Урок математики "Точка. Прямая и кривая линии". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок введения нового знания.
 
Предметные  результаты:

Предметные:
– различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
– пользоваться линейкой для черчения;
– соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами
Метапредметные:
– организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
– ориентироваться в учебнике.
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения.
– работать в парах;
– слушать собеседника и вести диалог
 Личностные:
– определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
– проявлять  активность на уроках.
 
Ход урока:

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся

Организационный  момент

 

Создание благоприятной
рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
– Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

– Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

 

 

Дети вспоминают правила поведения на уроке.

 

2. Постановка учебной задачи

 

 

 

Создание условия 
для выявления «Что знаем и чего ещё не знаем?»

– Отгадайте загадку:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!

Учитель держит в руках большой карандаш.
– Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.
Презентация. Слайд №2
– Разгулялся как-то карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.
– Кто знает, что же получилось?

– А кто из вас может сказать тему нашего урока.

– Молодцы! Действительно о точках и линиях пойдёт речь у нас на уроке.
– Рассмотрите внимательно линии. На какие группы можно распределить линии?
Слайд №3
– Укажите число прямых и кривых линий. Число точек?

 

– Как вы думаете, почему одни линии прямые, а другие – кривые? От чего это зависит? Какой «инструмент» помог карандашу начертить прямые линии?

– А как же начертить кривые линии? Нужна тоже линейка?

 

 

 

– Это карандаш.

 

 

 

 

 

– Получились линии и точки.

Предположения детей: тема нашего урока –  различные линии и точки.

 

– Линии можно распределить на прямые и кривые.

Дети считают, показ цифры на  пособии «Считай до 100»
– 3–прямых линий, 5 – кривых линий и 4 – точки.

 

– Помогла линейка.

 

– Думаем, что кривые линии можно начертить без линейки.

3. Составление плана для достижения учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физминутка

Поиск оптимального решения учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чему будем учиться?

Составления плана (на доске):


– Какие  бывают линии (этот пункт предлагает учитель, если не назовут дети);
– Как начертить прямые линии с помощью линейки.
– Как начертить кривые линии без линейки.
– Как начертить прямые линии через 1 точку, через 2 точки.
– Как начертить кривые линии через 1 точку, через 2 точки.
– Учимся различать кривые и прямые линии.
– Проверять и оценивать свою работу.
– Проверять и оценивать учителю.
(Два последних пункта предлагает учитель).

Для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза
(считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторить 4-5 раз.

Учитель проговаривает стихотворение:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Высказывания детей: как начертить прямые линии, как начертить кривые линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек.

5. Реализация плана.
Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Физминутка

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

– Давайте посмотрим на наш план.
Что из него мы уже узнали?

– Чему будем учиться дальше?

– Как пользоваться линейкой?
Учитель показывает на доске, комментируя:
– Линейку прижимаем посередине, крепко. «Опираясь на линейку, проводим прямую линию карандашом.
– Попробуйте сами начертить такую линию.
– Прямая линия бесконечна, её можно продолжить как вправо, так и влево.

Слайд №4
– А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.
– Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.
– Сколько у вас получилось линий?

– Поставьте две точки. Проведите прямую линию.
– Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через эти две точки?

– Вернёмся к плану: что мы узнали?
– Не забывайте контролировать выполнение своей работы, если возникают ошибки, постарайтесь их исправлять.

Слайд №5
– Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё кривую линию.
– Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.
– Сколько у вас получилось линий?

– Поставьте ещё 2 точки
– Проведите кривую линию.
– Можно ли через эти 2 точки провести ещё другие кривые линии?
– Попробуйте. Используйте цветные карандаши.

– Вернёмся к плану: что мы узнали?

 

– Кто скажет, чем прямые линии отличаются от кривых?

 

 

Для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. – С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)
– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (Раскрывают руки навстречу солнцу)


– Мы узнали, что линии бывают прямые и кривые.
– Будем учиться чертить прямые линии.

 

 

 

(Дети чертят прямую линию)

 

 

 

Выполнение детьми.

– Много

– ?
Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что прямые линии провести больше нельзя.

– Узнали, как проводится прямая линия и что через одну точку можно провести несколько линий, а через две точки можно провести только одну линию.

 

 

 

– Много.
Учащиеся пробуя, приходят к выводу, что можно провести несколько кривых  линий.

 

 

Узнали, как проводятся кривые линии и что через одну и две точки можно провести несколько таких  линий.

– Прямые лини проводят по линейке, кривые – от руки.
Через 2 точки можно провести только одну прямую линию, а кривых много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Первичное закрепление

Распознавание линий на практике.

– Чему будем учиться дальше?

– Ребята, посмотрите, я бросила тесёмку на стол. Какая линия получилась?

– А сейчас пусть Жанна возьмётся за один конец верёвки, а Данила за другой и будут натягивать верёвку. Какая линия получилась?

– А теперь проконтролируем себя.
Игра «Угадай, что это за линия?»
– Я загадаю загадку, вы отгадаете и определите, из каких линий состоят предметы– отгадки.

 

Слайд №6
– Крашеное коромысло
Над рекой повисло.

– Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?

– Висит сито – не людьми свито.

– В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука – во лбу
Так похожа на трубу!
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.

– Будем учиться распознавать линии.

Получилась кривая линия.

 

Получилась прямая линия

Дети внимательно слушают загадку, отгадывают её, смотрят на экран и контролируют себя в определении линий предметов – отгадок.

– Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.

– Дождь, состоит из прямых линий; лучи солнца состоят из прямых линий.

– Паутина, прямые и кривые линии.
– Слон, состоит из кривых линий.

– Книга, прямые и кривые линии.

8. Итог урока. Рфлексия.

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 

 

– С чем познакомились?
– Чему учились на уроке?
– Что узнали нового?
Продолжите предложение:
– Я понял, что…
– Было интересно…
– Было трудно…
–Мне захотелось…
– У меня получилось…
– На следующем уроке мы…
Слайд №7
На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?
*Ничего не понятно.
*Все понятно , затруднений нет.
*Хочу знать больше.
– Молодцы!
Спасибо всем за урок!

Ответы  детей.