Класс: 1 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основные цели:
- образовательная: узнать приём вычитания с переходом через десяток; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида;
- развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать;
- воспитывающая: воспитывать самостоятельность, ответственность, самоконтроль, чувство долга перед товарищами.
УУД
Личностные:
- формировать интерес к учебной деятельности;
- понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
- высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
- контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат:
- уметь вычитать однозначное число из двузначногос переходом через десяток и выполнять его разными способами.
Дидактические материалы:
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта, зафиксировать затруднение.
3. Выявление причины затруднения.
Цель: выявить причину из затруднения.
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения
Цель: определение темы и цели, составление плана.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Самостоятельная работа.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия (по результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия).
8. Включение в систему знаний
Цель: организовать оценивание учащимися необходимости знания нового действия.
9. Рефлексия
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент
(Демонстрация слайдовой презентации)
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно.
Математика - наука, которая нужна людям практически любой профессии. Так ли это? (высказывания детей)
- Хотите ли вы узнать новое знание на уроке?
- Мы вместе сможем это сделать и преодолеем все трудности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1. Повторение зтапов и шагов урока открытия нового знания.
- Отмечаем пройденные этапы в маршрутном листе.
2. Устный счёт.
- С нами сегодня на уроке изучать новую тему будет Незнайка.
- Давайте поможем ему узнать новую тему.
- С помощью устного счета мы это узнаем.
- На сколько 8 см больше, чем 6см?
- Найдите сумму 4 и 2.
- Найдите разность 10 и 2.
- Уменьшите 9 на 5.
- Увеличьте 6 на 3.
- Уменьшаемое 8 вычитаемое 5 ,найдите разность.
- Слагаемое 4 слагаемое 3, найдите сумму.
- На сколько 2 л меньше, чем 7л ?
2 |
6 |
8 |
4 |
9 |
3 |
7 |
4 |
5 |
В |
Ы |
Ч |
И |
Т |
А |
Н |
И |
Е |
- Тема нашего урока …
- Вычитание.
3. Пробное действие.
- Итак, мы сегодня будем решать примеры на вычитание. Помогите Незнайке.
- 10-3
- 15-5
- 9-6
- 18-10
- 11-3
Какие примеры на вычитание мы уже умеем решать?
- Решение какого примера вызвало у вас затруднение?(11-3)
- Можете ли мы его решить? (Не можем.) (Проблема!)
- Давайте поможем Незнайке справиться с проблемой.
3. Выявление места и причины затруднения
- Так в чём затруднение? (Мы не можем решить пример 11-3)
- Почему вы не можете решить пример 11-3? (Мы не знаем, как вычитать однозначное число из двузначного с переходом через разряд, мы этого ещё не изучали)
- Значит, что вы не знаете? (Мы не знаем, как вычитать однозначное число из двузначного с переходом через разряд)
4. Определение темы и цели урока, построение проекта выхода из затруднения
- Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? (Вычитание однозначного числа с переходом через разряд.) Правильно!
- А теперь сформулируем цель нашего сегодняшнего урока. (Узнать приём вычитания однозначного числа с переходом через разряд.)
- Предлагаю вам план открытия нового знания.
План выхода из затруднения.
- Вспомнить алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд.
- Соотнести алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд с алгоритмом вычитания однозначного числа с переходом через разряд.
- Составить алгоритм вычитания однозначных чисел с переходом через разряд
5. Реализация построенного проекта
- Вспомните алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд.
- С помощью алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд попробуем решить пример, который вызвал у вас затруднение 11-3.
- Используем свои знания.
- Из каких разрядных слагаемых состоит число 11? (10 и 1)
- Сколько нужно отнять из 11, чтобы получилось 10? (1)
- Значит, на какие части нужно разложить число 3? (1 и 2)
- Правильно. Отнимаем из 11 число 1, получаем сколько? (10)
- Сколько ещё осталось отнять? (2)
- Сколько получится? (8)
- А теперь используя свои знания, составьте алгоритм из предложенных вам шагов.
- Соотнесите алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд и определите порядок шагов алгоритма вычитания однозначного числа с переходом через разряд.(обсуждение в группах, учитель помогает)
Алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:
- Определим, сколько единиц не хватает первому слагаемому до 10.
- Разложим второе слагаемое на части так, чтобы одна из частей добавляла первое слагаемое до 10.
- Добавим первое слагаемое до 10, прибавим вторую часть.
- Составьте алгоритм вычитания однозначного числа с переходом через разряд.(Ученики составляют алгоритм вычитания однозначного числа с переходом через разряд из отдельных шагов(шаги разрезаны) в группах).
(Открытие!)
Алгоритм:
- Определим, сколько единиц нужно вычесть из уменьшаемого, чтобы получилось 10.
- Разложим вычитаемое на части так, чтобы при вычитании одной из частей из уменьшаемого получилось 10.
- Вычтем часть, чтобы получилось 10, затем вычтем вторую часть.
- Мы помогли Незнайке.
- Вернёмся уже к поставленной проблеме. Можете ли вы теперь произвести алгоритм вычитания однозначного числа с переходом через разряд? (Можем.)
- Самый главный наш помощник - это учебник.
- Откройте учебники. Прочитайте первый способ вычитания однозначного числа из двузначного. Работа по учебнику с.80.
- Мы с вами так же вычитали? (да)
- Кто понял, как выполнять вычитание однозначного числа с переходом через разряд?
- В учебнике предложен второй способ вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Давайте прочитаем этот способ.
- Что нужно хорошо знать, чтобы использовать второй способ?
- Правильно. Таблицу сложения, то есть состав чисел в пределах 20.
- Если 12 состоит из 5 и 7, то при вычитании из 12 числа 5, получаем число 7. При вычитании из 12 числа 7, получаем 5.
- При решении примеров вы используете тот способ. который вам удобнее.
Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- А сейчас, опираясь на новые знания, найдем значения выражений.
- Знайка задал Незнайке решить примеры.
Решение примеров, используя приём вычитания однозначных чисел с переходом через разряд (в паре).
С. 81 №2
- Первый и второй столбик решаем с комментированием в паре.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
С. 81 №2
- Третий и четвертый столбик решаем самостоятельно.
- Незнайка решает вместе с вами.
(в презентации образец решения примеров)
- Незнайка вот так решил примеры. Знайка проверил его решение.
- Незнайка молодец. Решил без ошибок.
- Поставьте себе плюс, если вы справились без ошибок, как Незнайка, вопрос, если были ошибки.
- Поднимите руки те, кто справился без ошибок.
- Кто нашел ошибки. Вы молодцы, что нашли ошибки. Значит, в следующий раз вы решите уже без ошибок.
- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Вы, молодцы!!!
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- С каким новым знанием вы сегодня познакомились?
- Какие шаги способы вычитания однозначных чисел с переходом через разряд вы узнали?
- Зачем нам нужно знать два способа?
(Для быстрых и удобных вычислений)
- Знайка дал Незнайка задание: решить задачу с использование новых знаний.
Решение задачи.
Из пластилина и спичек Саша сделал 11 разных поделок, а Дима на 5 поделок меньше. Сколько всего поделок сделали мальчики?
Решают в группе:
1) 11-5=6(п.) Дима.
2) 11+6=17(п.)
Ответ: всего 17 поделок.
(У доски отвечает группа, которая первой решит задачу.)
- Вы молодцы, помогли Незнайке решить задачу.
9. Рефлексия учебной деятельности
- Какое новое знание вы узнали?
- Какое задание вам показалось особенно интересным?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Легко ли вам работалось в паре, группе?
- Помогали ли тебе или ты помогал другим?
Лесенка успеха.
- Поставьте себя на 1-ю ступеньку, если вы запомнили только тему.
- Поставьте себя на 2-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили два способа в вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, были ошибки в с.р.
- Поставьте себя на 3-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили два способа в вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, не было ошибок в с.р.
- Поставьте себя на 4-ю ступеньку, если вы запомнили тему, запомнили два способа в вычитания однозначных чисел с переходом через разряд, не было ошибок в с.р. и вы можете объяснить другим два способа в вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.