Цель: формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости.
Оборудование:
- игрушечная гусеница;
- магнитная доска, магнит, картина «Гусеница»;
- магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы» или «Звуки природы»;
- краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь, листы бумаги, салфетки;
- воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки.
Ход занятия
Приветствие. Упражнение «Гусеница»
Дети сидят на ковре.
Психолог показывает им игрушечную гусеницу и говорит:
- Ребята, давайте поздороваемся с гусеницей и улыбнёмся друг другу. (Дети выполняют задание. Психолог включает аудиозапись). Сегодня вы попробуйте превратиться в гусениц. Вспомните, как ползают гусеницы… Представьте себе, что вы на лесной полянке, кругом зелёная трава, цветы… Покажите, как ползают гусеницы… Медленно, извиваясь, пробирайтесь сквозь траву… Гусенички увидели друг друга, улыбнулись и легли отдохнуть… Кар-кар-кар! Прилетели вороны. Гусенички замерли, спрятались на листочках, их не видно… Походили, походили вороны, но никого не заметили и улетели. Гусеницы облегчённо вздохнули, зашевелились и дальше поползли… Солнышко греет, им хорошо… (Выключает аудиозапись).
Но вот перестала звучать волшебная музыка, и мы вновь в комнате.
Рисование
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки.
Психолог предлагает детям сесть за столы, затем прикрепляет к магнитной доске картину «Гусеница», просит детей рассмотреть и описать её. Дети выполняют задание.
Появляется игрушечная гусеница.
«Гусеница» рассказывает ребятам о разновидностях гусениц, об их защитной и отпугивающей окраске. Отвечает на вопросы.
После беседы воспитатель показывает и поясняет:
- туловище - 5-6 кулачков (тёмно-зелёный цвет);
- голова - кулачок (светло-зелёный цвет);
- глазки, усики, носик - пальчик (чёрный цвет).
«Гусеница» просит ребят приступить к рисованию.
Дети рисуют. Психолог наблюдает и помогает.
По окончании работы все рассматривают рисунки. Психолог и «гусеница» хвалят детей.
Упражнение «Гусеница»
Музыкальный руководитель предлагает детям выйти из-за столов и лечь на ковёр. Дети ложатся на живот, касаясь подбородком пола. Руки вытягивают вдоль туловища, ладонями вниз. Упираясь в пол руками, грудью и подбородком, дети поднимают прямые ноги вверх, а затем покачивают ими вправо-влево.
Затем дети поворачивают голову так, чтобы одна щека касалась пола, и расслабляют все мышцы тела.
Упражнение повторяется 2-4 раза.
Игра «Большая гусеница»
Дети встают в колонку, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар между животом одного ребёнка и спиной другого.
Ребёнок, стоящий во главе колонны, держит шар в вытянутых руках. Психолог просит детей представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.
«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие модули, большие мягкие игрушки).
Прощание
Взрослые и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.