900 Дней Мужества. Познавательное занятие для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., старшие дошкольники


Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • обогащать знания детей о героическом прошлом города;
  • формировать чувство гордости за защитников Отечества;
  • знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
  • формировать чувство патриотизма;
  • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «900 дней мужества», красные напольные гвоздики, портреты композиторов С.Рахманинова и Д.Шостаковича, книга памяти « макет вечного огня.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по теме;
  • прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
  • слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
  • показ иллюстраций о Ленинграде.

Музыкальный материал: «Ленинградская симфония №7» Д.Д.Шостаковича, «Концерт №2» С.Рахманинова, «Ленинградские мальчишки» музыка И.Шварца, слова В.Корастылева, звучание метронома. Видеофрагменты и иллюстрации для презентации можно подобрать самим.

Слайд 1

Ведущий: Ребята, сегодня мы обратимся к трагическим дням в истории нашей Родины. В эти дни с экранов наших телевизоров мы слышим такие слова БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД, ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Вот сегодня мне и хочется поговорить об этом страшном времени для всех людей нашей страны.

Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. Кольцо блокады вокруг города, но город не сдавался.

Наступили 900 тяжелых и голодных дней.

Слайд 2

Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.

Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.

Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (голос в записи)

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала - всего 125 гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.

Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.

Слайд 3

Ведущий 1:< В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.

Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…

Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».

Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

Ребенок:

И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.

Ведущий 2: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну. Война - это плохо, страшно, потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.

Ведущий 1: О войне с фашистами художники создали много картин, писатели и поэты написали рассказы и стихи. Об этом событии есть художественные и документальные фильмы, в театрах поставлены спектакли. Многие композиторы в своем творчестве обращаются к теме войны. И вот Дмитрий Шостакович, один из них.

Слайд 4

Музыкальный руководитель: Музыка о которой сегодня пойдет речь - 7 симфония Дмитрия Шостаковича.

А рассказать об этом произведении я хочу вот почему.

Музыка - это великая сила. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, музыка помогла голодающим людям ВЫЖИТЬ. Не пасть ДУХОМ, настии в себе силы на борьбу и победить.

Когда в 1941 году фашисты захватили многие города нашей страны и близко подошли к Москве и Ленинграду, Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде.

Начало войны было самым тяжелым временем для жителей этого города - люди голодали, болели, не было тепла, воды, света. Город был окружен фашистами. Взят в кольцо БЛОКАДЫ.

Д.Д.Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он на ровне со всеми рыл окопы, работал в пожарной команде, нес дежурство на крыше КОНСЕРВАТОРИИ. И в тоже время давал концерты в филармонии.

Он говорил: «Моим оружием была музыка» Композитор видел, как фашисты обстреливают город, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу

Слайд 5

В самом начале войны он начал работу над 7 симфонией.

Фашисты обещали занять Ленинград быстро - 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение Д.Д.Шостаковича - 7 симфония.

Он посвятил её несломленным ленинградцам и городу Ленинграду, назвал её «Ленинградская симфония». Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывающийся огонь по врагам. Концертный зал бал переполнен, по радио транслировали этот концерт.

Композитор и музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.

Ленинградская симфония подарила оставшимся жителям города НАДЕЖДУ на ЖИЗНЬ.

Симфония - это сложное очень большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, в котором очень ярко звучит тема нападения, НАШЕСТВИЕ ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

Слайд 6

«Можно себе представить тихое, ясное летнее утро, и вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагающих ног. На нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков, самолетов. Как будто страшно чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все пространство, крушило все, что стояло у него на пути. Так композитор показал образ фашисткого нашествия. Этот образ словно разбухал и обрушивался на слушателе, вырастая до гигантских размеров.

Просмотр видеофрагмента. 7 симфония - «Эпизод нашествия»

Музыкальный руководитель: После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных и близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов.

В этом году 9 августа в городе Ленинграде на стрелке Васильевского острова к 80-летию написания симфонии, прозвучала «Ленинградская» симфония Шостаковича.

Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

Видеофрагмент о детях блокадного Ленинграда на песню «Ленинградские мальчишки»

Слайд 8

Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Слайд 9.

Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.

Дети рисуют восковыми мелками салют на заготовленной ленте, где изображен город. Его главные символы (разводные мосты, Адмиралтейство, Расстральная колонна….).

Коллективная работа детей. Дети рисуют салют под музыку С.Рахманинова «Концерт №2»

Ведущий 1:

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, -
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ведущий 2:

Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Музыкальный руководитель:

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, -
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной, - на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют…. в голодно-белом январе…

Дети делают общую фотографию в зале на память о мероприятии.