Семинар-практикум для воспитателей "Дети с общим недоразвитием речи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (498 кБ)

Загрузить презентацию (299 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Занятие 1. Современные представления об общем недоразвитии речи

Теоретические вопросы к занятию:

1. Понятие об общем недоразвитии речи.  Приложение 1, Презентация 1, слайды  1-7
2. Причины общего недоразвития речи. Приложение 2, Презентация 1, слайды  8-16

Практическая часть:

1 задание. Закончи цитату. Приложение 3
2 задание. Разбор высказываний детей.
3 задание. Определение уровня речевого развития ребенка. Презентация 1, слайды 17-22

Домашнее задание:

Анализ высказываний вновь поступивших детей дошкольного возраста. Записать речь детей без корректировок. (обращение ко взрослым, монолог (рассказ о чем либо), диалог с детьми и т.д.)

Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1998
2. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Изд. Московского психолого-социального институт, 2003
3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1997
4. Наушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. М.: «Просвещение», 1969
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., МГЗПИ, 1991
6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003

Занятие 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Теоретические вопросы к занятию:

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.  Приложение 4, Презентация 2

Практическая часть:

1.  Знакомство со схемой, требованиями написания психолого-педагогической характеристики на ребенка, представляемой на психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМП (к)) и психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
2 . Разбор примерных психолого-педагогических характеристик

Домашнее задание:

Написать писхолого-педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста

Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД. 1998
2. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., МГЗПИ, 1991
4. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003
5. Примерные характеристики на детей дошкольного возраста
6. Схема написания психолого-педагогической характеристики на ребенка

Занятие 3. Специальные упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной  моторики, дыхательной гимнастики

Теоретические вопросы к занятию:

1. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. Приложение 5,  Презентация 3, слайды 2-6
2.   Организация работы по развитию речевого дыхания. Приложение 6, Презентация 3, слайды 7-8 
3.   Специальные упражнения по развитию общей, мелкой моторики. Приложение 7, Презентация 3 слайды 9-14
4.   Знакомство с методической, практической литературой по теме семинара.

Практическая часть:

1.  Практическое выполнение упражнений комплексов пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики
2.  Работа с методикой «Вставь пропущенное слово». Приложение 8
3 . Обмен методической, практической литературой по теме семинара

Домашнее задание:

Подобрать комплексы пальчиковой гимнастики и оформить картотеку.
Подобрать игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики и оформить картотеку.