В прошлом учебном году мы рассказывали об игре - путешествии для начальной школы по правилам дорожного движения. Сегодня хотим поделиться своим опытом по проведению игры «Осенние изменения в живой и неживой природе»
Цели игры-путешествия:
- Обучающие - сформировать представления о признаках осени , о жизни растений и животных; проследить влияние изменений в неживой природе на живую; познакомить с многообразием растений и животных леса;
- Развивающие – продолжить формирование умений самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, творческое воображение;
- Воспитывающие – объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться природой; раскрыть творческие возможности детей, уметь работать коллективно в группах, соблюдать правила взаимопомощи, дружбы, ответственности за свою команду.
Оборудование: знаки «Правила поведения в природе», маршрутные листы, корзинка с листьями различных деревьев, следы зверей, листы для творческих работ команд, презентации на станциях, грамоты для награждения команд.
Подготовительная работа.Заранее обдумывается и выбирается маршрут, названия станций, дифференцируемые задания и презентации на станциях. До игры проводятся экскурсии в лес, парк. Именно в лесу, парке удобнее всего понаблюдать за осенними изменениями в природе, в жизни животных и растений. До места предстоящей экскурсии целесообразно идти пешком, чтобы затем можно было сравнить признаки осени в городе и в лесу, парке.
Заранее объявляется детям о предстоящих экскурсиях и о заданиях, которые будут выполнять ребята на игре-путешествии.
Игра – путешествие «Такая разная осень».
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится для учащихся начальной школы. Проходит в три этапа:
- Организационный;
- Основной;
- Подведение итогов, награждение.
1 этап
Построение команд. Получение МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ. Знакомство с правилами проведения игры.
2 этап
Каждая команда проходит пять станций. Последовательность прохождения станций согласно маршрутному листу. Тематика станций разделена на две возрастные группы: 1-2 классы, 3-4 классы.
1-2 классы:
- Где зимуют насекомые;
-Растения осенью;
-Животные осенью;
-Загадки об осени;
- Листопадная (командная поделка из листьев);
3-4 классы:
- Осенний листопад;
-Поэтическая осень;
-Народные приметы;
- Царство грибов;
- Листопадная (командная поделка из листьев);
На каждой станции учащихся знакомят с интересным материалом по теме станции. Объём информации, представленной учащимся, не ограничивается рамками учебной программы, а гораздо шире и познавательнее. Учитель, отвечающий за определённую станцию, использует презентацию, интерактивную доску. В конце прохождения станции учащиеся выполняют задания: отгадать кроссворд, ответить на вопросы, собрать пазл и т. д. За задание дети получают листик-бонус:
- Красный - «отлично»;
- Жёлтый- «хорошо»;
- Зелёный - «удовлетворительно».
Бонусы наклеиваются на дерево, изображённое на обратной стороне маршрутного листа. Побеждают те команды, которые больше набрали красных листьев- бонусов.
К проведению игры привлекаются учащиеся старших классов. Они являются кураторами команд, вместе с детьми проходят весь маршрут, но к участию в испытаниях не допускаются.
3 этап
Все команды собираются в актовом зале, где для команд, закончивших игру, проводятся разнообразные конкурсы.
Жюри подсчитывает бонусы каждой команды. Заполняет, заранее подготовленные грамоты.
Объявление и награждение победителей.
Пример маршрутного листа
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
команды 3 класса «Д» ГБОУ СОШ № 777 (к. 4) в игре – путешествии «Такая разная осень!»
9.30-9.35 - Построение команд на 2 этаже. Старт игры. | |||
ВРЕМЯ | НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ | КАБИНЕТ | |
1 | 9.35-9.45 | Царство грибов. | 11 |
2 | 9.45-9.55 | Поэтическая осень. | 18 |
3 | 9.55-10.05 | Осенний листопад. | 16 |
4 | 10.05-10.15 | Народные приметы. | 19 |
5 | 10.15--10.25 | Листопадная. | 13 |
Общий сбор в актовом зале. Подведение итогов. Награждение команд. Ж Е Л А Е М У Д А Ч И ! |
Пример беседы учителя с учениками на одной из станций
Где зимуют насекомые?
Беседа учителя с детьми.
Учитель: Ребята, на какой станции вы сейчас находитесь? / Дети отвечают./
А кто такие насекомые, и каких насекомых вы знаете? / Дети отвечают. /
Учитель: Да, ребята, насекомые - это самые многочисленные представители царства животных на нашей планете. Их более 2-х млн. видов. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Как же переживают они зиму и спасаются от стужи известные вам насекомые?
Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Одни из них живут день-другой, другие – один-два тёплых месяца, а некоторым ни мороз, ни снег не страшны.
Рисунок 1 №1. Посмотрите на таблицу. Вот, тихо сидят на травке пёстрый летний мотылёк и бабочки. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки и стёрли пыльцу. Они сидят неподвижно. Если мы до них дотронемся, они не пошевелятся, словно погрузились в глубокий сон. Пройдёт день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадёт на землю. Но это ещё не конец. (Далее рассказ учителя сопровождается демонстрацией объектов на большом плакате). Где-то в основании сухой веточки сложены зелёные яички бабочки. Им не страшен сильный мороз. А ещё иногда среди январской стужи в комнате вдруг запляшет на окне красавица-бабочка. Ещё осенью она спряталась где-то между рамами. Если поставить в комнате блюдечко с подслащенной водой, бабочка может прожить до весны. А некоторые другие виды бабочек забираются в кучи сухих листьев или хвороста и, уснув там, переживают зиму.
Рисунок № 2. А где-нибудь в трухе старого пня можно найти уснувших до весны толстого мохнатого шмеля и чёрно-жёлтую осу. У шмелей и ос до весны доживают только самки. А у рыжих диких пчёл выживает только будущее потомство – яички, отложенные в стеблях ежевики.
Рисунок № 3. Божьи коровки летом живут поодиночке и не обращают друг на друга никакого внимания. Осенью эти жучки в несчётном количестве, словно по приказу, скапливаются среди сухой листвы в каком-нибудь одном месте. А если разрыть зимой муравейник, не найдёшь ни одного муравья. Все они собрались на полутораметровой глубине в особой зимовочной камере. На такой глубине земля никогда не промерзает. Ещё осенью настойчиво пытаются проникнуть в дом мухи.
Весной в природе первыми появляются перезимовавшие зиму взрослые насекомые. Откуда насекомые узнают о предстоящей зиме? Точно ответить никто не может. Их организм сам, как бы автоматически, переключается на подготовку к зиме.
А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы запомнили места зимовок насекомых? / Учитель показывает карточки с изображениями насекомых, а дети размещают их на большом плакате./