Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
Вашему вниманию мы представляем Рабочую программу по предшкольной подготовке «Первые ступеньки» Школы №1 (Приложение).
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе. В основе интеграции лежат следующие принципы:
- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
- взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребенка.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций. Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Цели: Воспитать и развить у каждого ребёнка: положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.
Задачи:
1. Формирование и развитие у ребёнка:
- необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
- познавательных способностей;
- образного мышления и воображения;
- словесно-логического мышления;
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- целостных представлений о мире.
2. Обучающие:
- формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
- пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться.
3. Развивающие:
- развитие личности ребенка;
- выявление и развитие у детей творческих способностей;
- развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков.
4. Воспитательные:
- психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
- воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Программа включает взаимосвязанные и интегрированные области знаний:
- «Ступеньки к азбуке» (начальные представления о языке, развитие речи, литература);
- «Математические ступеньки» (математика, предметный и природный окружающий мир и его изучение);
- «Ступеньки здоровья» (физическая культура, гигиена здорового образа жизни, валеология);
- «Ступеньки общения» (социальные отношения, способы общения с окружающими, формы выражения эмоций и чувств, правила школьной жизни).
Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”. Содержание курса включает задания диагностического характера, это позволит выявить уровень готовности ребенка к школе и определить программу индивидуально для каждого. Раннее знакомство учителя с семьями будущих первоклассников, позволит с первых дней обратить внимание на здоровье каждого, выявить социально-бытовые условия некоторых семей и оказать им адресную помощь.