Составление ментальной карты на уроках Мировой художественной культуры как прием по формированию и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения учащихся

08.06.2023

Этот прием помогает показать связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.

Ключевая идея темы урока порождает несколько основных крупных, каждая из которых развивается и конкретизируется в виде ещё более мелкие. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью ментальной карты.

Ментальная карта - это способ фиксации мыслей, наиболее похожий на то, как они рождаются и развиваются в нашей голове.

Преимущества ментальных-карт в обучении

1. Активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

2. Помогают собирать все материалы по определённой теме можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.

3. Используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать степень усвоения материала учащимися, проводить уроки-обощения, готовить доклады, разрабатывать проекты.

4. Экономят время:

  • простота заполнения информации;
  • наглядность структуры и логики взаимосвязи;
  • визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.

Ментальные карты на уроках МХК помогают учащимся:

  • искать вдохновение;
  • понимать философию стилей, направлений в искусстве;
  • детализировать тему урока по искусству;
  • запоминать особенности стилей, направлений искусства;
  • структурировать информацию по истории развития Мировой художественной культуры на уроках обобщения;
  • прототипировать - схематично изображать информационные блоки темы урока по искусству;
  • презентовать свои мысли;

Этапы составления ментальных карт на уроках МХК

1. Мозговой штурм, то есть поиск базовой темы в зависимости от цели урока. Это то, что обычно располагается в центре карты или сверху.

Если нужно - в центре будет расположена тема «Импрессионизм: поиск ускользающей красоты», время направления, страна, если нужно проанализировать творчество художника - «Фамилия, Имя», если составить конспект урока - заголовок, то есть тема урока.

2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, можно выделить ключевые темы второго уровня.

От центральной темы ведём ветви второго порядка - живопись и музыка (фамилии представителей видов искусства).

3. Конкретизация. Здесь можно задействовать рисунки и короткие описания. На этом этапе уточняем темы второго уровня.

От каждой ветви второго порядка отводим ветви третьего порядка с изображением и названием картин, музыкальных произведений, особенности творчества.

При этом приеме слова будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре материал будет легко повторять.

Приложение 1

Приложение 2


a_id: 698687