Цель: расширить кругозор учащихся об озере Байкал: познакомить с его размерами и красотой, удивительным животным миром и значением озера для людей; прививать любовь к бережному отношению и охране уникальной жемчужины.
Оборудование: иллюстрации, тексты, карточки, карта Иркутской области.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, фронтальный опрос, групповая работа.
Средства обучения: мультимедийная презентация, толковые словари Ожегова, Даля.
Структура урока
I. Организационный момент
Чтение стихотворения о Байкале учащимися.
Его природа создавала
В далёком веке,
В древней мгле…
Я вижу контуры Байкала,
Как полумесяц на земле.
Хребты Приморский, Баргузинский
Его прикрыли с двух сторон,
Великой силой исполинской
Байкал издревле наделёнЛесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной,
и весь – до донышка - просвечен,
И весь до капельки – родной.И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и вой турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всё это бы, чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь,
- О чём эти стихи? (о Байкале)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (об озере)
- Где находится озеро? (в Сибири)
II. Работа с картой
- Байкал находится в Сибири, его называют «жемчужиной». Почему? Ведь жемчугов в озере не находили. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему озеро Байкал называют «жемчужиной».
III. Работа с толковым словарём
Дети работают с толковым словарём, находят определение слов жемчуг, жемчуга, жемчужина.
ЖЕМЧУГ – самородные шарики, образующиеся в раковинах, из которых изготавливают драгоценные украшения (бусы, ожерелья).
емчуг различают по размеру, цвету, красоте. Жемчуга символизируют богатство, достаток)
IV. Работа с текстом
Прочитайте текст, найдите в чем сходство жемчуга с озером. Обратите внимание на слайд, что означают эти числа? Обсуждение.
636 - длина
25-80 – ширина
31500кв. см – площадь
1620 м – глубина
23000куб.см – объём пресной воды
544 – рек, речушек, ручейков впадает в Байкал.
1 – вытекает одна Ангара
- Вода в Байкале чистейшая, прозрачная, приятная на вкус. это самое большое пресное озеро в мире. 4/5 всей пресной воды в нашей стране находится в озере Байкал. Вода – основная драгоценность озера, жемчуга – тоже драгоценность. Жемчуга красивы, и озеро расположено в красивейшем месте. Берега озера украшает множество разнообразных растений, которые можно встретить только на берегах Байкала. Разнообразен и животный мир озера.
V. Работа с презентацией
Ответа на вопросы.
- голомянка – живородящая рыба,
- нерпа – млекопитающее животное,
- омуль – самая многочисленная рыба, нежная, приятная на вкус,
- хариус, сиг, таймень – лососевые,
- осетр – осетровые,
- налим, сом, щука, карп, карась, окунь – простые рыбы
- Кто лишний? Почему? (нерпа)
- Кто ещё лишний? (голомянка) Почему? Рассказ о голомянке (Ноянов А.)
- Какая рыба самая многочисленная? (омуль) Рассказ об омуле (Овсянников Е.)
- Назовите рыб, которые относятся к группе лососевых? (хариус, сиг, таймень)
- Каких рыб можно отнести к осетровым? (осётр)
- Какие ещё рыбы водятся в озере?
- Что можете сказать о разнообразии животных в Байкале?
Вывод: Разнообразен и богат животный мир озера. Жемчуга тоже разнообразны. Мы снова находим сходство. Раньше украшение из жемчуга носили только богатые люди. Появление жемчуга на шее дамы, говорило о её достатке, богатстве. В настоящее время ниточку жемчуга можно увидеть у многих дам. Озеро тоже богато животными, которые имеют большую ценность. (нерпа, голомянка, которую можно встретить только в Байкале, а осетр – рыба-красавица – ценится черной икрой, превосходным вкусом мяса, продукты многих животных, обитающих в Байкале используют для производства лекарств.)
VI. Охрана природы
За последние годы значительно ухудшилась экологическая атмосфера Байкала. На берегу озера построили деревоперерабатывающий завод. Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны эксплуатации этого завода. (Дети работают по карточкам Приложение 2)
VII. Обсуждение
Почему закрыли завод?
Байкал – жемчужина Сибири, а жемчуга надо беречь т.к. они украшают нашу жизнь. Озеро тоже надо беречь, чтобы оно украшало наш сибирский край. Байкал должен служить людям. Нужно охранять заповедные территории, беречь воду, проводить наблюдения и исследования, чтобы узнавать новое о животном и растительном мире Байкала, развивать туризм.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Почему озеро Байкал сравнивают с жемчугом?
- Что бы вы посоветовали туристам?
- В чем же сходство озера с жемчугом? (богатство, драгоценность, разнообразие, красота)