Методическая разработка урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Озёра". Тема: "Байкал – жемчужина Сибири"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир, озеро, озеро Байкал


Цель: расширить кругозор учащихся об озере Байкал: познакомить с его размерами и красотой, удивительным животным миром и значением озера для людей; прививать любовь к бережному отношению и охране уникальной жемчужины.

Оборудование: иллюстрации, тексты, карточки, карта Иркутской области.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, фронтальный опрос, групповая работа.

Средства обучения: мультимедийная презентация, толковые словари Ожегова, Даля.

Структура урока

I. Организационный момент

Чтение стихотворения о Байкале учащимися.

Его природа создавала
В далёком веке,
В древней мгле…
Я вижу контуры Байкала,
Как полумесяц на земле.
Хребты Приморский, Баргузинский
Его прикрыли с двух сторон,
Великой силой исполинской
Байкал издревле наделён

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он величав и вечен
В гранитной раме вырезной,
и весь – до донышка - просвечен,
И весь до капельки – родной.

И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и вой турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всё это бы, чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь,

- О чём эти стихи? (о Байкале)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (об озере)

- Где находится озеро? (в Сибири)

II. Работа с картой

- Байкал находится в Сибири, его называют «жемчужиной». Почему? Ведь жемчугов в озере не находили. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, почему озеро Байкал называют «жемчужиной».

III. Работа с толковым словарём

Дети работают с толковым словарём, находят определение слов жемчуг, жемчуга, жемчужина.

ЖЕМЧУГ – самородные шарики, образующиеся в раковинах, из которых изготавливают драгоценные украшения (бусы, ожерелья).

емчуг различают по размеру, цвету, красоте. Жемчуга символизируют богатство, достаток)

IV. Работа с текстом

Приложение 1

Прочитайте текст, найдите в чем сходство жемчуга с озером. Обратите внимание на слайд, что означают эти числа? Обсуждение.

636 - длина
25-80 – ширина
31500кв. см – площадь
1620 м – глубина
23000куб.см – объём пресной воды
544 – рек, речушек, ручейков впадает в Байкал.
1 – вытекает одна Ангара

- Вода в Байкале чистейшая, прозрачная, приятная на вкус. это самое большое пресное озеро в мире. 4/5  всей  пресной воды в нашей стране находится в озере Байкал. Вода – основная драгоценность озера, жемчуга – тоже драгоценность. Жемчуга красивы, и озеро расположено в красивейшем месте. Берега озера украшает множество разнообразных  растений, которые можно встретить только на берегах Байкала. Разнообразен и животный мир озера.

V. Работа с презентацией

Ответа на вопросы.

  • голомянка – живородящая рыба,
  • нерпа – млекопитающее животное,
  • омуль – самая многочисленная рыба, нежная, приятная на вкус,
  • хариус, сиг, таймень – лососевые,
  • осетр – осетровые,
  • налим, сом, щука, карп, карась, окунь – простые рыбы
  1. Кто лишний? Почему? (нерпа)
  2. Кто ещё лишний? (голомянка) Почему? Рассказ о голомянке (Ноянов А.)
  3. Какая рыба самая многочисленная? (омуль)  Рассказ об омуле  (Овсянников Е.)
  4. Назовите рыб, которые относятся к группе лососевых? (хариус, сиг, таймень)
  5. Каких рыб можно отнести к осетровым? (осётр)
  6. Какие ещё рыбы водятся в озере?
  7. Что можете сказать о разнообразии животных в Байкале?

Вывод: Разнообразен и богат животный мир озера. Жемчуга тоже разнообразны. Мы снова находим сходство. Раньше украшение из жемчуга носили только богатые люди. Появление жемчуга на шее дамы, говорило о её достатке, богатстве. В настоящее время ниточку жемчуга можно увидеть у многих дам. Озеро тоже богато животными, которые имеют большую ценность. (нерпа, голомянка, которую можно встретить только в Байкале, а осетр – рыба-красавица – ценится черной икрой, превосходным вкусом мяса, продукты многих животных, обитающих в Байкале используют для производства лекарств.)

VI. Охрана природы

За последние годы значительно ухудшилась экологическая атмосфера Байкала. На берегу озера построили деревоперерабатывающий завод. Давайте  рассмотрим положительные и отрицательные стороны эксплуатации этого завода. (Дети работают по карточкам Приложение 2)

VII. Обсуждение

Почему закрыли завод?

Байкал – жемчужина Сибири, а жемчуга надо беречь т.к. они украшают нашу жизнь. Озеро тоже надо беречь, чтобы оно украшало наш сибирский край. Байкал должен служить людям. Нужно охранять заповедные территории, беречь воду, проводить наблюдения и исследования, чтобы узнавать новое о животном и растительном мире Байкала, развивать туризм.

VIII. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Почему озеро Байкал сравнивают с жемчугом?
  • Что бы вы посоветовали туристам?
  • В чем же сходство озера с жемчугом? (богатство, драгоценность, разнообразие, красота)