Формирование навыков оптимального и выразительного чтения
Теория
Здравствуйте, уважаемые коллеги, название вебинара звучит как «Формирование навыков оптимального и выразительного чтения».
Начать хотелось бы с выражения Колина Тернера:
«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.”
По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. И оказалось, что существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем влияние всех остальных. Этим фактором номер один является скорость чтения. Мы говорим об оптимальном чтении.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И, как известно, от техники и правильности чтения зависит и грамотность письма.
Для чего необходимо оптимальное чтение?
- В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Элементарные умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка, чтобы затем успешно включать в состав сложных умений.
- Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
- Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
- При переходе в среднюю школу увеличивается объем информации, а низкая скорость чтения не позволяет осваивать материал.
Под оптимальным чтением принято подразумевать чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью. Хочу остановиться на таком аспекте, как выразительность.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Выразительность является важным компонентом в обучении учащихся полноценному навыку чтения. Владение выразительным чтением помогает учащимся достичь правильного четкого произношения, развивать воображение, расширять словарный запас, делает их речь ярче и образнее. Овладение навыком выразительного чтения позволяет учащимся активизировать свои познавательные процессы, мыслительную деятельность, развивать память и навыки общения.
Прочитать текст выразительно, значит:
- раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
- показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
- передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Эффективные резервы оптимального темпа чтения:
1. Игровая разминка, где развиваем чёткость произношения.
Например:
Самолёты взлетают: у-у-у
Лошадки поскакали: цок-цок-цок
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш
Муха бъётся в стекло: з-з-з
Выработка внимания к слову и его частям (белка-булка, дедушка-девушка, кричала-качала).
2. Предупреждение ошибок.
Из изучаемого произведения выписываются на доске трудные слова, прочитываются хором сначала по слогам, потом в целом с постановкой ударения:
Вы-су-нув-ший-ся / высунувшийся
Ре-про-дук-тор / репродуктор
Бес-по-кой-ство / беспокойство.
3. Объяснение трудных, незнакомых слов.
4. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.
5. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык.
6. Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
7. Режим щадящего чтения, это такой режим, когда ребенок прочитает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
И, наконец, последняя рекомендация. Мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в начальных классах. В конце урока чтения необходимо оставить три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Это работа проводиться на каждом уроке. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Условия работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учителю следует знать условия работы. К ним относятся следующие условия, изложенные М.Р.Львовым.
- Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
- Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения.
Работа над языком произведения
- Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
- Эта работа должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет.
- Обязательным условием работы является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.
Признаки выразительного чтения, предложенных Л.А.Горбушиной
1. Умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора.
Здесь важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
2. Хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов.
Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например, «Завьюжила, закружила зима город.»
Задание:
- Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение.
- А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя.
3. Умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.
Например, работаем со скороговоркой «Проворонила ворона воронёнка»
Задание: - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя.
4. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять
Недостатки, которые необходимо устранить чтобы речь была выразительной:
- Монотонность (речь неизменна, лишена повышения или понижения тона).
- Недостаточная выразительность в более значительных словах и повторяемые интонационные обороты.
- Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь.
Приёмы отработки навыков выразительного чтения:
- Дыхательная гимнастика
- Упражнение: Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку.
- Например: “хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать”.
- Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).
- Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).
- Приём подражания учителю.
Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного.
- Упражнения на дикцию (Скороговорки, чистоговорки).
Например:
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Проанализируем два текста.
Белые бараны били в барабаны.
Тише, мыши, кот на крыше
Можно попросить детей объяснить как звонкие и глухие согласные отражают содержание текстов. В первой пословице все согласные звонкие, произнося её, хочется маршировать. Во втором тексте все согласные, кроме «м» глухие. Появляется чувство тревоги. Вот как звонкие и глухие согласные влияют на выразительность произведения.
Практика
Литературное чтение. «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 класс
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжая тему «Формирование навыков оптимального и выразительного чтения» хотелось бы поподробнее остановиться на приёме отработки навыка выразительного чтения. А приём этот - работа над выразительностью благодаря звонким и глухим согласным.
Хочу представить вашему вниманию мастер-класс. Его я проводила во 2-м классе на уроке литературного чтения.
Тема: А.С.Пушкин и его «Сказка о рыбаке и рыбке». А начну я мастер-класс со стихотворения.
Слайд 2
Несу добро в ладошках
Да, чтоб не расплескать,
Хочу его немножко
Да каждому отдать.
Пусть свет зажжётся в людях,
Согреет доброта.
Пусть каждый добр будет
Со всеми и всегда.
- О чем это стихотворение?
Слайд 3. ДОБРОТА
- А что значит доброта?
Согласно словарю Даля доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим, то есть нести благо.
- Нести благо - приносить пользу.
- Сколько в слове ДОБРОТА звонких и глухих согласных звуков? (3 зв., 1 глух.).
- Как произнесём слово? (громко, с голосом, звучно). Стрелочку показываю вверх.
- Даже звучание соответствует этому слову.
- Давайте произнесём это слово.
Слайд 4
- Мы сегодня поработаем над выразительностью в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Слово СКАЗКА.
- Какая тайна в этом слове? Чем это слово нас завораживает? (волшебством, выдумкой, звучанием).
- Как звучит это слово, поработайте со звуками (4 глух., согл. - все согласные глухие). Стрелочка вниз.
- Слова мы можем произносить тихо и громко в зависимости от контекста.
Слайд 5
ТИХО или ГРОМКО
- Что интересного в слове «ТИХО»? (2 глух. согл.)
- Как звучит это слово? (бесшумно, незаметно)
- Произнесите
- ГРОМКО - как звучит слово? (3 зв., согл.,1 глух.)
- Как будем произносить его? С какой интонацией? (торжественно, звучно, с голосом).
- Произнесите
Сегодня мы с вами поработаем над интонацией в произведении, над выразительностью, а помогут нам звонкие и глухие согласные.
Давайте попробуем.
Слайд 6
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Прочитайте отрывок выразительно используя звонкие и глухие согласные (укажите стрелочкой над каждым словом звонкость и глухость)
Слайд 7
Пазлы
Слайд 8
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию задание. Отработайте отрывок по глухости- звонкости. Поставьте стрелочку вверх над словами, если звонких согласных в слове больше и стрелочку вниз, если глухих согласных больше.
Видит - море слегка разыгралось
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».
Слайд 9. Проверка
- Подумайте, с какой интонацией вы прочитаете каждое слово? Давайте попробуем.
Слайд 10
Свой мастер класс я хотела бы закончить пословицей:
«Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».
- Какой урок мы сегодня извлекли с занятия?
- Как звонкие и глухие согласные отражают содержание?
Ведь недаром А.С.Пушкин подобрал эти слова к своему произведению. Какие-то слова надо сказать громко, какие-то тихо.
Благодаря звучанию мы:
- лучше понимаем смысл прочитанного,
- слышим выразительность в произведении,
- образы героев становятся ярче,
- лучше виден характер героев.
И в заключение хотелось бы вам представить буклет. В нём подробно говорится об основных моментах нашего сегодняшнего разговора.
Слайд 11. Буклет
Слайд 12. Спасибо за внимание
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Прочитайте отрывок выразительно используя звонкие и глухие согласные (укажите стрелочкой над каждым словом звонкость и глухость)
Видит - море слегка разыгралось
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».