Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
- стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
- обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картин на основе раннее полученных знаний;
- развитие умения грамматически правильно строить свое высказывание;
- развитие умения определять последовательность событий;
- развитие словесно-логического мышления и памяти;
- уточнять знания детей о зимующих птицах;
- воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Оборудование:
- серия сюжетных картинок;
- аудио запись голоса козленка;
- карточки-схемы (признаки птиц)
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Вместе с солнышком встаём (дети вытягивают руки вверх)
Вместе с птицами поём (машут руками)
С добрым утром, с мирным днём,
Вот как дружно мы живём.
(звучит голос козленка - запись на флешке)
- Ребята, кто это кричит? (Ответы детей - козленок)
- Да вот же он! (воспитатель достает и показывает куклу - козленка) Ты как сюда попал?
Козленок: Я посмотрел в окно, чтобы узнать, где моя мама и увидел ее.
Воспитатель: Кого?
Козленок: Не знаю, она движется в небе. А вы знаете кто это?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого увидел козленок? (Ответы детей.)
Козленок: Это птица? А почему?
Воспитатель: Козленок, сейчас ребята тебе расскажут, чем отличаются птицы от других животных.
Ребенок: Тело птицы покрыто перьями.
Воспитатель: Какой карточкой мы обозначим это отличие? (Ребенок находит на столе соответствующую карточку - схему и выкладывает на мольберт.)
(Воспитатель спрашивает еще 3 детей, обсуждая с ними каждое отличие, если необходимо.)
Ребенок: У птицы есть 2 крыла и 2 лапы. (Находит и выкладывает карточку-схему.)
Ребенок: У птицы есть клюв. (Находит и выкладывает карточку-схему.)
Ребенок: Птицы откладывают яйца, из которых появляются птенцы. (Находит и выкладывает карточку-схему.)
Козленок: Они такие маленькие. А им не холодно? И чем они питаются?
(Ответы детей - они прячутся в сои домики, любят жучков, червяков….)
Но кругом снег, где же они найдут себе корм?
Воспитатель: Сейчас мы расскажем тебе, как зимой человек может помочь пернатым друзьям, и покажем благодаря вот этим картинкам. (Воспитатель показывает серию картинок.)
Но сначала сыграем в игру «Разложи картинки по порядку».
Рассмотрите внимательно картинки. Они расположены не по порядку. Надо расставить картинки в нужной последовательности - так, чтобы получилась связная история.
Ребята, какая из них должна быть первой? (Дети рассматривают, отвечают, ставят первую картинку.)
Аналогично расставляют оставшиеся 3 картинки (Воспитатель помогает, с помощью вопросов, если необходимо.)
Составление рассказа «Кормушка»
Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам давайте расскажем козленку о том, что даже вы, дети можете помочь птицам в зимнюю стужу. Но сначала послушайте начало рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.
Картинка 1.
Наступила холодная, морозная, снежная зима. Птицам стало сложно искать себе корм, поэтому люди всегда стараются покормить птиц. Но Саше и Кате дома было тепло и уютно.
- Что делают дети? (Ответы детей.)
- Кого они увидели за окном?
- О чем подумали дети?
И тогда они решили…?
Картинка 2.
- Что принесла Катя?
- А где Саша взял инструменты?
- Что еще потребовалась ребятам для изготовления кормушки?
Картинка 3.
Кормушка была готова.
- Что было дальше?
- Что кроме кормушки дети взяли с собой? (хлеб, семечки, сало, зернышки)
- Кто вешал кормушку?
- А что делала Катя?
Картинка 4.
- Куда отправились дети, когда повесили кормушку и насыпали корм?
- И что теперь они увидели за окном?
Воспитатель:
Молодцы! Какой хорошо вы отвечали на вопросы.
Ребята, а давайте посчитаем, сколько может прилететь птиц к кормушке.
Физкультминутка «Сколько птиц»
Сколько птиц в кормушке нашей
(дети бегут по кругу и машут руками, как крыльями)
Прилетело? Мы расскажем: (останавливаются)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(клюют как птички - наклоняются вперед, ручки назад)
Воспитатель: А теперь, ребята и ты козленок, послушайте, какой рассказ получился из ваших ответов.
Примерный рассказ «Кормушка»
Наступила холодная, морозная, снежная зима. Птицам стало сложно искать себе корм, поэтому люди всегда стараются покормить птиц.
Но Саше и Кате дома было тепло и уютно. Они сидели за столом, и пили чай.
Вдруг за окном они увидели птиц. Ребята подумали, как холодно птичкам сейчас и корм стало трудно добывать. Надо сделать кормушку и насыпать им семечки и крошки хлеба.
Катя принесла дощечки для кормушки. Саша нашел у папы инструменты. Там были гвозди и молоток. Дети смастерили кормушку.
Ребята быстро оделись, взяли семечки и хлеб и побежали на улицу. Пока Саша вешал кормушку, одна птичка лакомилась хлебом с руки Кати. Дети насыпали корм птицам и побежали домой, чтобы не мешать птицам.
Ребята смотрели в окно и радовались, что смогли помочь пернатым друзьям.
Какой замечательный рассказ у нас получился с вами. Вы молодцы! Вам понравился? (Ответы детей.)
Воспитатель: Дорогой козленок, теперь ты понял, что даже дети тоже могут помочь зимующим птицам пережить голодное и холодное время года.
Козленок: Как интересно. Спасибо вам, ребята, но мне пора домой. Мама меня заждалась. До свидания! (Козленок уходит.)