Выполнил:
3 «А» класс
Руководители:
Капитонова Юлия
Анатольевна
(воспитатель);
Брацук Лариса Викторовна
(классный руководитель)
I. Введение
Тема проекта: «Народные промыслы России» была единогласно выбрана учениками 3 А класса, после праздника Масленицы. На нём в сувенирной лавке ребята увидели всю красоту русских народных промыслов и смогли приобрести товары чудо-мастеров.
Цель исследовательской работы: изучить русские народные промыслы: узнать, где появились эти ремёсла, как распространялись, как со временем изменялись. Познакомиться с большим разнообразием русских народных промыслов; научиться ценить и помнить исторические ремёсла наших предков и изучать современные традиции возрождения промыслов; закрепить интерес к исследовательской работе; развивать воображение учащихся; воспитать уважительное отношение к людям, чьи профессии причастны к созданию русского культурного наследия.
Задачи:
- Составить общий план работы на весь период, а также индивидуальный план совместно с учащимися.
- Провести интервьюирование, анкетирование учеников начальной школы.
- Обработать полученные результаты, обобщить данные.
- Повысить мотивацию к проекту с помощью мероприятия «Город мастеров», на котором учащиеся зарабатывают «деньги» на транспортный билет, выполняя работу различных профессий.
- Составить список народных промыслов Центральной России.
- Проследить историю возникновения ремесла и его современного развития посредством практических занятий (изготовление изделия своими руками), а также «побывав» в историческом центре возникновения этого ремесла посредством проведения классных часов.
- Самостоятельно найти информацию о своей подтеме, оформить и защитить в классе.
- Применить учащимися исследовательский метод «мастер-класс».
- Показать значимость проектной работы и заинтересовать других учеников проблематикой собственной темы, выпустив проектный продукт – карту народных промыслов Центральной России.
- Воспитывать у себя терпение, трудолюбие, умение доводить начатое до конца.
Проблематика нашего исследования состоит в сохранении знаний не только об истории возникновения народных промыслов и о современных ремёслах, но и дальнейшее распространение этих знаний среди сверстников и привлечение их к участию в создании проектного продукта.
Актуальность: данная тема важна тем, что дает возможность ученику любого возраста не только узнать о множестве русских народных промыслов и изучить их, но и приобщиться к истокам русской культуры, увидеть самобытность нашего народа, восхититься мастерством, и проникнуться патриотизмом к своей Родине. Нам всегда были интересны такие исторические события и сведения, которые дают возможность самостоятельного изучения темы и в дальнейшем ведут к активной позиции в проектной деятельности.
Практическая значимость: «путешествуя» по городам и сёлам нашей страны, учащиеся изучали историю возникновения русских народных промыслов и его современное производство, исследовали полученные знания в ходе социологических опросов, изготавливали собственными руками предметы народных промыслов. Тем самым они не только пыталась сохранить для себя и передать ту информацию своим сверстникам, заинтересовать их своим проектом, но и узнали о богатстве культурных традиций России, которые открывают тайны русской души. Ребята прикоснулись к реальной истории «сохранения знаний и опыта человечеством», узнали много нового и получили огромное удовлетворение от работы над проектом. Общаясь, мы представляли себя журналистами, исследователями, художниками, гончарами, в какой-то степени реставраторами нашего дела, зная, что в дальнейшем нам пригодится этот опыт. Кроме этого знание основных культурных традиций нашего государства даёт возможность гордиться прошлым нашего народа. Знание о предках дает новый взгляд на жизнь.
Гипотеза (предположение): учащиеся предположили, что культурные традиции России, выраженные в народных промыслах, как нельзя ярче отражают богатство русского народа, широту его души, его менталитет, показывают колорит и уклад жизни, как во времена наших предков, так и в современном мире. О народных промыслах и традициях русского народа полезно знать каждому человеку нашей большой страны.
Объект исследования: русские народные промыслы Центральной России, а именно Хохлома, Гжель, Павлопосадский платок, Жостовский поднос, Палехская роспись, Дымковская игрушка, Матрёшка.
Методы исследования: состоят в следующем: анкетирование и интервьюирование, проведённое в школе. Также запись информации с различных источников (экскурсоводы, интервью родственников). Проведение конференций, мастер-классов, создание географической карты народных промыслов. Самостоятельное изготовление предметов народного промысла (Дымковская свистулька, Хохломская роспись тарелок, Гжельские узоры на посуде, натюрморт на Жостовском подносе) анализ, выводы, полученных результатов. Чтение художественной и научно-популярной литературы, изучение энциклопедий, журналов, просмотр детских научно-познавательных телепередач, мультипликационных фильмов; использование интернета. Проведение урока-исследования по отличию Палехской лаковой миниатюры от Федоскинской живописи. И другие методы.
Эти виды деятельности способствуют формированию нравственной, духовной, социально ориентированной личности путем приобщения к истории страны, славянской культуре и традициям.
II. Основная часть
1. Общий план исследовательского проекта «Народные промыслы России»
- Выбор темы исследовательского проекта. 1 этап (октябрь 2018г.)
- Составление плана работы. 2 этап (октябрь-ноябрь 2018г.)
- Работа с различными источниками информации. 3 этап (ноябрь-декабрь 2018-2019 гг.)
- Создание географической карты маршрута изучения народных промыслов России. 4 этап (декабрь 2018г.)
- Мастерская ремёсел. 5 этап (декабрь 2018г.)
- Интерактивное путешествие по местам Народных промыслов России. 6 этап (январь-февраль 2019г.) Социометрия.
- Создание отчётного мероприятия и его презентация. 7 этап (февраль 2019г.)
- Создание и выпуск брошюры.
- Приложение. Результаты социологического опроса. Сочинения.
2. Карта маршрута
Начало проектной работы началось с выбора темы. На празднике Масленица, который с большим размахом проходил в прошлом году в гимназии, ребята были поражены красотой и многообразием русских народных промыслов в сувенирной лавке. Кроме изделий, которые они приобрели на празднике, дети с удовольствием окунулись в традиционные русские забавы, игры и конкурсы. И в новом учебном году ученики 2 А класса вспомнили и единогласно выбрали тему проекта.
Совместно с руководителями был составлен общий план работы проектной деятельности, из которого следует защиту проекта провести в новом календарном году, в феврале месяце.
Весь ноябрь и часть декабря 2018г. ребята работали с различными источниками информации. Полезной работой стали частые походы в библиотеку, поездки на экскурсии в исторические, краеведческие музеи, работа с интернетом.
Одной из творческих работ стало создание географической Карты Народных промыслов Центральной России. Ребята узнали какие промыслы возникли и процветают в той или иной области, городе, селе.
Например, Московская область славилась деревянными резными игрушками в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района (Богородская игрушка). А в усадьбе Абрамцево, Кудрино, того же Сергиево-Посадского района Московской области зародилась Абрамцево-кудринская резьба. В городе Гжель, Раменского района Московской области возникла роспись керамики Синяя на Белом (Гжель). Да и сейчас процветают фабрики и частное производство по производству известной на весь мир бело-синей посуды. Уникальна и неповторима сине-белая посуда, созданная гжельскими мастерами.
В Мытищинском районе Московской области, в селе Федоскино, возникла Федоскинская миниатюра. Федоскинская миниатюра мерцает изнутри волшебным светом. Существует фабрика и училище, где обучаются сейчас еще и Жостовской росписи и Ростовской финифти. В этом же Мытищинском районе в деревне Жостово появилась роспись по металлу. Так возникли знаменитые Жостовские подносы. Сейчас фабрика на подъеме, хотя недавно еще была в упадке.
А в городе Павловский Посад Московской области до сих пор есть фабрика по производству Павловопосадские набивных платков. Кузнецовский фарфор. Г. Ликино-Дулево, Ореховозуевский р-н МО.
Владимирская область прославилась деревянными игрушками из г. Шуя (Мазыкская (шуйская) игрушка). В этой же области в селе Мстеры стали создавать лаковую миниатюру. Такая живопись по дереву с лаком стала называться Мстерская миниатюра. Сказочные персонажи оживают на лаковых миниатюрах художников Мстёры. Там же возник Центр иконописи. Во Владимирской области есть город. Гусь Хрустальный, где изготавливают изделия из хрусталя - Гусевский хрусталь.
В Архангельской области делали чудесную Птицу счастья из деревянной щепы. А также расписывали глиняные игрушки Борецкой росписью в селе Борок, Шенкурского уезда, Архангельская губернии, Мезенской росписью из низовья реки Мезень, и Пермогорской росписью из села Пермогорье в Красноборском районе Архангельской области.
Известными на весь мир глиняными игрушками славился Вятский край или по-другому Кировская область. Там в селе Дымково изготавливали красочную Дымковскую игрушку. Дымковская глиняная скульптурка популярна не только в России, но и за рубежом. В этой же области - Вятское (кукарское) кружево.
Не менее известной росписью прославилось Поволжье, Нижегородская область. В г. Семенов и г. Семино и сейчас существуют фабрики и частное производство посуды и различных вещей с хохломской росписью. Цветы, ягоды, плоды, узорные орнаменты – всё это Золотая Хохлома! Возникла школа росписи. В Нижегородской области в г.Городец возникла другая Городецкая роспись. Городецкая роспись поражает яркими, праздничными красками. А ряд деревень в Нижегородской области славились Полхов-Майданской росписью по деревянной игрушке. Существует игрушечная фабрика, но больше семейный промысел. В селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках, а также знаменитые Полхов-Майданские матрёшки.
В Ивановской области в селе Палех появилась Палехская миниатюра и Холуйская миниатюра в селе Холуй. Возник Центр иконописи, а сейчас только музей. Лаковая миниатюра Холуя украшает шкатулки, броши, ларцы, пудреницы…
В Рязанской области г. Скопин - Скописнкая керамика.
Касимовский район деревня Вырково - Вырковская глиняная игрушка.
В Пензенской области в селе Абашево, Спасский район - Абашевская игрушка.
В Тульской области, селе Филимоново - Филимоновская игрушка
В Вологдской и Ростовской области. использовалась многокрасочная эмаль - Финифть. Роспись на металлической подложке с эмалью.
В Вологодской области, Великоустюгский район. - «Берестяное кружево» или Шемогодская резьба из коры берёзы.
В Вологодской области, г.Великий Устюг - Великоустюжское чернение по серебру.
Изделия из металла А так же знаменитое на весь мир Вологодское кружево.
В Смоленской области, посёлок Первомайское (Никольское) - Первомайский хрусталь.
В Брянской области, г. Дятьково - Дятьковский хрусталь.
В Тверской области г. Торжок - Торжокское золотое шитье
В Липецкой области в г. Елец - процветает Елецкое кружево. Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
В Орловской области г. Мценск - Мценское кружево. Музей и ателье. Открыта школа кружевниц.
В Оренбургской области - Оренбургский платок.
Из всего многообразия промыслов ребята выбрали для дальнейшего, более глубокого изучения, следующие. А именно: Матрёшка, Павлопосадский платок, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Палехская роспись.
Проектная работа началась с изучения и исследования истории, культуры, декоративно-прикладного искусства той области или края, транспортный билет на который был приобретён участником заранее. Но обо всём по порядку.
3. Мастерская ремёсел
Мастерская ремёсел или по-другому Город мастеров представляет собой ролевую игру, в которой участники (дети и взрослые) выполняют определённую роль для достижения поставленной цели.
Цель игры: «заработать» деньги для «покупки» транспортного билета, путём выполнения обязанностей той или иной профессии.
Подготовка:
- список профессий (инженер-конструктор, архитектор, ювелир, спасатель, врач, детектив, жонглёр, художник, повар, водитель, парикмахер, рыболов, уборщик, тренер) с установлением заработной платы;
- таблички профессий и кассы;
- задания,
- атрибуты (ведро, рыбки, удочка, совок, мусор, конструктор, расчёска, заколки, посуда и набор слов для приготовления 2-х блюд (борща и винегрета), и другие предметы);
- печатные деньги (не оригинал).
Инструкция: дети должны были качественно выполнить все задания различных профессий и заработать «деньги» для того, чтобы купить билет. Так как билет стоил 20 тысяч рублей, то ребятам пришлось выбрать наиболее престижные профессии, либо пройти их все.
Описание:
Участников пригласили в Город Мастеров, где они приступили к освоению различного рода ремесла. Став врачом, участник должен был послушать биение сердца через стетоскоп и померить температуру, дать витамины. Став архитектором, участник должен был из всех блоков конструктора построить оригинальную башню. Став ювелиром, участник должен был собрать красивые бусы. Став уборщиком, он должен был чисто убрать рассыпанный мусор. Став детективом, участник должен был решить логическую задачу. Став поваром, участник должен был «сворить» борщ и винегрет, не перепутав ингредиенты. За всем этим процессом следил один педагог и фиксировал правильность выполненного задания, являлся участником некоторых действий (пациентом и др.) Другой педагог был выбран кассиром и выдавал зарплату после того, как ребёнок познакомился с той или иной профессией.
Вывод: ребята быстро и правильно справились с поставленной задачей. Им так понравилось быть в роли профессионального работника, что они прошли некоторые профессии повторно. Заслуженно «заработав» свои «деньги», ребята приобрели билет в такие города и сёла, куда им предстояло «отправиться» в ближайшее время. Именно там они собирались досконально изучить народные промыслы.
4. Интерактивное путешествие по местам русских народных промыслов
Изучение народных промыслов проходило в виде интерактивного путешествия в населённый пункт Центральной России, где возник этот промысел. Ребята «посетили» все семь пунктов и узнали о возникновении промысла и его возрождении, о культурных традициях того региона.
В ходе исследования были проведены мастер-классы по изготовлению Дымковской игрушки из папье-маше, раскрашены орнаменты Жостовских подносов, расписаны Гжельской росписью тарелки и т.д. Также ребята искали сходства и различия Палехской росписи с Федоскинской, изучили весь этап создания Павлопосадских платков. Тем самым ученики почерпнули знания не только об известных русских народных промыслах, но и больше узнали о своей родине и культуре своего народа.
МАТРЁШКА
- Московская область, г.Сергиев Посад - Матрёшка
1 путешествие состоялось в Московскую область, г.Сергиев Посад, где создавалась всемирно известная деревянная кукла - Матрёшка.
Совместно со взрослыми ребята составили схему описания промысла, с помощью которой выступали на презентации проекта.
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст.
1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки: Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.
2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.
Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках. В конце 19 века по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.
4. Последовательность изготовления матрешки такая: чурбачок, вытачивание «бельё», шлифовка, грунтовка, роспись.
5. В качестве красок для росписи используется гуашь.
6. Сейчас делают разные матрешки: традиционные и авторские матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т.д.
7. Форма матрешки может быть: вытянутая, широкая, толстобокая и др.
8. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!