрастному этапу формирования эмоциональной сферы ребенка. Психические травмы, перенесенные в данный период, могут привести к развитию пограничных психических расстройств. Эмоции могут оказывать дезорганизующее влияние на мышление, память, воображение и само эмоциональное поведение. Высокий уровень тревожности является одной из причин «хронической неуспешности» учащихся. Необходимо изучение эмоционального состояния учащихся этого возраста в целях ранней психопрофилактики школьной неуспеваемости. Исследование должно проводиться при помощи комплекса взаимодополняющих методик, отражающих как неосознаваемые, так и осознаваемые уровни эмоциональных состояний учащихся. Достоверность полученных выводов обеспечивается сопоставлением данных, полученных по методикам, между собой, а также с характеристиками учителя.

  • Здоровьесберегающие методики как фактор развития личности 2005

    Автор: Пятачкова Татьяна Ивановна

    Новая технология ноосферного образования позволяет работать в режиме здоровьесбережения. Она помогает человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Таким образом, была разработана система первичной немедикаментозной профилактики снижения болезней и укрепления здоровья. Рефлексия по выполнению программы показала, что дети стали менее конфликтными, снизился уровень тревожности, агрессивности, повысилась самооценка. Вывод: самочувствие - это отражение состояния здоровья.

  • Здоровьесберегающее сопровождение родителей 2005

    Автор: Подберезина Светлана Ивановна

    Целью работы психологической службы гимназии является здоровьесберегающее сопровождение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Грамотно простроенная работа с родителями поможет оптимизации родительско-детских отношений и, соответственно, сбережению здоровья соматического и психического. Предлагаемая разработка родительского собрания - лишь звено в этой цепочке. Отзывы родителей свидетельствуют о необходимости проведения такой работы.

  • Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате 2005

    Автор: Могила Ольга Ильинична

    Целью данной работы является оказание практической помощи работникам специальных (коррекционных) школ-интернатов в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности. В работе представлены некоторые подходы к разработке различных программ - психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической, коррекционно-развивающей.

    ОВЗ, коррекционная работа, коррекционно-развивающая работа

  • Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении 2005

    Авторы: Меркулова Вера Николаевна, Самоходкина Людмила Григорьевна

    В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.


  • Эмоциональный интеллект и его развитие у детей 2005

    Автор: Новикова Любовь Михайловна

    Эмоциональный интеллект - набор способностей, объединяющий в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять ими. Он определяет 80% успеха в жизни, поэтому его необходимо формировать с раннего детства. Эмоциональный интеллект начинает интенсивно развиваться в младшем школьном возрасте. Развитый эмоциональный интеллект укрепляет психологическое и соматическое здоровье ребенка. Сегодня существует множество методик, диагностирующих эмоциональный интеллект, а также приемов, направленных на его развитие и совершенствование у детей и взрослых.

  • Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков 2005

    Автор: Кислова Александра Александровна

    В работе представлена Программа, которая рассчитана на старшеклассников коррекционной школы и ставит своей целью оказание психологической помощи в воспитании духовных, нравственных качеств личности аномального ребенка. Занятия носят практический характер. Специальной задачей является коррекция поведения и мышления детей с различными отклонениями в развитии, с нарушениями в интеллектуальной сфере. Цикл включает темы, актуальные для формирования духовно-нравственных качеств и общей культуры. Является расширением некоторых тем обществоведения.

  • Ребенок – в семейной роли талисмана 2005

    Автор: Маслакова Надежда Алексеевна

    Пример диагностики, консультирования и коррекции поведения четырехлетнего малыша, который говорил о себе "ОН". В описываемой ситуации поведение малыша обусловлено гиперпротекцией со стороны родителей и старших сестер, которые восторженно обсуждали между собой его поступки и достижения. Малыш был в центре внимания родственников как объект восхищения - царек (талисман) - ОН. Благодаря такому отношению со стороны окружающих у малыша закрепилось отношение к самому себе также как к постороннему объекту - к НЕМУ.

  • Сценарий психологической игры "Кораблекрушение" для учеников 11-го класса 2005

    Автор: Маслакова Надежда Алексеевна

    Cпециально сконструированная игра-драма для практического овладения подростками (16-17 лет) способов поведения в конфликтной ситуации, также игра позволяет решать и этические задачи, связанные с нравственной оценкой собственного поведения в конфликте. Эта игра проводится в рамках психологического практикума общения для старшеклассников в теме "Конфликт". Количество участников игры ограничено до 18 человек, время проведения игры 1ч. 40 м.

  • Влияние личностных особенностей учителя на успешность обучения детей с задержкой психического развития 2005

    Автор: Шетько Анна Викторовна

    Статья посвящена проблеме обучения детей с ЗПР. Рассматриваются качества личности, которыми должен обладать учитель, работающий с детьми с ЗПР. Выявление наиболее значимых качеств личности учителя, влияющих на успешность обучения детей с ЗПР, являлось целью данной работы. Делается ряд выводов, которые, как надеется автор, помогут при подборе учителей для работы с детьми с задержкой психического развития. Надеюсь, что эта статья будет интересна педагогам и психологам, работающим с детьми с ЗПР.

  • Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения 2005

    Автор: Гомонова Светлана Ивановна

    Кто такие "трудные" подростки и откуда они появляются. Эта проблема в последнее время очень обострилась. В основе каждого определения какая-то (иногда ошибочная) точка зрения, какие-то критерии. И даже специалисту трудно подвергнуть плодотворному анализу эту проблему. Разные причины проблем у таких детей, но у всех их есть то, что их объединяет, - они педагогически трудные. Эти дети требуют дополнительных усилий родителей и воспитателей, особого, может быть, всякий раз единственно приемлемого подхода. Эти трудности развития, воспитания и обучения являются следствием многих состояний ребенка: врожденных и приобретенных заболеваний, умственной отсталости, отклонений в неврологическом статусе, педагогической запущенности. Это могут быть и временные трудности связанные с возрастными кризисами, нарушениями темпа развития в целом или каких-то органов и систем, влияние психотравмирующих факторов, перенесенных болезней. У некоторых детей слишком резко проявляются возрастные психологические особенности, черты характера, вплоть до патологического развития. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков "трудности" являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

  • Большая игра "По дороге из желтого кирпича" 2005

    Автор: Гончарова Жанна Викторовна

    Цель: преодоление барьеров, возникающих при переходе из начальной школы в пятый класс, а так же создание условий для развития внутригрупповых отношений и профилактики межличностных конфликтов. Игра проводиться в начале первой четверти пятого класса и по форме представляет собой путешествие по Волшебной стране. Основной целью является достижение Изумрудного Города, где живут волшебные учителя.


  • Успех педагогического общения – успех обучения и воспитания 2005

    Автор: Белых Любовь Петровна

    Педагогическая деятельность относится к тому виду деятельности, для которого содержание и характер отношений между ее участниками являются залогом ее успеха. Основой деятельности является педагогическое общение учителя с учениками на уроках и вне его, имеющее определенные педагогические функции, цели, задачи. Только благоприятные взаимоотношения между учителем и обучающимися в педагогическом процессе определяются как успех обучения и воспитания детей. Так и профессиональное становление учителя

  • Функционально-уровневый подход в организации коррекционно-развивающей работы 2005

    Автор: Коновалова Лариса Леонидовна

    Функционально-уровневый подход позволил качественно изучить особенности познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы: - информационно-содержательный компонент у большего количества учащихся на третьем уровне; - операциональный компонент - переходный ко второму уровень; - формально-языковой компонент - переходный ко второму уровень; - Регулятивный компонент - переходной к третьему уровень; - мотивационный компонент - переходный ко второму уровень; - энергетический компонент - переходный к третьему уровень. Таким образом, оценив уровень интеграции компонентов познавательной деятельности, мы можем определить, что лежит в зоне ближайшего развития, то есть к какой функции должна преимущественно адресоваться развивающая работа с учащимися и какими конкретными методами она должна вестись, что и необходимо для организации коррекционно-развивающей работы.

  • Заседание родительского клуба "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей" 2005

    Авторы: Жданова Виктория Сергеевна, Максимцева Жанна Валерьевна, Платонова Анна Александровна

    Одной из актуальнейших проблем школы является проблема сотрудничества школы и семьи. В школах уже стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний классных и общешкольного родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей. Нам бы хотелось предложить вашему вниманию ещё одну форму родительского всеобуча - организация родительского клуба. Недавно состоялось очередное заседание родительского клуба, на которое были приглашены родители учащихся всех ступеней обучения. Ниже предлагается разработка этого мероприятия, в основе - разработка родительского собрания, которое предлагается в книге Пилипко "Психолог на родительском собрании".

  • Методические рекомендации по проведению "Недели психологии в начальной школе" 2005

    Автор: Платонова Анна Александровна

    В наших школах уже стало доброй традицией проводить недели, посвящённые разным предметам. Немаловажное место в учебно- воспитательном процессе занимает психологическая служба. Читая периодику, можно встретить множество самых разнообразных психологических игр для детей всех возрастов. Данная разработка представляет собой пример проведения "Недели психологии" на начальной ступени обучения, которая проводится совместно с учителями.

  • Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста "Дороги, которые мы выбираем…" 2005

    Автор: Жданова Виктория Сергеевна

    Одна из актуальнейших проблем, требующих своего решения,- это разработка и внедрение системы взаимодействия школы и семьи по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В рамках решения этой проблемы в школе ежегодно проводится неделя "Мы за здоровый образ жизни". Вашему вниманию предлагается разработка одного из мероприятий по актуальным проблемам подросткового возраста "Дороги, которые мы выбираем…".

  • Большая психологическая игра "Путник" 2005

    Автор: Лысикова Ираида Александровна

    Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, и человек выбирает свою дорогу. Особое звучание приобретает данная тема для воспитанников детского дома, для которых характерно ощущение дискретности собственной жизни. Живя в условиях коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них слишком резко в момент выхода из детского дома. Большая психологическая игра.

  • Организация анонимной почты доверия в школе 2005

    Автор: Олейникова Марина Владимировна

    Статья посвящена организации анонимной почты доверия в школе. Статья основывается на богатом опыте автора.


  • Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений" 2004

    Автор: Морчукова Оксана Александровна

    Так как, современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье, то будут очень уместными занятия с дошкольниками, которые обогащают чувственную сферу. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

  • Программа занятий для детей 1-го класса по развитию сенсомоторных функций нервной системы 2004

    Авторы: Васьковская Марина Владимировна, Моторная Людмила Николаевна

    разработанный тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера. Конечная цель-формирование положительной учебной мотивации.