Проект родительского собрания по теме "Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Вопрос о приглашении учителя-логопеда педагогами на родительское собрание актуален именно в среднем дошкольном возрасте. К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться. Родителям следует об этом знать. Следует проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях, читать литературно – художественные издания в соответствии с возрастом, таким образом способствовать развитию и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей от 4 до 5 лет.

Задачи:

  1. Раскрыть перед родителями значение художественной литературы на речевое и эмоциональное развитие ребёнка.
  2. Показать приёмы работы и воспитания детей по данному вопросу в условиях детского сада.
  3. Раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Форма проведения: вечер-встреча.

Участники: воспитатели, родители, учитель – логопед.

Оборудование и наглядность:

  1. В приёмной оформляется стенд с детскими рисунками «Любимые сказки».
  2. В групповой комнате оформляется высказывание В. Берестова:
    Недаром дети любят сказку,
    Ведь сказка тем и хороша,
    Что в ней счастливую развязку
    Уже предчувствует душа…
  3. В групповой комнате оформляется фотоколлаж «Читаем дома…».
  4. В групповой комнате оформляется выставка литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  5. Видео-сюжет «Устами младенца…», технические средства: интерактивная доска, компьютер, колонки.
  6. Бланки со схемами моделей сказочных персонажей для родителей, маркеры (по количеству родителей).
  7. Памятки на столах для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Подготовительный этап:

  1. Разработка проекта родительского собрания (вечера-встречи).
  2. Обмен опытом семейного воспитания «Читаем дома…» (сбор фотографий для фотоколлажа).
  3. Заполнение родителями анкеты «Чтение художественной литературы» (Приложение 1) за две недели до собрания.
  4. Подготовка видеосюжета «Устами младенца» с интервью детей (блиц-опрос) (Приложение 2) за месяц до собрания.
  5. Художественное творчество детей с воспитателями «Любимые сказки» (проводится после блиц-опроса).
  6. За неделю до встречи с родителями на общем стенде вывешивается объявление (Приложение 3), раздаются приглашения.
  7. Оформление плаката с высказыванием В. Берестова.
  8. Подборка литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  9. Заготовка памяток по числу родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет» (Приложение 4).
  10. Подготовка бейджиков с Ф.И.О. родителей, воспитателей и учителя-логопеда.
  11. Подготовка к мастер-классу «Расскажем сказку способом моделирования»: бланк со схемами моделей сказочных персонажей для родителей (Приложение 5).

Ход мероприятия

Перед началом встречи родителей встречают воспитатели и учитель-логопед, которые:

  1. Раздают бейджики с Ф.И.О. родителей.
  2. Знакомят с материалами стенда детских рисунков «Любимые сказки».
  3. Знакомят с материалом фотоколлажа «Читаем дома…».
  4. Обращают внимание на выставку литературно-художественных изданий для чтения родителями детям дошкольного возраста.
  5. Приглашают родителей пройти к месту проведения собрания.

Встречу продолжает воспитатель, представляет родителям присутствующего учителя – логопеда, знакомит с программой проведения родительского собрания, благодарит родителей за активность и помощь в подготовке к собранию, за предоставленные фотографии и ответы на вопросы анкеты.

Воспитатель кратко резюмирует полученные сведения результатов (микроисследования) анкетирования родителей и демонстрирует видеосюжет с блиц-опросом детей «Устами младенца…». Обсуждает с родителями увиденный материал, анализирует полученные ответы детей с общими данными анкетирования родителей.

Далее выступление учителя-логопеда на тему «Роль сказки в развитии и коррекции речевых возможностей детей от 4 до 5 лет» (Приложение 6).

С целью обучения родителей приёму моделирования сказки, как одного из способов активизации речевого развития ребёнка в условиях семейного воспитания, педагог группы проводит мастер-класс «Расскажем сказку способом моделирования». Воспитатель предлагает родителям рассмотреть бланки с нарисованными моделями-схемами сказочных героев и поиграть в волшебников. Педагог начинает рассказывать сказку «Репка», используя модели-схемы сказочных героев, и привлекает родителей продолжить сказку, а более активные родители могут придумать и рассказать свою сказку. Моделирование не занимает много времени, доступно и детям и родителям, даже не владеющими художественными способностями.

В конце собрания родителям предлагаются памятки «Речевое развитие детей 4-5 лет», по необходимости учитель-логопед отвечает на текущие вопросы, приглашает на индивидуальные консультации в день приёма учителя-логопеда.

Литература:

  1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультаций, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
  2. Родительские собрания в детском саду: средняя группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Такие разные дети: Арттерапия для дошкольников / Е.В. Свистунова и др. – М.: СтереоМИР, 2007.
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 224 с. (Серия «Вместе с детьми».)