Как известно, внеаудиторная работа может быть индивидуальной, групповой и массовой. К групповой работе можно отнести кружковую работу. Автор является руководителем кружка “Юный терапевт”, который объединяет наиболее интересующихся данным направлением медицины студентов колледжа. Студенты-кружковцы и другие активные студенты могут быть объединены для работы над подготовкой к каким-либо массовым мероприятиям: конференциям, фестивалям, Дням открытых дверей и др. Подготовка к таким мероприятиям может осуществляться в рамках метода учебного проекта, а само проведение массового мероприятия будет являться в данном случае проектным продуктом.
Одним из таких массовых внеаудиторных мероприятий явилось проведение нами студенческой учебно-практической конференции на тему “Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями желудка” по профессиональному модулю ПМ 02. “Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах” со студентами 3 курса специальности 060501 Сестринское дело.
Выбор темы конференции не случаен, так как заболевания желудка в настоящее время встречаются очень часто – до 10% населения страдают этими заболеваниями. Тема “Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями желудка” достаточно сложна для изучения, так как требует хороших знаний по анатомии, физиологии, микробиологии, фармакологии и латинскому языку; умений и навыков, полученных на занятиях по дисциплине “Младшая медицинская сестра”.
Знания, полученные студентами в ходе подготовки к конференции и участия в ней, пригодятся в будущем любой медицинской сестре. Пациенты с заболеваниями желудка наблюдаются, получают лечение и проходят курсы реабилитации практически во всех лечебно-профилактических учреждениях, где предстоит работать выпускникам специальности 060501 Сестринское дело.
Цель конференции – подготовить студентов к промежуточной аттестации по ПМ 02. “Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах”, закрепить общие и профессиональные компетенции студентов, продемонстрировать преемственность в изучении общих и клинических дисциплин.
Материалы конференции охватывают широкий круг тем клинических дисциплин, изучаемых студентами на 3 курсе: “Сестринская помощь при хронических гастритах”, “Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ”, “Сестринская помощь при осложнениях язвенной болезни”, “Сестринское обследование при заболеваниях желудочно-кишечного тракта”, “Реабилитация пациентов с заболеваниями органов пищеварения” и “Сестринский процесс в реабилитации больных в гастроэнтерологии”.
Участвуя в конференции, студенты демонстрируют умения по темам: “Участие медсестры в подготовке пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям желудка”, “Использование диетотерапии как метода реабилитации”. Во время конференции создаётся атмосфера творчества и сотрудничества, выявляются положительные личностные качества студентов.
Подготовительный этап конференции
На заседании кружка проходило обсуждение и выбор тем сообщений студентами – январь 2013г.: “Хронические гастриты и язвенная болезнь”, “Желудочное кровотечение”, “Перфорация и пенетрация язв”, “Эзофагогастродуоденоскопия”, “Рентгенография желудка”, “Фракционное желудочное зондирование”, “рН-метрия”, “Ацидотест”, “Ингибиторы желудочной секреции”, “Диетотерапия при заболеваниях желудка”.
При подготовке презентаций преподавателем и студентами были использованы литературные и интернет-источники
- Обсуждение и коррекция докладов проходили на заседаниях кружка “Юный терапевт” в феврале-марте 2013г
- Составление сценария проведения конференции проводилось в апреле 2013г.
- Съемка студентами учебного видеоролика и подбор музыкального сопровождения выступлений были проведены в апреле 2013г.
- Окончательная доработка презентаций и сообщений проводились в конце апреля 2013г.
- Генеральная репетиция была проведена в актовом зале колледжа в начале мая 2013 года.
В ходе конференции, которая прошла в актовом зале медицинского колледжа № 5, были представлены девять презентаций, расположенных строго последовательно.
Сначала речь шла о двух заболеваниях – хроническом гастрите и язвенной болезни. Эти презентации охватывают такие разделы как этиология, эпидемиология, патогенез, жалобы пациентов, клиническая картина и диагностика данных заболеваний.
Следующие две презентации посвящены таким грозным осложнениям язвенной болезни, как желудочное кровотечение, перфорация и пенетрация язвы, которые требуют от медицинской сестры немедленных и четких действий.
Пять последующих презентаций были посвящены методам обследования пациента и роли медицинской сестры в их подготовке и проведении. Так, презентации “Эзофагогастродуоденоскопия” и “Рентгенография желудка”, подробно рассказывают о том, как медицинская сестра готовит пациента к этим обследованиям, какими методами производится дезинфекция гастроскопов.
Медицинская сестра должна уметь по заданию врача провести тем или иным способом исследование кислотообразующей функции желудка. Этому посвящены две презентации – “рН-метрия” и “Ацидотест” и видеоролик “Желудочное зондирование”.
Медицинской сестре необходимо знать, какие медикаментозные средства назначаются при заболеваниях желудка, как правильно их принимать, какие побочные действия возможны при приеме этих медикаментов. Этому посвящена презентация № 8 “Препараты, ингибирующие желудочную секрецию и влияющие на факторы агрессии”.
Наконец, лечение заболеваний желудка невозможно без соответствующей и правильно подобранной диеты. Диетотерапия – основа реабилитации при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. О правилах диетотерапии при хроническом гастрите и язвенной болезни рассказывает последняя презентация.
Так как конференция получилась очень насыщенной, мы решили добавить в нее сценку “Обучение пациента правилам приема минеральной воды при заболеваниях желудка”. В сценку мы намеренно внесли ошибку и попросили слушателей найти её. Вместо этой сценки (или вместе с ней) можно было использовать демонстрацию алгоритма манипуляции или демонстрацию комплекса лечебной физкультуры при заболеваниях желудка и др.
Таким образом, перед слушателями конференции – студентами 3 и 4 курсов развернулась целостная картина двух заболеваний: хронического гастрита и язвенной болезни, что нашло у студентов большой отклик, было задано много вопросов докладчикам.
Кроме того, мы разработали вопросы, которые после каждой презентации задавались слушателям в зале. Вопросы эти проецировались на экран. Вместе с вопросом проецировались и ответы в закрытых ячейках. Как только из зала раздавался правильный ответ, соответствующая ячейка открывалась.
Мы считаем, что подобные мероприятия (конференции, круглые столы) очень полезны для обобщения и систематизации знаний и умений по какому-то конкретному разделу любой изучаемой дисциплины. Принимая участие в конференции, студенты систематизируют и закрепляют полученные на занятиях знания и умения, учатся работать в команде, нести ответственность, что помогает формировать общие и профессиональные компетенции. Во время конференции создаётся атмосфера творчества и сотрудничества, выявляются положительные личностные качества студентов.
Такая форма внеаудиторной работы пришлась студентам по душе и мы её продолжили, проведя в ноябре 2013 года аналогичную конференцию, посвященную заболеваниям суставов.
Литература.
- Е.С. Полат с соавт. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, Москва, Издательский центр “Академия”, 2008
- А.В. Миронов “Как построить урок в соответствии с ФГОС”, Волгоград, Издательство “Учитель”, 2013
- Е.Н. Маслак “Личностно-ориентированный урок”, Москва, “Чистые пруды”, 2010
- М.М. Гуменюк “Портфолио учителя биологии”, Волгоград, Издательство “Учитель”, 2013