Студенческая учебно-практическая конференция на тему «Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями желудка»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (943 кБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (830 кБ)

Загрузить презентацию (848 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (411 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Как известно, внеаудиторная работа может быть индивидуальной, групповой и массовой. К групповой работе можно отнести кружковую работу. Автор является руководителем кружка “Юный терапевт”, который объединяет наиболее интересующихся данным направлением медицины студентов колледжа. Студенты-кружковцы и другие активные студенты могут быть объединены для работы над подготовкой к каким-либо массовым мероприятиям: конференциям, фестивалям, Дням открытых дверей и др. Подготовка к таким мероприятиям может осуществляться в рамках метода учебного проекта, а само проведение массового мероприятия будет являться в данном случае проектным продуктом.

Одним из таких массовых внеаудиторных мероприятий явилось проведение нами студенческой учебно-практической конференции на тему “Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями желудка” по профессиональному модулю ПМ 02. “Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах” со студентами 3 курса специальности 060501 Сестринское дело.

Выбор темы конференции не случаен, так как заболевания желудка в настоящее время встречаются очень часто – до 10% населения страдают этими заболеваниями. Тема “Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с заболеваниями желудка” достаточно сложна для изучения, так как требует хороших знаний по анатомии, физиологии, микробиологии, фармакологии и латинскому языку; умений и навыков, полученных на занятиях по дисциплине “Младшая медицинская сестра”.

Знания, полученные студентами в ходе подготовки к конференции и участия в ней, пригодятся в будущем любой медицинской сестре. Пациенты с заболеваниями желудка наблюдаются, получают лечение и проходят курсы реабилитации практически во всех лечебно-профилактических учреждениях, где предстоит работать выпускникам специальности 060501 Сестринское дело.

Цель конференции – подготовить студентов к промежуточной аттестации по ПМ 02. “Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах”, закрепить общие и профессиональные компетенции студентов, продемонстрировать преемственность в изучении общих и клинических дисциплин.

Материалы конференции охватывают широкий круг тем клинических дисциплин, изучаемых студентами на 3 курсе: “Сестринская помощь при хронических гастритах”, “Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ”, “Сестринская помощь при осложнениях язвенной болезни”, “Сестринское обследование при заболеваниях желудочно-кишечного тракта”, “Реабилитация пациентов с заболеваниями органов пищеварения” и “Сестринский процесс в реабилитации больных в гастроэнтерологии”.

Участвуя в конференции, студенты демонстрируют умения по темам: “Участие медсестры в подготовке пациентов к лабораторным и инструментальным исследованиям желудка”, “Использование диетотерапии как метода реабилитации”. Во время конференции создаётся атмосфера творчества и сотрудничества, выявляются положительные личностные качества студентов.

Подготовительный этап конференции

На заседании кружка проходило обсуждение и выбор тем сообщений студентами – январь 2013г.: “Хронические гастриты и язвенная болезнь”, “Желудочное кровотечение”, “Перфорация и пенетрация язв”, “Эзофагогастродуоденоскопия”, “Рентгенография желудка”, “Фракционное желудочное зондирование”, “рН-метрия”, “Ацидотест”, “Ингибиторы желудочной секреции”, “Диетотерапия при заболеваниях желудка”.

При подготовке презентаций преподавателем и студентами были использованы литературные и интернет-источники

  • Обсуждение и коррекция докладов проходили на заседаниях кружка “Юный терапевт” в феврале-марте 2013г
  • Составление сценария проведения конференции проводилось в апреле 2013г.
  • Съемка студентами учебного видеоролика и подбор музыкального сопровождения выступлений были проведены в апреле 2013г.
  • Окончательная доработка презентаций и сообщений проводились в конце апреля 2013г.
  • Генеральная репетиция была проведена в актовом зале колледжа в начале мая 2013 года.

В ходе конференции, которая прошла в актовом зале медицинского колледжа № 5, были представлены девять презентаций, расположенных строго последовательно.

Сначала речь шла о двух заболеваниях – хроническом гастрите и язвенной болезни. Эти презентации охватывают такие разделы как этиология, эпидемиология, патогенез, жалобы пациентов, клиническая картина и диагностика данных заболеваний.

Следующие две презентации посвящены таким грозным осложнениям язвенной болезни, как желудочное кровотечение, перфорация и пенетрация язвы, которые требуют от медицинской сестры немедленных и четких действий.

Пять последующих презентаций были посвящены методам обследования пациента и роли медицинской сестры в их подготовке и проведении. Так, презентации “Эзофагогастродуоденоскопия” и “Рентгенография желудка”, подробно рассказывают о том, как медицинская сестра готовит пациента к этим обследованиям, какими методами производится дезинфекция гастроскопов.

Медицинская сестра должна уметь по заданию врача провести тем или иным способом исследование кислотообразующей функции желудка. Этому посвящены две презентации – “рН-метрия” и “Ацидотест” и видеоролик “Желудочное зондирование”.

Медицинской сестре необходимо знать, какие медикаментозные средства назначаются при заболеваниях желудка, как правильно их принимать, какие побочные действия возможны при приеме этих медикаментов. Этому посвящена презентация № 8 “Препараты, ингибирующие желудочную секрецию и влияющие на факторы агрессии”.

Наконец, лечение заболеваний желудка невозможно без соответствующей и правильно подобранной диеты. Диетотерапия – основа реабилитации при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. О правилах диетотерапии при хроническом гастрите и язвенной болезни рассказывает последняя презентация.

Так как конференция получилась очень насыщенной, мы решили добавить в нее сценку “Обучение пациента правилам приема минеральной воды при заболеваниях желудка”. В сценку мы намеренно внесли ошибку и попросили слушателей найти её. Вместо этой сценки (или вместе с ней) можно было использовать демонстрацию алгоритма манипуляции или демонстрацию комплекса лечебной физкультуры при заболеваниях желудка и др.

Таким образом, перед слушателями конференции – студентами 3 и 4 курсов развернулась целостная картина двух заболеваний: хронического гастрита и язвенной болезни, что нашло у студентов большой отклик, было задано много вопросов докладчикам.

Кроме того, мы разработали вопросы, которые после каждой презентации задавались слушателям в зале. Вопросы эти проецировались на экран. Вместе с вопросом проецировались и ответы в закрытых ячейках. Как только из зала раздавался правильный ответ, соответствующая ячейка открывалась.

Мы считаем, что подобные мероприятия (конференции, круглые столы) очень полезны для обобщения и систематизации знаний и умений по какому-то конкретному разделу любой изучаемой дисциплины. Принимая участие в конференции, студенты систематизируют и закрепляют полученные на занятиях знания и умения, учатся работать в команде, нести ответственность, что помогает формировать общие и профессиональные компетенции. Во время конференции создаётся атмосфера творчества и сотрудничества, выявляются положительные личностные качества студентов.

Такая форма внеаудиторной работы пришлась студентам по душе и мы её продолжили, проведя в ноябре 2013 года аналогичную конференцию, посвященную заболеваниям суставов.

Литература.

  1. Е.С. Полат с соавт. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, Москва, Издательский центр “Академия”, 2008
  2. А.В. Миронов “Как построить урок в соответствии с ФГОС”, Волгоград, Издательство “Учитель”, 2013
  3. Е.Н. Маслак “Личностно-ориентированный урок”, Москва, “Чистые пруды”, 2010
  4. М.М. Гуменюк “Портфолио учителя биологии”, Волгоград, Издательство “Учитель”, 2013