Цель: повторение правил обособления определений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся; подготовка к ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфоэпическая разминка.
Задание на доске: в каком слове верно поставлено ударение?
- загнутый
- звонит
- сняла
- красивее
III. Орфографическая разминка.
Самостоятельная работа по карточкам на правописание О-Е после шипящих.
Карточка №1
- Выступил блестящ..
- горяч.. поддержали
- сраж..н искренностью
- известный дириж..р
- сожж..н дотла
- приверженц..в учения
- прож..рливым птенц..м
- гороховый струч..к
- омрач..нный праздник
- еле слышный ш..рох
- ш..лковый путь
- живым кольц..м
Карточка №2
- Аккуратный сюртуч..к
- виртуозный ж..нглер
- двигаться неуклюж..
- сгущ..нное молоко
- вооруж..нные формирования
- ш..фор такси
- обж..гся о плиту
- пересеч..т дорогу
- ноч..вка у костра
- сверч..к за печкой
Один ученик работает у доски.
Задание на доске: назвать орфограммы в слове, придумать и записать по два слова с данными орфограммами.
IV. Повторение правил обособления определений.
Работа с презентацией «Обособление определений» (Приложение 1)
- Что называется обособлением? (слайд 2)
- С какими обособлениями вы знакомы? (слайды 3-4)
- Повторим правила обособления определений. (слайды 6-10)
- Расставьте знаки препинания. (слайды 11-15)
V. Закрепление.
1. Работа у доски и в тетрадях
Задание: записать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.
Георгий, ошеломленный и подавленный, еле выбрался из толпы.
Равнина, уже покрывшаяся первыми весенними цветами, была прекрасна.
Мрачный и неподвижный, он походил на каменную статую.
2. Практическая работа с текстом.
Учащиеся получают карточки с текстом.
Задание:
-
прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;
-
найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.
Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вече сперва весь огнисты потом ясный и алый потом бледный и смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалас мирная и кротка как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев) - проверьте себя (презентация «Обособление определений» слайд 16) (Приложение 1)
3. Работа по культуре речи (презентация «Отредактируйте предложения») (Приложение 2)
Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя ( демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)
-
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (слайд 2)
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку) -
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (слайд 3)
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями) -
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (слайд 4)
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)
VI. Обобщение материала.
Работа с презентацией «Обособление определений: проверь свои знания» (Приложение 3)
Задание: выполните тестовые задания.
Учащиеся устно выполняют тестовые задания и проверяют правильность своих ответов.
VII. Итог урока.
Фронтальный опрос.
- Какую тему повторили сегодня на уроке?
- Перечислите случаи обособления определений.
Домашнее задание: § 85, упр. 421
Литература:
- Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык 10-11 классы.- М: ООО «ТИД «Русское слова – РС», 2005.
- Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. – М: «ВАКО», 2009.
- С.В. Антонова, Т.И. Склискова. Практикум для подготовки к ЕГЭ – М: «Вентана-Граф», 2007.