Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Мерзнут пташки за окном"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: зимующие птицы, средняя группа


Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

  • стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
  • обучение детей составлению рассказа по серии сюжетных картин на основе раннее полученных знаний;
  • развитие умения грамматически правильно строить свое высказывание;
  • развитие умения определять последовательность событий;
  • развитие словесно-логического мышления и памяти;
  • уточнять знания детей о зимующих птицах;
  • воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Оборудование:

  • серия сюжетных картинок;
  • аудио запись голоса козленка;
  • карточки-схемы (признаки птиц)

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Вместе с солнышком встаём (дети вытягивают руки вверх)
Вместе с птицами поём (машут руками)
С добрым утром, с мирным днём,
Вот как дружно мы живём.

(звучит голос козленка - запись на флешке)

- Ребята, кто это кричит? (Ответы детей - козленок)

- Да вот же он! (воспитатель достает и показывает куклу - козленка) Ты как сюда попал?

Козленок: Я посмотрел в окно, чтобы узнать, где моя мама и увидел ее.

Воспитатель: Кого?

Козленок: Не знаю, она движется в небе. А вы знаете кто это?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого увидел козленок? (Ответы детей.)

Козленок: Это птица? А почему?

Воспитатель: Козленок, сейчас ребята тебе расскажут, чем отличаются птицы от других животных.

Ребенок: Тело птицы покрыто перьями.

Воспитатель: Какой карточкой мы обозначим это отличие? (Ребенок находит на столе соответствующую карточку - схему и выкладывает на мольберт.)

(Воспитатель спрашивает еще 3 детей, обсуждая с ними каждое отличие, если необходимо.)

Ребенок: У птицы есть 2 крыла и 2 лапы. (Находит и выкладывает карточку-схему.)

Ребенок: У птицы есть клюв. (Находит и выкладывает карточку-схему.)

Ребенок: Птицы откладывают яйца, из которых появляются птенцы. (Находит и выкладывает карточку-схему.)

Козленок: Они такие маленькие. А им не холодно? И чем они питаются?

(Ответы детей - они прячутся в сои домики, любят жучков, червяков….)

Но кругом снег, где же они найдут себе корм?

Воспитатель: Сейчас мы расскажем тебе, как зимой человек может помочь пернатым друзьям, и покажем благодаря вот этим картинкам. (Воспитатель показывает серию картинок.)

Но сначала сыграем в игру «Разложи картинки по порядку».

Рассмотрите внимательно картинки. Они расположены не по порядку. Надо расставить картинки в нужной последовательности - так, чтобы получилась связная история.

Ребята, какая из них должна быть первой? (Дети рассматривают, отвечают, ставят первую картинку.)

Аналогично расставляют оставшиеся 3 картинки (Воспитатель помогает, с помощью вопросов, если необходимо.)

Составление рассказа «Кормушка»

Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам давайте расскажем козленку о том, что даже вы, дети можете помочь птицам в зимнюю стужу. Но сначала послушайте начало рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

Картинка 1.

Наступила холодная, морозная, снежная зима. Птицам стало сложно искать себе корм, поэтому люди всегда стараются покормить птиц. Но Саше и Кате дома было тепло и уютно.

- Что делают дети? (Ответы детей.)

- Кого они увидели за окном?

- О чем подумали дети?

И тогда они решили…?

Картинка 2.

- Что принесла Катя?

- А где Саша взял инструменты?

- Что еще потребовалась ребятам для изготовления кормушки?

Картинка 3.

Кормушка была готова.

- Что было дальше?

- Что кроме кормушки дети взяли с собой? (хлеб, семечки, сало, зернышки)

- Кто вешал кормушку?

- А что делала Катя?

Картинка 4.

- Куда отправились дети, когда повесили кормушку и насыпали корм?

- И что теперь они увидели за окном?

Воспитатель:

Молодцы! Какой хорошо вы отвечали на вопросы.

Ребята, а давайте посчитаем, сколько может прилететь птиц к кормушке.

Физкультминутка «Сколько птиц»

Сколько птиц в кормушке нашей
(дети бегут по кругу и машут руками, как крыльями)
Прилетело? Мы расскажем: (останавливаются)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(клюют как птички - наклоняются вперед, ручки назад)

Воспитатель: А теперь, ребята и ты козленок, послушайте, какой рассказ получился из ваших ответов.

Примерный рассказ «Кормушка»

Наступила холодная, морозная, снежная зима. Птицам стало сложно искать себе корм, поэтому люди всегда стараются покормить птиц.

Но Саше и Кате дома было тепло и уютно. Они сидели за столом, и пили чай.

Вдруг за окном они увидели птиц. Ребята подумали, как холодно птичкам сейчас и корм стало трудно добывать. Надо сделать кормушку и насыпать им семечки и крошки хлеба.

Катя принесла дощечки для кормушки. Саша нашел у папы инструменты. Там были гвозди и молоток. Дети смастерили кормушку.

Ребята быстро оделись, взяли семечки и хлеб и побежали на улицу. Пока Саша вешал кормушку, одна птичка лакомилась хлебом с руки Кати. Дети насыпали корм птицам и побежали домой, чтобы не мешать птицам.

Ребята смотрели в окно и радовались, что смогли помочь пернатым друзьям.

Какой замечательный рассказ у нас получился с вами. Вы молодцы! Вам понравился? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дорогой козленок, теперь ты понял, что даже дети тоже могут помочь зимующим птицам пережить голодное и холодное время года.

Козленок: Как интересно. Спасибо вам, ребята, но мне пора домой. Мама меня заждалась. До свидания! (Козленок уходит.)