Цели:
- дать понятие об основаниях, выяснить классификацию, физические и химические свойства оснований, значение для жизни человека и применение;
- сформировать умения по составлению формул оснований, закрепить умения по составлению уравнений реакций, продолжить формирование умений и навыков по проведению опытов, формировать умение работать с источниками информации, продолжить формирование критического мышления, умений анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
- вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты обучения
- обучающиеся должны знать состав и классификацию оснований, давать им названия;
- записывать формулы оснований и соответствующих им оксидов;
- составлять уравнения реакций химических свойств растворимых и нерастворимых оснований;
- знать о значении щелочей и нерастворимых оснований для жизни человека, о влиянии их на окружающую среду.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы: демонстрация таблиц, опытов, элементы игрового обучения, самостоятельная работа обучающихся со справочными материалами, электронным учебником, лабораторные опыты с элементами проблемного обучения.
Средства обучения: таблица «Растворимость кислот, щелочей, солей», таблица «ПСХЭ», учебный модуль для обучающихся «Материалы для изучения темы «Основания»», электронный диск «Учебник 8 класс, Рудзитис Г.Е.», мультимедиапроектор, ноутбук.
Реактивы для проведения лабораторных опытов: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида меди (II), гидроксид меди (II) , индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, лакмус).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность класса к занятию. Акцентирует внимание на то, что нельзя трогать реактивы, стоящие на столах без разрешения учителя.
Эпиграф: Когда много учишься, не только лицо, но и тело приобретает умное выражение. (Ф. Ницше)
II. Актуализация знаний (мотивация урока)
Ообратите внимание, я принесла сегодня на урок батарейки, аккумулятор мобильнго телефона, мыло, сахар. Что общего между такими разными предметами? Сегодня мы попытаемся выяснить на уроке.
III. Контроль исходного уровня
Учитель: На демонстрационном столе химическая копилка. Я собираю в неё карточки с химическими формулами веществ, принадлежащих к различным классам соединений. Мне необходимы два консультанта для того, чтобы назвать все предложенные здесь вещества. В копилке: карточки с химическими формулами оксида кальция, оксида углерода (IV), оксида натрия, оксида серы (IV), гидроксида натрия, гидроксида железа (III).
- Какие из веществ вы ранее подробно не изучали? (Гидроксид натрия и т.д.)
- Действительно, эти вещества относятся к классу оснований.
- Сформулируйте определение, какие вещества называются основаниями?
IV. Этап получения новых знаний
Учитель: Предположите план изучения темы.
Обучающиеся: Состав оснований, классификация, свойства оснований, применение.
1) Состав оснований.
Самостоятельная работа обучающихся: разбиваются на 3 группы:
Задание для 1 группы обучающихся (основная часть класса)
Составить химические формулы следующих оснований: (Приложение 1).
Гидроксид натрия, гидроксид бария, гидроксид железа (II).
Выполнение обсуждается фронтально.
2) Классификация оснований
Задание для обсуждения 2 группы обучающихся (2 человека)
Изучите классификацию оснований по растворимости в воде. (Приложение 1). Отчет о выполнении задания обучающимися.
3) Физические свойства оснований.
Задание для самостоятельной работы для 3 группы обучающихся (2 человека)
Изучите склянки с некоторыми основаниями на демонстрационном столе, отберите в отдельную группу растворимые и нерастворимые основания, сделайте общий вывод о физических свойствах оснований
4) Химические свойства оснований
Учитель: При растворении в воде большинства щелочей образуются прозрачные растворы. Как обнаружить в растворе щелочь?
Сообщение обучающегося о происхождении индикаторов (подготовка материала по электронному приложению к учебнику).
Учитель:По изменению окраски индикатора можно судить о ходе реакции между кислотой и щелочью. Инструктаж по технике безопасности при обращении со щелочами.
Проведение лабораторных опытов по инструкционной карте (Приложение 2).
Запись уравнений реакций в тетради и у доски.
Демонстрация опытов, работа с электронным приложением к учебнику.
а) Взаимодействие щелочи с кислотным оксидом.
б) Разложение гидроксида меди (II) при нагревании.
(Тема «Основания» § 31, видео)
Закрепление по химическим свойствам оснований проводится в форме игрового момента. Работа обучающихся с Приложением 3. Необходимо найти ответ, используя знания о химических свойствах оснований.
5) Применение оснований
Поиск материалов по источникам : учебник стр.98, электронный учебник. Обсуждение результатов с обучающимися.
Результаты поиска информации:
а) гашеная известь – белый рыхлый порошок, при смешивании с водой – известковое молоко. Так как гидроксид малорастворимый в воде, то после отфильтровывания известкового молока получается прозрачный раствор – известковая вода;
б) гашеную известь применяют для приготовления бордоской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений;
в) известковое молоко используют в химической промышленности, например в производстве сахара, соды и других веществ;
г) гидроксид натрия применяют для очистки нефти, получения мыла;
д) гидроксид калия, гидроксид лития используют в аккумуляторах.
V. Обощение
Учитель: В начале урока я показала вам предметы, между которыми нет ничего общего. Почему они сегодня находились на моем столе?
Ответ обучающихся: для производства этих предметов и компонентов были использованы щелочи – растворимые в воде основания. Чтобы подвести итог составим синквейн по теме: «Основания» (Приложение 4).
Возможные варианты ответов обучающихся:
- Основания
- Растворимые и нерастворимые
- разъедают, хорошо вступают в реакцию, изменяют окраску индикаторов.
- Широко используются на химическом производсве.
- Щелочи.
VI. Закрепление
Самостоятельная работа обучающихся для
решения проблемы. В зависимости от
ровня подготовки класса выбирают задания по
вариантам или выполняют одно задание
всем классом (Приложение 5).
VII. Рефлексия
Учитель: Какие моменты понравились на уроке? Закончите предложения.
- Меня удивило …
- Урок дал мне для жизни …
- Мне захотелось …
VIII. Домашнее задание
Обучающимся необходимо выучить материал учебника параграф 31 кроме стр. 94 – получение оснований, выполнить упр.5, индивидуально (для сильных обучающихся) решить задачу № 2, подготовка презентаций по теме «Основания».
Использованные источники:
- Примерные программы по учебным предметам, стандарты второго поколения (проект). – Химия. – М.: Просвещение, 2010.
- А.М. Радецкий, Химия (дидактичекий материал) 8-9 классы, – М.: Просвещение, 2010.
- Г.Е. Рудзитис и др. Химия, 8 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова, Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995.
- Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитис и др., Химия, 8 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов, hemi.wallst.ru
- Химия. Каталог сайтов, window.edu.