Занятие 1. Современные представления об общем недоразвитии речи
Теоретические вопросы к занятию:
1. Понятие об общем недоразвитии речи. Приложение 1, Презентация
1, слайды 1-7
2. Причины общего недоразвития речи. Приложение 2,
Презентация 1, слайды 8-16
Практическая часть:
1 задание. Закончи цитату. Приложение
3
2 задание. Разбор высказываний детей.
3 задание. Определение уровня речевого развития
ребенка. Презентация 1, слайды 17-22
Домашнее задание:
Анализ высказываний вновь поступивших детей дошкольного возраста. Записать речь детей без корректировок. (обращение ко взрослым, монолог (рассказ о чем либо), диалог с детьми и т.д.)
Литература:
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.
Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1998
2. Логопедия: методические традиции и
новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В.
Волосовец. – М.: Изд. Московского
психолого-социального институт, 2003
3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний
дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям
по подготовке к обучению детей с особыми
проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС. 1997
4. Наушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.
Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. М.: «Просвещение», 1969
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к
школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. М., МГЗПИ, 1991
6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.
Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Изд.
Центр «Академия», 2003
Занятие 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Теоретические вопросы к занятию:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Приложение 4, Презентация 2
Практическая часть:
1. Знакомство со схемой, требованиями
написания психолого-педагогической
характеристики на ребенка, представляемой на
психолого-медико-педагогический консилиум
учреждения (ПМП (к)) и
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
2 . Разбор примерных психолого-педагогических
характеристик
Домашнее задание:
Написать писхолого-педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста
Литература:
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1998
2. Венгер Л. Психологическая характеристика
ребенка.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к
школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. М., МГЗПИ, 1991
4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.
Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Изд.
Центр «Академия», 2003
5. Примерные характеристики на детей дошкольного
возраста
6. Схема написания психолого-педагогической
характеристики на ребенка
Занятие 3. Специальные упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхательной гимнастики
Теоретические вопросы к занятию:
1. Организация работы по развитию
артикуляционного аппарата. Приложение
5, Презентация 3,
слайды 2-6
2. Организация работы по развитию речевого
дыхания. Приложение 6, Презентация
3, слайды 7-8
3. Специальные упражнения по развитию
общей, мелкой моторики. Приложение
7, Презентация 3 слайды 9-14
4. Знакомство с методической, практической
литературой по теме семинара.
Практическая часть:
1. Практическое выполнение упражнений
комплексов пальчиковой, артикуляционной,
дыхательной гимнастики
2. Работа с методикой «Вставь пропущенное
слово». Приложение 8
3 . Обмен методической, практической литературой
по теме семинара
Домашнее задание:
Подобрать комплексы пальчиковой гимнастики и
оформить картотеку.
Подобрать игры и упражнения на развитие крупной
и мелкой моторики и оформить картотеку.