Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа"

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


"Патриот - это человек, служащий Родине,
а Родина - это прежде всего народ."
(Н.Г. Чернышевский)

Цели:

  • углубление и расширение знаний по истории России периода Смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов;
  • формирование представления об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа;
  • воспитание патриотизма, идентичности, уважения к героическим и трагическим страницам истории.

Задачи:

  • формирование у учащихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
  • развитие у учащихся чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.

Предварительная подготовка:

  • заранее учащиеся получают задания для презентации, раздаются стихотворения и доклады для заучивания наизусть;
  • ученики подготавливают газеты о Минине К., Пожарском Д., изгнании поляков из Москвы, раздаются роли участникам мини-спектакля.

Оформление:

  • исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;
  • аудиозаписи с музыкальным этюдом Шопена “Свобода”;
  • CD-диски с записью оперы М. Глинки “Иван Сусанин”, созданная электронная презентация в MS PowerPoint и установлено мультимедийное оборудование для показа данного материала.

Ход мероприятия

Звучит музыка файл №1 фоном перед началом мероприятия.

Презентация.

Вступительное слово учителя: (1-3 слайды)

Уважаемые учащиеся школы, коллеги и гости! Мы собрались сегодня, чтобы вместе отметить славную историческую веху в истории нашей страны – освобождение от иноземных захватчиков в Смутные времена начала 17-го века.

Празднование Дня народного единства нынче проводится в юбилейный, десятый раз.

Ко Дню народного единства в Челябинской области приурочена серия мероприятий, посвященных национальной тематике. Мы присоединились к многонациональному и многоконфессиональному народу области, своим землякам и в план мероприятий нашей школы включили тематическую неделю “Славься ты, Русь моя!”, посвященную этому празднику. В течение недели вы слушали беседы о событиях Смутного времени на Руси, участвовали в открытых уроках по теме единства народов России в самые трагические дни Родины.

Сегодня мы завершаем череду мероприятий и проводим общешкольный праздник “Сила России в единстве народа”, приуроченный к 403-летней годовщине изгнания интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского (1612 год) и воцарению на престол Михаила Романова. Вы посмотрите презентацию эпизодов из жизни российского общества в те далекие трагические годы, интересные рассказы учителей и учащихся о людях, спасших страну от порабощения польско-шведскими интервентами, реконструкции исторических событий в мини-сценках, разыгранных учениками.

В завершение праздника вам будет предложена викторина “Я- гражданин страны народного единства” . Вопросы викторины и ответы на них интересны. Просим всех присутствующих в зале активно участвовать. Победители викторины и участники подготовки и проведения праздничных мероприятий будут поощрены призами.

Итак, мы начинаем.

1-й ученик: (об истории праздника) (4 слайд)

4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные полномочия между собой бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-, много раз прадеды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, все религии,деревни, села и города.

4 ноября 1612 г., в день праздника иконы Казанской Божьей Матери интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Царь Алексей Михайлович Романов своим указом объявил этот праздник государственным, и праздновался он вплоть до 1917 года, когда он был большевиками отменен.

С 2005 года по решению Государственной Думы новой, современной России этот праздник вновь стал государственным и был назван Днем народного единства.

2-й ученик: (5 слайд) Звучит музыка файл №2.

Медленно
История листается...
Все пройдет,
А Родина останется.

1612 год - смутное время для России, раздирают ее враги на части, нет истинного царя, одни самозванцы одолели Россию, кто настоящий, кто мнимый – совсем запутался народ! Сигизмунд III у ворот Смоленска вот уже почти два года... Да, тяжелое время! А как Москва?

Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов: (6 -7 слайд)

Беседа горожан друг с другом.

Первый: Совсем обнаглели ляхи–иноверцы! Видишь, что они над нами чинят! И надругаются, и насилуют, и дома наши отнимают. И грозят нам смертью.

Второй: Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют.

Третий: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем.

Первый: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на ворога идти. И руководитель есть - Кузьма Минин и князь Пожарский.

Учащиеся рассказывают о Кузьме Минине и князе Пожарском (8 – 10 слайд) (звучит приглушенная музыка Шопена, файл №3).

3-й ученик:

Минин Кузьма – организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.

<Приложение 1>

4-й ученик: <11 слайд>

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642 гг.) русский национальный герой, новгородский воевода, участник многих дипломатических переговоров, военный руководитель второго ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских.

<12 слайд>: Принимал участие в подавлении восстания Ивана Болотникова,

<13 слайд>: Участвовал в первом ополчении против Лжедмитрия под командованием Прокопия Ляпунова.

<14 слайд>:

С помощью грамот, которые рассылал по всей стране, помогал призвать народ на борьбу против оккупантов.

<15 слайд>

Не залечивши ран, после похода в первом ополчении согласился на командование вторым ополчением. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков.

<16 слайд>

В разных городах Пожарскому установлены памятники.

Посмотрим самые трагичные страницы из периода Смуты.

<17 слайд>

Лжедмитрий I в Москве, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толпы, въехал в Москву.

<18 слайд>

Свадьба Лжедмитрия I и М. Мнишек, Исполняя своё обещание вступить в брак с Мариной Мнишек, Дмитрий отправил в Польшу дьяка Афанасия Власьева, он-то и совершил заочно обряд обручения, на котором представлял царственного жениха;

<19 слайд>

Сдача Смоленска, больше года боярин Шеин выдерживал осаду Сигизмунда, который со своей литовско-польской ратью тесным кольцом обложил древний Смоленск. Видя, что помощи ждать неоткуда, что не сегодня-завтра Русь признает короля Сигизмунда и сына его, Владислава, своими господами, Шеин решил сберечь остатки рати, которая так стойко, с беззаветным мужеством боролась против врага.

<20 слайд>

Поляки разоряли православные храмы, сжигали русские деревни, носили на саблях и копьях головы русских воинов.

<21 слайд>

Речь К. Минина перед нижегородцами и формирование второго ополчения;

<22 слайд>

Путь Второго народного ополчения лежал не по кратчайшему пути на Москву, а в обход всех городов для пополнения рати и для того, чтобы прийти, откуда не ждали поляки. По дороге войско обучалось военному искусству, для этого была сделана остановка в Ярославле.

<23 слайд>

битва у стен Кремля с поляками;

<24 слайд>

и освобождение Москвы.

Остановка слайда

Преподаватель:

Но, говоря об освобождении Москвы от польских захватчиков, нельзя не рассказать о подвиге Ивана Сусанина. Давайте послушаем, а потом посмотрим сценку по теме.

5-й ученик:

Кто такой Иван Сусанин? Возможно, он был простым крестьянином из деревни Домнино, возможно, сельским старостой. Сыновей у него не было, а была только одна дочь Антонида. Приискал он парня в округе изо всех получше и принял к себе в дом заместо сына. Хоть и зять был, а не меньше сына его любил. По-нынешнему, по фамилии, парня Сабининым звали. <Приложение 2>

2-й ученик читает отрывок из К. Рылеева “Иван Сусанин”. <25 Слайд>

Известно мне: погибель ждет
того, кто первый восстает
на угнетателей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю...
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Мини-спектакль

(Показывается сын Сусанина, которого тот отправляет предупредить царя об опасности.)

Сын: Отец, поляки, ровно стадо псов ненасытных круг деревни рыскают, и Михаила Федоровича ищут, хотят его убить.

Сусанин: Иди, Богдан, за солдатами, Где ни на есть, возьми и приводи скорей царя спасать, а не то всему царству русскому конец. Прощай, сынок! Беги скорей! (сын уходит)

2-й ученик: <26 Слайд>

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Поляки: Сусанин, что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу! Проведешь нас к царевичу, отдадим тебе за это все золото, что мы взяли на Руси.

Сусанин: Так и быть, Покажу вам дорогу к царевичу. (уходят )

2-й ученик: <27 Слайд> (задержка музыки 2 сек, звучит за кадром музыка файл № 4. М.И. Глинка Опера ария Ивана Сусанина “Чуют правду”.)

Друг за другом идут в молчанье сарматы
все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
склонившись угрюмо до самой земли
дебристую стену из сучьев сплели.
Послушаем 1 куплет арии Сусанина.

<28 Слайд>

Поляк: Куда ты завел нас?! Ты, верно, нарочно сбился с пути, но тем Михаила тебе не спасти! Ты обманул нас, старик!

Сусанин: Да. И с этого леса вам не выбраться! Здесь вы и погибнете. Вот вам моя голова, но Москвы вам не видать!

Поляк: Будь ты проклят! Да умри же ты!

2-й ученик: <29 Слайд>

Поляки прокляли и изрубили Сусанина саблями на куски, но выйти из леса уже не смогли.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

<30 Слайд> (Ученики читают стихи под музыку №3)

1-й учащийся

В день четвертый ноября
Выходной у нас не зря.
Праздник, пир, увеселенья –
День народа единенья!

2-й учащийся

Минин К. и Д. Пожарский,
Что на службе были царской,
Град Москву освободили,
Подвиг славный совершили!

3-й учащийся

Вот что было в день сей в мире
Века уж назад четыре.
Соберёмся ж вместе, братья,
За столом, не в поле ратном

4-й учащийся

Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.

5-й учащийся

Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!

6-й учащийся

Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – День патриотизма,
Славься, гордая Отчизна

Преподаватель:

<31 Слайд> (Звучит финал оперы “Иван Сусанин” со знаменитым хором “ Славься!” и звоном колоколов №5).

Преподаватель:

Уважаемые ученики! Теперь вы знаете, что за событие произошло 4 ноября 1612 года в России, поделитесь впечатлениями с друзьями, которые смутно помнят, с какими событиями связана эта историческая дата. Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся нашими соотечественниками, которые принимали участие в освобождении Москвы от интервентов. Теперь мы очень хорошо понимаем, что сила России- в единстве народа. История не раз подтверждала это. Так было в годы монгольского ига, когда общими усилиями всех русских княжеств под руководством Дмитрия Донского Русь была освобождена. Так было и во время Отечественной войны 1812 года с армией Наполеона, когда "дубина народной волны поднялась и била французов до тех пор, пока не исчезло все нашествие".

Только единство многонационального и поликонфессионального народа Советского Союза спасло Родину от фашистской гадины. Честь и хвала нашим предкам! Так будем же достойными их! Только при единодушной поддержке народом современной России своего лидера - В.В. Путина Крым вернулся в страну. И сегодня, как никогда, важно крепить единство народов России перед угрозой мирового терроризма. С праздником вас!

<32 Слайд> 6-й ученик (под муз. вступления к песне Ларисы Долиной “Улыбнись Россия” Музыка №6):

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои...
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?
Все проходит. Остается Родина,
То, что не изменит никогда.
С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь.

Звучит сама песня, на экране сменяются слайды.<33-37>

Преподаватель:

Теперь вы знаете, с какими событиями связана дата 4 ноября? А сейчас проведем викторину по теме праздника. Победитель получит приз. Ученики отвечают на вопросы преподавателя, поясняя события <Приложение 3>.

Подведение итогов викторины

Преподаватель: Уважаемые зрители! Участники и организаторы праздника очень хотели бы знать, как вы оцениваете это мероприятие. Для этого вам надо ответить на вопросы анкеты, которую мы предлагаем вам. Проводится рефлексия по методу “Анкета”. <Приложение 4>