Жаворонкова Татьяна Викторовна

Найдено публикаций: 26
Рабочая программа элективного курса "Решение задач с параметрами"
Особенностью программы является увеличение доли учебного времени, формируемой учащимися, увеличение практико-ориентированных форм обучения, в том числе с использованием интерактивных компьютерных программ. Особое внимание уделяется развитию владения навыками алгоритмического мышления. При реализации программы предполагается большая степень синхронизации при изучении материала рабочих программ по алгебре и началам анализа, геометрии и физике.
Читать дальше
План-конспект урока "Решение тригонометрических уравнений с параметрами"
В статье излагаются педагогические приемы для реализации целей и задач, позволяющих организовать урок обобщения и систематизации знаний. Прием «Проблемная ситуация» предполагает предварительное ознакомление учащихся с задачами, уровень сложности которых несколько превышает их возможности. Анализируются решения заданий различной сложности. Ко всем задачам приводятся ответы и краткие решения. В качестве рефлексии используется метод «Шесть шляп мышления».
Читать дальше
«Математический конструктор» 1С для развития навыков построения сечений многогранников
В демоверсии ЕГЭ 2015 задание 16 претерпело изменение. Часть а) обязывает выпускника выполнить обоснованное построение с последующими расчетами. Предполагается построение сечений многогранников по трем точкам, параллельно некоторым прямым и углов между плоскостями, заданными тремя точками. В статье приводятся примеры «Математического конструктора» для построения сечений и расчет их элементов.
Читать дальше
Деятельностный подход с развитием навыков исследовательской работы при изучении планиметрии
Рассматриваются возможности программы «Математический конструктор 5.5» для создания практических работ по планиметрии, активирующих изучение учебного материала, при подготовке к выпускным экзаменам, высказывания различных гипотез и их экспериментальной проверки до теоретического обоснования или опровержения.
Читать дальше
Сравнение различных подходов при решении задачи С5 (ЕГЭ-2013)
Предлагаются 7 способов решения задачи С5 (задача с параметром ЕГЭ 2013), основанные на графических интерпретациях, аналитическом подходе со схемами равносильных переходов и исследованием расположения корней квадратного трехчлена. Представлены приемы решения с элементарной математикой, соответствующей программе основной школы, и элементов высшей математики из программы старшей школы.
Читать дальше
Использование ИКТ-технологий для подготовки учащихся к решению систем уравнений с параметром
В статье представленные решения задач направлены на обобщение умений и навыков учащихся при работе с параметрами.
Читать дальше
Обобщающее повторение по теме "Системы уравнений с параметром"
Урок обобщает опыт работы с параметрами, учит системно подходить к анализу информации и способам ее представления, отрабатывает приемы работы в среде «Математический конструктор 4.5». Учащиеся самостоятельно открывают и оценивают свои возможности и достижения. Урок развивает критическое мышление, оценочное и рефлексивное, формирует ключевые компетентности учащихся.
Читать дальше
Организация занятости одаренных детей с развитием навыков научно-исследовательской деятельности в области естествознания
Особое значение приобретает работа с учащимися в летней школе, где дети посещают занятия согласно своим интересам, а также могут открыть новые грани своего любимого предмета в ходе проведения интегрированных занятий в разных сочетаниях таких естественно-научных дисциплин, как биология, химия, физика, математика, информатика.
Читать дальше
Развитие критического мышления и формирование ключевых компетентностей
Развитие критического мышления как оценочного и рефлексивного и создание ситуаций, когда возникает потребность в его использовании, служит средством формирования ключевых компетентностей. Представлен опыт проведения занятий по исследованию решений заданий С5 ЕГЭ. Используется мозаичная модель, отдельные элементы которой необходимо собрать, создается генератор задач. Приложение содержит презентацию результатов и рефлексию.
Читать дальше
Подходы к решению задач В10 ЕГЭ–2011 и не только
В статье рассматриваются решения задач В10 и задач вступительных заданий ВШЭ, которые были предложены участникам разновозрастных групп при проведении занятий с использованием case-технологий. Представляется важным решить не конкретную задачу, а использовать её как основу для знакомства не только с частью мира математики, но и частью реального мира, в котором предстоит жить и творить. Умение задать вопрос и не ограничиться чужим ответом будет самым востребованным в жизни.
Читать дальше
Case–технологии на уроках математики
Представлены материалы занятий для разновозрастных групп учащихся, основанные на ситуативно-модульной методике, по проблеме решения задания В10 ЕГЭ. Включены: текст мини-кейса, образцы задач, вызывавших затруднения, подсказки для аудитории, поясняющие суть метода case-технологий, вспомогательные вопросы. Приложения содержат отдельные материалы учащихся по итогам работы.
Читать дальше
Формирование основного расписания предметных мобильных групп для реализации ИУП в старшей школе
В статье рассматриваются этапы работы по формированию учебных групп для ИУП. Расписание параллели опирается на выделение основных предметов класса, основных подгрупп и индивидуальных запросов. Профильный уровень изучения надстраивается в соответствии с запросами учащихся до углубленного за счет компонента учебного заведения.
Читать дальше
Индивидуальные образовательные программы и тьюторское сопровождение
Представлен подход к реализации индивидуальных учебных планов на бесплатной основе, базирующийся на работе мобильных предметных групп, создаваемых внутри параллели старших классов. Учащиеся имеют возможность выбора внутри класса или параллели собственного наполнения учебной образовательной программы. Рассматривается модель «Коллективный тьютор».
Читать дальше
Стереометрическое задание С4 на ЕГЭ–2009
Представлен сравнительный анализ трех способов решения задачи С4 ЕГЭ–2009. Обсуждаются возможности последовательного построения чертежа для уточнения расположения элементов условия. Первый способ решения – геометрический, второй – комбинация геометрического подхода с методом координат, третий способ решения использует возможности только метода координат.
Читать дальше
02.04.2008
Планирование курса физики для учащихся 11-х классов (профильный и базовый уровни)
Планирование позволяет организовать преподавание курса физики одновременно для групп профильного и базового уровня. Целесообразно использовать в случаях, когда открытие отдельных групп по финансовым или организационным проблемам невозможно. Ориентировано на классы с углубленным изучением математики. В демонстрационных и учебных целях используются программы ФИЗИКОНа. Приводится список учебной литературы для организации самостоятельной работы учащихся и возможные домашние задания.
Читать дальше
Планирование курса алгебры и начал анализа для учащихся 11-х классов (профильный уровень)
Планирование предназначено для классов и групп с отсутствием серьезной математической подготовки в основной школе. Согласованное преподавание математики и физики эффективнее использует временные ресурсы. Повторение курса и закрепление тем происходит в течение всего учебного периода. В планировании приводится список учебной литературы для организации самостоятельной работы учащихся и домашние задания.
Читать дальше
12.03.2008
Планирование курса физики для учащихся 11-го класса (профильный и базовый уровни), 1-e полугодие
Планирование позволяет организовать преподавание курса физики одновременно для групп профильного и базового уровней. Целесообразно использовать в случаях, когда открытие отдельных групп по финансовым или организационным проблемам невозможно. В демонстрационных и учебных целях используются программы ФИЗИКОНа.
Читать дальше
Планирование курса геометрии для учащихся 11-го класса (профильный уровень)
Планирование предназначено для классов и групп с отсутствием серьезной математической подготовки в основной школе. Большое внимание уделяется векторно-координатному методу для расчета расстояний, углов, объемов пирамид и расширению возможностей учащихся при изучении профильного курса физики. В планировании приводится список учебной литературы для организации самостоятельной работы учащихся и возможные домашние задания.
Читать дальше
Проблемы перехода от профильного обучения к индивидуальным образовательным программам
В статье рассматриваются возможности формирования индивидуальных учебных планов учащихся гимназии без привлечения платных образовательных услуг. Анализируются проблемы реализации элективных курсов, углубленного изучения предметов.
Читать дальше
Развитие навыков аналитического исследования при изучении темы "Преобразование графиков. Элементарное исследование функций"
Предлагаются материалы для проведения практической работы (работ) по идентификации и установлению соответствия между графиками функций и их аналитическими формулами. Работа учащихся проводится с привлечением компьютерной программы Advanced Grapher. В приложениях к статье содержатся файлы, созданные при помощи этой программы, для представленных четырех вариантов заданий.
Читать дальше
Реализация программы предпрофильной подготовки в 9-х классах гимназии
В статье рассматриваются учебные планы 9-х классов гимназии, включающие предпрофильную подготовку учащихся. Предпрофильная подготовка осуществляется по индивидуальным учебным траекториям. Приведены таблицы количественного состава групп, учебных часов для тарификации работы учителей. Рассматриваются проблемы составления расписания и приводится график проведения занятий, рассчитанный на одно полугодие.
Читать дальше
Применение элементов высшей математики при решении задач с физическим содержанием
В статье рассматриваются три задачи, описывающие различные режимы работы колебательных контуров при помощи дифференциальных уравнений и законов сохранения. Проводится подробный анализ начальных условий, позволяющий определить константы в общих решениях дифференциальных уравнений, а также графики, описывающие изменение физических величин с течением времени. Сравнительный анализ способов решения можно использовать на интегрированных уроках математики и физики.
Читать дальше
10.02.2006
Эволюция понятия "масса" в истории физики и химии
В статье приводятся материалы семинара, организованного автором, для учащихся 9–11-х классов. Приводятся задания для оценки величины эффектов изменения массы в различных процессах. В приложениях содержатся выписки из материала статей, использованных участниками при подготовке семинара.
Читать дальше
Неравенства с параметром как основа для организации повторения свойств квадратичной функции и приемов решения иррациональных неравенств
В статье приведены 6 различных способов решения задачи: найдите все значения параметра а, при которых неравенство 3 -|х - а|> х<sup>2</sup> имеет хотя бы одно отрицательное решение. Их набор позволяет показать сравнительные возможности использования свойств квадратичной функции, схем равносильных переходов при решении иррациональных неравенств и неравенств с модулем, введения координатной плоскости Оха.
Читать дальше
Советы по установлению добрых отношений с параметрами
В форме диалога между учеником и учителем даются советы по решению уравнений с параметром на начальном этапе знакомства с этим типом заданий. В уравнении с двумя переменными рассматриваются множества решений и формы представления результатов при смене ролей неизвестной величины и параметра. Приводятся советы по возможной последовательности действий при решении задачи с параметром.
Читать дальше
Задача с параметром как основа для организации продуктивного повторения и подготовки к экзаменам
В статье приведены 4 способа решения задачи: сколько корней в зависимости от значения параметра а имеет уравнение x<sup>2</sup> + a | x - 2 | = 0? Эти способы можно предложить выпускникам 9-го класса для повторения свойств квадратичной функции и взаимного расположения параболы и прямой, а также выпускникам 11-го класса для повторения построения графиков функций (при введении координатной плоскости Оха) и схем равносильных переходов при решении иррациональных неравенств.
Читать дальше