Здоровьесберегающие методики как фактор развития личности

Разделы: Школьная психологическая служба


Перед образовательными учреждениями поставлены три глобальные задачи:

  • физическое здоровье ребенка,
  • нравственное здоровье,
  • психологическое здоровье.

Поэтому целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье личности. Это предполагает внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям, интересам, склонностям, его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. При РАЕН (г. Москва), отделение "Ноосферное образование", руководитель — Маслова Н.В., я прошла курсы, где получила знания о здоровьесберегающих методиках. Эти знания хорошо коррелируют с целью психологической службы. В целом концепция ноосферного образования отвечает на многие вопросы времени. Меня заинтересовал вопрос, как сориентировать человека в современном обществе. Главным образом новая технология ноосферного образования позволила мне более глубоко подойти к работе в режиме здоровьесбережения.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать свое место в природе. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появлении нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления — целостное восприятие мира. Для этого необходимо воспитание целостного мышления, оно базируется на представлении о единстве мироздания и человека, как его частицы, то есть человек — часть Системы природы. Человек должен осознать свою природосообразность или биологическую адекватность. В основе этого лежат энергосберегающие методики, которые послужили базой для создания данной программы.

Хотелось бы отметить факторы, от которых зависит здоровье. По данным Ю.П. Лисицина (1986 г.), здоровье человека лишь на 8"10% зависит от медицины, на 20% " от наследственности, на 20% " от внешней среды и на 50% " от образа жизни человека.

Неадекватные психоэмоциональные реакции могут в значительной степени снижать уровень здоровья. Замечено, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по"разному. Одни и те же лекарства оказывают различное влияние: в одних случаях помогают в выздоровлении, в других — дают осложнения. В одних и тех же условиях один замерзает и погибает, а другой нет. Связано это напрямую с духовным развитием человека, которое лежит в основе различия организмов, реакций и на болезнь, и на лечение. Человеческий организм — это лаборатория и даже целая фабрика по производству лекарств, гормонов и других полезных веществ. Таким образом, человек — сам творец своего здоровья. Есть какие"то силы внутри нас, которые могут уберечь нас от заболевания или изменить его течение.

Укрепить свое здоровье можно только повышая качество своего сознания постоянным трудом и вечным движением вперед, совершенствуя себя и развивая высокие качества духа. Именно развитие духовных и психологических сил даст человеку путь к счастью будущего. А когда человек идет путем любви, радости, он чувствует себя более крепким, выносливым, способным противостоять различного рода воздействиям.

Итак, работая в режиме "здоровьесберегающие методики", я разработала систему первичной немедикаментозной профилактики снижения болезней и укрепления здоровья. Данная система предусматривает следующие мероприятия:

  1. Тестирования количественной самооценки здоровья (тест "Измерим свое здоровье").
  2. Исследование самооценки личности.
  3. Исследование уровня тревожности по шкале Спилбергера.
  4. Проведение тренингов по развитию личностного роста.
  5. Овладение методикой гармонизации личности — релаксацией.

Внедрение такой программы, на мой взгляд, способствовало повышению рейтинга здоровья среди различных жизненных ценностей.

Как эта работа реально проводилась?

В эксперимент были включены 10 человек, которые были выявлены после тестирования "Измерим свое здоровье". Полученные низкие результаты могли быть обусловлены обострением или началом болезни, а также наличием таких факторов риска заболеваний, как избыточная масса тела, малая подвижность, неадекватные психоэмоциональные реакции, нарушения сна и другие.

Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что наша нервная система не в состоянии отличать фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. Причем в большинстве случаев это происходит на эмоциональном и подсознательном уровне.

Психология является школой овладения собой. Она позволяет человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Этому надо учиться. Образ собственного "Я" меняется в лучшую сторону путем накопления знаний о себе, практического опыта. Овладев психологией образа собственного "Я", человек создает базу для самовнушения.

Работали над такими темами:

  • "Несколько штрихов к портрету счастливого человека";
  • "Образ "Я" или секреты уверенности в себе";
  • "Человек агрессивный — война с самим собой";
  • "Я — О'Кей!" или снова о подсознании".

Пришли к выводу, что в основе наших неудач и недугов лежат эмоциональные травмы, а они причиняют душевную боль. Тогда человек морально страдает и "уходит" в противоположную сторону.

Приведу примеры данной работы по повышению самооценки личности, регулированию уровня тревожности и овладению методикой гармонизации личности — релаксацией.

1. Чтобы заглянуть во внутренний мир ребенка достаточно спросить его: "Кем ты себя чувствуешь, представляешь, воображаешь?" Картины вырисовывались разные, как сами дети:

  • яркая полянка с многоцветием;
  • одинокое дерево в поле;
  • туча на небе и просвет солнечных лучей;
  • скала у моря…

По данной картинке идет рассуждение, какой это человек, то есть образ представления о самом себе позволяет делать человеку открытия о себе.

2. Серьезно работали над понятием "комплименты". Они делают человека более мягким и теплым, ответственным в своем выборе.

3. Проводила упражнения:

а) "Автопилот". Записать 10 фраз, установок типа: "Я — умный, я—красивый". Эти установки должны непосредственно относиться к личности, отражать ее цели и стремления. Это — оптимистическая программа будущего.
б) "Ассоциация". Показать, что каждый человек — индивидуальность. Переосмысливая свое "Я", личность приобретает познания объективной оценки себя.
в) Упражнение на осознание своих черт характера. Написать на конверте черты характера, которые проявляются у личностей и все о них знают. Внутри конверта поместить черты характера, которые личность старается скрыть от окружающих (работа в парах, рефлексия).

4. Изучили программу приобретения уверенности себе (Рогов Е.И. "Настольная книга школьного психолога в образовании", М., 1996.).

5. Освоили релаксацию — мощный способ гармонизации личности. Делали это следующим образом:

а) работа по аудиозаписи ленинградского психотерапевта;
б) техника релаксации по Джекобсону (10 групп мышц);
в) релаксация по Масловой Н.В.

Релаксация (по Масловой Н.В.)

"Почувствуйте приятный источник умиротоворения и гармонии. Почувствуйте, как он распространяется по вашему телу, вдоль всего позвоночного столба, словно от середины тела проходят волны релаксации. Источник несет мир, чистоту, ясность, очищает вашу головку. Ваш мозг становится ясным, чистым. Ясность и чистота поселяются в вашем лбу, висках. Морщинки расправляются, лобик становится чистым, гладким. Ваши веки мягкие, повисли, расслабились. Почувствуйте расслабленные глаза. Попробуйте почувствовать благодарность от ваших глаз, они вам благодарны. Почувствуйте, как гармония и релаксация поселяются в вашей шее и прочищают ее. Почувствуйте струю свежего и прохладного воздуха. Попробуйте почувствовать, как волны окутывают ваши плечи, распространяют чувство гармонии. Насладитесь приятными ощущениями. Попробуйте почувствовать режим вашего дыхания, ваши легки свободно дышат. Волны релаксации окутывают ваше сердце, все органы. Источник ласкает бедра, ноги и вытесняет все, что не есть чистота. Бедра, щиколотки становятся легкими. Все выходит через пяточки, пальчики. Почувствуйте, как вам легко, хорошо. Все, что не есть чистота, выходит из вашего тела, из ваших клеточек, из вашей души. А сейчас мысленным взором окиньте себя с головы до пяточек. Представьте, что вы художник. Легким движением руки вы свободно можете подправить в вашем теле все, что посчитаете необходимым. Полюбуйтесь собой, понаслаждайтесь своим состоянием, состоянием здорового духа и тела. Окутайте себя любовью, и пошлите свою любовь окружающему миру."

Рефлексия по выполнению всей программы показала, что дети стали менее конфликтными, снизился уровень тревожности, агрессивности, появилось желание похудеть, почувствовали себя смелыми, сильными, уверенными, улучшилось их самочувствие. Это является результатом моей работы. Можно сделать вывод, что самочувствие — это отражение состояния здоровья.