Проективные методики как вспомогательный компонент в психодиагностической работе школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Абсолютной ценностью современного образования является человек, как “мера всех вещей”. Человек является и целью и результатом, и главным критерием оценки качества образования. Иными словами образование в человеческом измерении – это личностно ориентированное гуманистическое образование и по отношению к человеку оно выполняет ряд функций (культурной идентификации, социализации, развития, поддержки индивидуальности). В связи с этим не маловажным жизненным аспектом, любой педагог любящий свою работу и стремительно покоряя вышестоящие цели, вкладывает позитивную частицу себя в каждого из своих учеников. Но было бы ошибочно думать, что все хорошее или плохое в человеке это результат образовательных учреждений. Нельзя забывать о роли семьи в формировании личности, как одним из самых значимых условий развития гармоничной личности.

Работа школьного психолога интересна и многогранна. Работая с разновозрастными детьми, не похожими друг на друга родителями, семьями, учителями, наблюдаешь в равных долях и позитивное и негативное в каждой из категорий. Проводя достаточное количество психологической диагностики, в своей практике самыми предпочитаемыми методиками являются проективные (рисуночные) тесты. Из проделанной работы видно, что именно они наиболее “откровенны”, испытуемый более раскрепощен, менее задумчив. Так, используя методики “Дом. Дерево. Человек” или “Рисунок семьи”, “Не существующее животное”, сначала в начальной школе 1-4 классы, затем в среднем и старшем звене школы предпочтение, безусловно, отдавалось начальной школе. Как оказалось дети начальной школы более ответственны, серьезнее отнеслись к поставленной задаче. Даже после вводной беседы, когда были рассказаны цели проведения психологической диагностики, дети с интересом, активно принялись выполнять задание. Соответственно и результаты носили более объемный характер. Что же касается старшеклассников, то в связи с яркими психологическими особенностями этого возраста в поведении детей прослеживалось некое не доверие к психологу, боязнь открыть свой внутренний мир, который на данном возрастном этапе является одним из важных моментов в жизни. Но проводя предварительную психологическую беседу с игрой, позитивно настраивающей на диагностику и организовывающую к работе, тестируемые с удовольствием приняли участие в диагностике, результаты которой носили менее объемный характер по сравнению с начальной школой, так как у старшеклассников было больше вопросов, стремление оградить свое “Я” и свое окружение, но, как известно, рука рисует постепенно раскрывая личность испытуемого.

Хотелось бы остановиться на немало важном аспекте влияния семьи на развитие личности ребенка. Так, проводя диагностику по методике “Рисунок семьи”, второклассник Ф., используя один цвет – черный, нарисовал всех членов семьи (отец, мать) в одинаковых пропорциях, в разных сторонах листа, а себя изобразил в низу, в кругу друзей, с четко прорисованными лицами, взявшись за руки не выделив ни кого из круга. Изучая более близко личность ребенка, было установлено, что ребенок воспитается в достаточно обеспеченной семье, родители имеют высшее образование, работают, в классе ребенок пользуется авторитетом, хорошо учится, занимается спортом. Когда ребенок был приглашен на индивидуальную беседу с психологом, рассматривая свой рисунок, он пояснил, что задача была изобразить свою семью, что он изобразил ее, показав на отца и мать, сделав каждому из них комплемент при описании. Больше времени он уделил описанию своих друзей, которые, как оказывается, несут ему больше позитива чем родители. Одним из удивительных факторов явилось то что родители между собой не сорятся, дома царит положительная атмосфера, но данная ситуация почему то позитивно не влияет на развитие ребенка, она вообще ни как не влияет на него. В дальнейшем были проведены неоднократные встречи с родителями данного второклассника и, как оказалось, что оба родителя придерживаются мнения бесконтрольного саморазвития ребенка. Основными из их утверждений были следующие: “Он же не хуже других, у него нет плохих друзей, он увлекается спортом, компьютером. Мы уверены в его дальнейшем позитивном развитии”. Ах как часто бывает сложно доказать родителям, что именно в этот момент они ошибаются и что именно сейчас есть время наладить психоэмоциональный контакт со своим ребенком, и держаться за эту ниточку на протяжении младшего школьного возраста и в дальнейшем не менее сложного подросткового периода.

Проводя проективные методики в старших классах, процесс интересен тем, что дети зачастую очень активно увлекаются одним из тестовых заданий, неосознанно прорисовывая свои внутренние проблемы. Десятиклассник К., при проведении методики “Дом. Дерево. Человек” в начале диагностики негативно был настроен на методику, но после проведенной беседы с психологом, заинтересовался в данном исследовании. Его рисунок был полон различных сюжетов, в которых, как и предполагалось методикой, были изображены дом, дерево и человек. Как оказалось, личность участника была очень интересной: активный и общительный лидер, нравится девушкам, умеет с ними общаться. Но, интерпретируя символы, обозначающие семью, нажим линии резко сменился на поверхностный, быстрый, не четкий, что говорит о явном отсутствии желания раскрывать этот символ. Из бесед с классным руководителем и самим учащимся, было установлено, что ребенок из позитивной семьи и не имеет негативных эмоций по отношению к своим родителям. Он вообще к ним не имеет эмоций.

Отсутствие эмоционального контакта в семье зачастую является одной из причин в возникающих конфликтах. И что самое страшное, что, выявляя такие семьи и стремясь устранить данную проблему, сталкиваешься с не желанием родителей признать существование этой проблемы в семье. И это основной барьер в работе школьного психолога с родителями. Быть может это связано с новизной профессии психолога или укоренившимися взглядами родителей на жизнь, но, проводя психологическую коррекцию таких ситуаций, убеждаешься в том, что первыми идут на встречу и “лечат” семью именно дети. Но не возможно искоренить проблему односторонним способом. Ведь зарождалась она с обеих сторон и должна быть устранена обеими сторонами.

В личной практике проективные методики являются вспомогательным компонентом при изучении личности. Но не все психологи обращают внимание на полученные данные благодаря этим методикам, а эти результаты могут во многом повлиять на индивидуальную работу психолога. Не стану призывать использовать их всегда и повсюду, но посильную помощь они, безусловно, оказывают. Так, на примере своей практики при углубленном изучении личности обязательно провожу проективный тест. А в старших классах, при проведении психологических игр, применяю рисуночную экспресс-диагностику на различные темы: “Я в будущем”, “Я в прошлом”, “Я настоящее”, “Моё окружение”, “Мои проблемы” и т.д. Обработка результатов проводится с общепринятыми нормами проективных методик: анализирование символов, цвета, нажим линий. Данная диагностика интересна не только детям, но и взрослым, результаты которой поражают своей правдивостью.

В конце своей статьи хочется обратиться к родителям, не отвергайте помощь со стороны специалистов, не занимайтесь “самолечением”. Ваши дети растут и развиваются в современном образовательном пространстве, в котором больше возможностей для самореализации и развития и почему-то это они быстрее признают, чем вы и начинают искать причину в себе, а не в вас, это уже о чем-то говорит. Помогайте своим детям и не оставляйте их одних, им еще многое предстоит пережить в своей удивительной и не предсказуемой жизни …