Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- формирование представлений о происхождении вулканов и гейзеров, их строении, причинами извержений;
- познакомить с последствиями вулканической деятельности, ролью вулканов и гейзеров в жизни людей, с их созидательной ролью в формировании атмосферы, гидросферы;
- продолжить развитие умения работать с картой, атласом; развитие речи учащихся
- развивать чувство сопереживания, эстетические чувства при наблюдении за природными явлениями.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Знакомство с вулканами
- Работа в индивидуальных листах
- Знакомство с гейзерами
- Закрепление
- Итог
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Оборудование: физическая карта мира, «немая карта», карта с изображением строения вулкана, в/фильм «Вулканы», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи».
Основные понятия и термины урока: Вулкан, кратер, жерло, очаг магмы, лава, конический и щитовой вулканы, гейзер, грязевой источник, термальные воды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Дорогие ребята! Послушайте сказку, и приготовьтесь ответить на вопрос, какие природные явления легли в основу сказки?
«Сказка о самой большой юрте»
Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрты из оленьих шкур. И топят её по-чёрному.
Давно-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрёл далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писанная. Как увидел её Томгиргин, так и влюбился. А влюбившись, женится на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь, ни в какую. Но, в конце концов, согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую юрту, чтобы её из-за горных хребтов видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь – ветром её такую высокую свалит, да и где взять столько шкур? Начал строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но всё равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает, и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.
– Какие природные явления легли в основу сказки?
Ученики: каменная юрта – вулкан, костёр – извержение вулкана, излияние лавы.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с деятельностью вулканов, гейзеров, узнаем, как они образуются и из чего состоят, анализируя это, попробуем ответить на вопрос: если извержения вулканов так опасны, то почему люди селятся на их склонах?
Но, вначале интересно было бы узнать, почему же эти «огнедышащие горы» так называют – вулканами? (дети высказывают предположение)
Учитель: С древних времён люди обожествляли вулканы.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия.
У древних римлян бога огня и кузнечного дела тоже сначала называли Гефестом, но затем переименовали в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую «огнедышащую гору» стали называть вулканом, как и бога огня.
На Гавайских островах до сих пор сохранился культ богини огня Пеле. По преданию, она обитает в озере жидкой лавы и появляется всякий раз перед извержением вулкана в облике старой женщины. Стараясь её задобрить, гавайцы бросают в лавовое озеро ягоды огело (как наша черника), приносят в жертву богини живых кур.
III. Новая тема. Знакомство с вулканами. Строение вулканов.
– Что же, такое вулкан? Попробуем разобраться.
А поможет нам в этом… (объяснение заранее подготовленного ученика)
На земле более 800 действующих вулканов, 80% из них расположено в самом крупном сейсмически активном районе – «Тихоокеанское огненное кольцо». В нашей стране остров Сахалин, полуостров Камчатка, Курильские острова – одно из звеньев этой цепи. Очень много вулканов на дне океана, большинство подводных гор вулканического происхождения.
Просмотр в/фрагмента. «Рождение вулкана»
– Как же происходит извержение вулкана? Чтобы ответить на этот вопрос, совсем не обязательно отправляться в путешествие к подножию действующего вулкана.
– Извержение можно посмотреть … на столе.
Проведение опыта. Сооружаем горку с «кратером» из кристалликов бихромата аммония, горящей спичкой касаемся «кратера», и начинается «извержение». Из «кратера» вырываются каскады ярких искр, которые при остывании превращаются в зелёный «пепел», представляющий собой окись хрома. Во время «извержения» из «кратера» выделяются водяные пары и свободный азот.
IV. Работа в индивидуальных листах.
Приложение 2. Подпишите части вулкана, установите соответствие. Ответы: Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
Кратер – углубление на вершине вулкана
Жерло – канал, по которому поднимается магма
Очаг магмы – особая камера с расплавленным веществом мантии
Лава – излившаяся на поверхность магма
Если лава густая и вязкая, то, изливаясь, она застывает быстро и вулкан имеет форму конуса.
Как образуется щитовой вулкан, объясните сами.
Ученики: лава жидкая, растекается быстрее, остывает медленнее и склоны таких вулканов пологие.
Учитель: Подпишем типы вулканов.
Учитель: Продукты извержения вулкана – это пепел, лава, обломки горных пород, горячие газы, пар.
Иногда, очень вязкая лава может застрять в канале, образуя пробку, тогда через некоторое время давление выталкивает её, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб – вулканических бомб.
Лава имеет температуру 1000° С, и течёт по склонам со скоростью 50 км/ч.
Вулканический пепел ничего общего не имеет с пеплом от сгорания бумаги. Это частицы лавы, представляющие из себя, осколки вулканического стекла.
Вулканические газы – газы, температура которых достигает 800–1000° С. Раскалённые тяжёлые газы несутся вниз со скоростью 300 км/ч, уничтожая всё на своём пути.
Сообщение ученика: об одном из грандиозных извержений в Индонезии вулкана Кракатау 1883 год.
Задание. По указанным координатам определите названия вулканов.
(по атласу)
- 55 с.ш.,160 в. д. (Ключевская Сопка)
- 41 с.ш.,16 в. д. (Везувий)
– Чем знамениты?
- Ключевская Сопка – самый высокий вулкан России на Камчатке (4688 м)
- В 79 году н.э. произошло сильное извержение, в результате которого погибли цветущие города Помпеи и Геркуланума. Помпеи были погреблены под 4 метровым слоем вулканического пепла и пемзы (пористой и быстро застывающей лавой), Геркуланум был разрушен и затоплен мощными грязевыми потоками. 10 метровый грязевой вал не заставил долго мучиться.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» известна всему миру.
– Если извержения вулканов так опасны, почему люди селятся на их склонах?
« …Так кто ж ты, наконец?
Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
(Гёте. «Фауст»)
– Можно так сказать про вулканы?
– У каждого явления есть две стороны – отрицательная и положительная.
(ученики высказывают своё мнение, вместе с учителем делают вывод)
Вулканы являются великими созидателями:
Земная кора, атмосфера, моря и океаны образовались в течение миллионов лет в основном из продуктов вулканической деятельности:
- «надышали» первичную земную атмосферу;
- из вулканических водяных паров сконденсировались океаны воды на Земле;
- под океанами вулканы наращивают литосферные плиты;
- в результате их извержений рождаются новые острова, происходит увеличение территории суши.
Вулканы являются хорошими «земледельцами»:
- лавовые потоки через несколько лет превращаются в территории с плодородными почвами, хорошо растут тропические фрукты;
(На склонах Везувия издавна разводят сады и виноградники, они поднимаются до высоты 800 м)
- вулканы породили многочисленные месторождения руд;
- в строительстве используют вулканическую пемзу («каменная вата»), вулканический туф, базальт, обсидиан;
- возможность практического использования тепловой энергии вулканов.
Вулканические загадки. (Учащиеся их отгадывают и обозначают вулканы на настенной контурной карте) Приложение 4
– На каком материке нет вулканов? (Австралия)
Вулканы: действующие; потухшие (извержение которых происходило в доисторическое время); уснувшие (уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет)
V. Знакомство с гейзерами.
Исландия – остров вулканов и гейзеров.
– Что такое гейзеры, и как они связаны с вулканами, нам сейчас расскажет… (сообщение ученика). Приложение 5
Горячие воды, нагреваемые вулканическими недрами, называются термальными.
Если пар проходит сквозь вулканический пепел образуется грязевой источник.
Гейзеры – одно из проявлений вулканизма.
– Как же можно использовать эти воды?
(для отопления жилых домов, парниковых хозяйств)
Около ста лет жители Исландии пользуются термальными водами. С помощью термальных вод с температурой 100 – 130 С обогревается 90% зданий. Рейкьявик – столица Исландии. Здесь возможно выращивание тропических и субтропических культур: бананы, апельсины и др.
VI. Закрепление. Работа в индивидуальных листах.
Приложение 2. Установите соответствие. Ответы:
Гейзер – горячий периодически фонтанирующий источник
Грязевой источник – пар проходит сквозь вулканический пепел
Термальные воды – горячие воды, нагреваемые вулканическими недрами
Игра «Восхождение на вулкан»
Кто первый достигнет вершины вулкана, тот, узнает какой самый высокий в мире вулкан. (остров Гавайи, вулкан Мауна –Лоа, это подводный вулкан, относительно океанического дна имеет высоту 9000м плюс 4170 м над водой)
- Где больше всего вулканов?
- Какой действующий вулкан самый большой в России?
- Сколько на земле действующих вулканов?
- Что такое гейзер?
- Что такое термальные воды?
- Как отличить вулкан от обычных гор?
- Какой вулкан в России потух?
- Чем магма отличается от лавы?
- Где находится самый большой гейзер? (Великан в Долине Гейзеров на Камчатке)
- Что такое грязевой источник?
VII. Итог.
Итак, мы познакомились с вулканами и гейзерам – этими опасными природными явлениями, но так необходимыми для поддержания жизни на Земле.
Домашнее задание: нанести на контурную карту перечисленные на уроке вулканы, по желанию, слепить модель вулкана.