Гимназия № 6 города Архангельска является участником Всероссийского проекта “Успешное чтение”. Цель данного проекта – приобщение детей и подростков к чтению. Проект реализуется фондом поддержки образования, Санкт-Петербургским Государственным университетом и Государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена. В рамках этого проекта дети читают книги из данного им списка и выполняют в “Портфеле читателя” различные задания по содержанию произведений.
Педагоги организуют и контролируют работу детей, разрабатывают и проводят внеклассные занятия по прочитанным произведениям и различные уроки-путешествия с использованием ИКТ, которые вызывают огромный интерес у детей. Наибольшей популярностью среди учеников пользуются игры, викторины, подготовленные с использованием компьютерных презентаций. Разработку одной из них представляем на фестиваль.
Сценарий занятия
Цель: Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.
Задачи:
- Повысить мотивацию младших школьников к чтению;
- Способствовать развитию речи, языкового чутья, логического мышления, творческих способностей;
- Формировать навыки общения в группе;
- Расширить словарный запас учащихся, кругозор;
Участники игры: ученики начальных классов (8-9 лет);
Форма проведения: игровое занятие;
Технические средства и оборудование: экран, медиапроектор, компьютер, микрофон, доска, рисунки-плакаты с изображением сказочного поезда, разноцветные сигнальные карточки, листы с кроссвордами, маркеры, пазлы в конвертах.
План игры:
- Организационный момент (мобилизующий этап) - 5минут
- Путешествие по “станциям” - книгам:
- Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья” - 5минут;
- Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени” - 5 минут;
- Ганс Христиан Андерсен “Сказки” - 5 минут;
- Алан Милн “Винни-Пух и все-все-все” - 5 минут;
- Николай Носов “Приключения Незнайки и его друзей” - 8 минут;
- Алексей Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино” - 5 минут;
- Подведение итогов и награждение команд – 7 минут.
(Итого – 45 минут)
Ход игры
Организационный момент (мобилизующий этап) (слайды 1-2)
На экране – фрагмент из мультфильма “Отпуск крокодила Гены”, звучит мелодия песни “Голубой вагон”. Гости и участники игры занимают свои места.
Ведущий: Сегодня нас ждёт необычное путешествие. Догадались, куда?
(Ответы детей).
Сегодня мы отправимся в путешествие на сказочном поезде в гости к героям любимых книг и проверим, кто из вас был самым внимательным читателем.
Ведущий вручает участникам игры (5 команд по 6 человек) билеты с номерами вагонов, участники занимают свои места за столами, согласно номеру на “билете”.
Игровые столы стоят в ряд (друг за другом), украшены плакатами с изображением сказочных вагончиков.
В ходе игры дети “едут” от “станции” к “станции”, участвуя командой в разных интеллектуальных и творческих конкурсах. За выполненное задание команда получает сказочный ключ, ключи в конце игры нужно будет обменять на буквы, из которых получится слово.
Ведущий: Звучит сигнал к отправлению – путешествие началось!
На экране – фрагмент из мультфильма “Шапокляк” (см. приложение), который приглашает всех начать путешествие.
Путешествие по “станциям” - любимым книгам:
Станция 1. Эдуард Успенский “Крокодил Гена и его друзья” (слайды 3-13)
Ведущий: Эдуард Успенский – удивительный человек! Когда он был маленьким, очень хотел стать академиком или министром, а получил образование инженера! Хотел стать взрослым юмористом, а стал детским писателем! По своим книгам он написал сценарии для мультфильмов, создал своё книжное издательство “Самовар” и работал радио- и телеведущим. Конечно, вы все знакомы с героями его произведений. Сейчас мы проверим, какая команда была самой внимательной, когда читали книгу “Крокодил Гена и его друзья”.
Команды по очереди отвечают на вопросы по данной книге, после этого правильный вариант ответа выделяется на слайде.
1. Где работал Чебурашка? (в магазине игрушек, в магазине уценённых товаров, в магазине одежды)
2. Во что любил играть сам с собой крокодил Гена? (шахматы, морской бой, крестики – нолики)
3. Какую роль исполнял крокодил Гена в детском спектакле? (волк, бабушка, Красная Шапочка)
4. Любимое животное старухи Шапокляк (мышь, крыса, хомяк)
5. Фамилия известного доктора, к которому побежала Шапокляк? (Иванов, Петров, Сидоров)
6. Кто снимал Шапокляк с дерева? (скорая помощь, полиция, пожарная команда)
7. Что случайно засунула за щеку обезьянка Мария Францевна? (будильник, трубку, пенсне)
8.Что попросил Чебурашка у кладовщика на складе, кроме гвоздей? (гнутый молоток, гнутый топор, гнутые клещи)
9.Кто придумал делать крышу Дома Дружбы из забора? (девочка Галя, девочка Маруся, мальчик Дима)
10. Кто произносил речь на открытии Дома Дружбы? (крокодил Гена, девочка Галя, Чебурашка)
Станция 2. Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени” (слайды 14-20)
Ведущий: Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, какова главная мысль сказки Евгения Шварца? (Ответы детей.)
Вы совершенно правы, нужно ценить время, беречь и не тратить зря. Об этом у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Сейчас вы получите пословицы, которые порвались и перепутались, их нужно собрать и прочитать.
Команды получают листы-задания с “разорванными” пословицами, которые нужно восстановить.
Делу время, | век учись. |
Минута | торопись делом. |
Век живи, | час бережёт. |
Поздно поднялся – | а потехе час. |
Не спеши языком, | день потерял. |
Проверка выполненного задания происходит с демонстрацией соответствующих слайдов.
Станция 3. Ганс Христиан Андерсен “Сказки” (слайды 21-42)
Ведущий: А вот и следующая станция! Мы оказались в Дании, на родине Ганса Христиана Андерсена. Его сказки любят не только дети, но и взрослые. Вы, конечно, читали про Гадкого утёнка, про Дюймовочку, Русалочку, Снежную королеву и Свинопаса, про Элизу и Принцессу на горошине. Давайте вспомним этих героев.
Итак, начнем! Угадайте героя!
Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? (Принц-Свинопас)
Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? (Дюймовочка)
...все они были одинаковы, кроме одного. Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух (Стойкий оловянный солдатик)
...шёл по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны (Солдат)
Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье... (Король)
“Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного...Очень уж он велик, да чудной какой-то...” (Гадкий утёнок)
Сердце его превратилось в кусочек льда...(Кай)
Про кого эти строки: “У тебя будет прекрасный муж. У самой королевы нет такой бархатной шубы”? (Крот)
У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был “холоднее льда”? (Снежная королева)
Кто при помощи зонтика посылал детям сказочные сны? (Оле-Лукойе)
Ведущий: Молодцы! А теперь – в путь! Нас ждут новые книги и новые задания!
Станция 4. Алан Александр Милн “Винни-Пух и все-все-все” (слайды 44-45)
Ведущий: Этого медвежонка любят и знают дети во многих странах. А за что его любите вы?
(Ответы детей)
Винни-Пух был фантазёр, выдумщик и настоящий поэт! Он придумывал разные песенки, которые могут поднять настроение кому угодно! А как эти песенки он называл?
(Ответы детей)
Молодцы! Сейчас каждая команда получит тексты с его “ворчалками”, “пыхтелками”, “шумелками” и “сопелками”. Нужно будет подготовиться и выбрать одного представителя команды, который сможет выразительно прочитать свой текст песенки (все тексты см. в Приложении 1)
Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!
Дети декламируют со сцены песенки Винни-Пуха и получают очередной ключ за отлично выполненное задание.
Станция 5. Николай Носов “Приключения Незнайки и его друзей” (слайды 45-47).
Ведущий: Друзья! Мы прибыли на следующую станцию. Скажите, а как зовут друзей Незнайки, сколько их было?
(Ответы детей)
Ведущий: Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете этих персонажей. Итак, каждая команда получит конверт с пазлами, нужно будет составить изображение героя книги Н. Носова.
Под музыку дети выполняют задание.
На слайде - друзья Незнайки. Ведущий благодарит ребят за работу и вручает очередной ключ.
Станция 5. Алексей Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино” (слайды 48-57)
Ведущий: Дорогие любители книг! Наш поезд остановился на последней станции. Игра подходит к концу. Последнее задание – кроссворд! Нам осталось получить последний ключ! Будьте внимательны!
Ребята решают кроссворд. (Приложение 2)
3. Подведение итогов и награждение команд (слайд 58)
Ключи, полученные за выполненные задания, участники игры обменивают на буквы, из которых сообща складывают слово ДРУЖБА,
Ведущий: все участники проявили себя в путешествии: были активными, внимательными читателями, умели работать в команде. Главное – всегда быть дружными! Вы – молодцы! До новых встреч!