Методический день по теме "Образовательные технологии, ориентированные на действие"

Разделы: Общепедагогические технологии


Методический день содержит в себе формы, как семинара, так и практикума.

Цель: (слайд 2)

  • познакомиться с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  • посетить открытые уроки с использованием данных технологий;
  • оценить эффективность их применения.

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор
  • Приложение 1 Презентация к семинару.

План проведения методического дня. (Слайд 3)

I этап: диагностический.

1) диагностика педагогической компетентности учителей в области современных педагогических технологий;

2) анализ диагностики;

3) выявление проблемы.

II этап: теоретический.

1) теоретический семинар по технологиям, ориентированным на действие:

  • представление итогов диагностики;
  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний по теме семинара;
  • организация групповой работы по изучению теоретического материала;
  • взаимообучение;
  • подведение итогов семинара.

III этап: практический.

1) посещение открытых уроков с использованием технологий:
а) изучения частного случая;
б) дидактических задач;
в) направляющего текста.
2) самоанализ и анализ уроков в группах уроков с позиции темы методического дня;
3) обмен мнениями

IV заключительный.

1) анализ проведения методического дня;
2) рефлексия;
3) выработка решений и рекомендаций.

Подготовка методического дня

1. Организация творческой группы по подготовке и проведению методического дня:

  • разработка анкет для диагностики;
  • анализ диагностики;
  • разработка содержания, структуры теоретического семинара;
  • подготовка раздаточного материала;
  • разработка карт наблюдения уроков, карт анализа уроков.

2. Подготовка методической выставки.

3. Организация методической помощи учителям в подготовке открытых уроков.

4. Организация учителей в группы для посещения открытых уроков.

5. Корректировка расписания уроков.

(Cлайд 4)

I. Диагностика

См. Приложение 2: карта “Диагностика компетентности учителей в области современных технологий”.

Анализ результатов диагностики. Анализируются ответы учителей и делается вывод о степени владения педагогов современными технологиями. Выявление проблемы.

(Cлайд 5)

II. Теоретический семинар.

Технология реализации: технология критического мышления.

Формы работы: групповые.

Методические приемы: мозговой штурм, разбивка на кластеры, “Зигзаг”, взаимообучение, кластерные схемы.

Объект изучения: технологии, ориентированные на действие (изучения частного случая, дидактических задач, направляющего текста).

Теоретический семинар проводится с применением технологии критического мышления, целью которой является формирование умений вырабатывать свое собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определенным умозаключениям, доказывать и обосновывать свое мнение.

Дидактические особенности технологии:

  • направленность на формирование умений работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • возможность интеграции отдельных дисциплин;
  • создание условий для вариативности и дифференциации;
  • формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.

(Cлайд 6)

Структура занятия в технологии критического мышления предполагает три фазы: Вызов – Осмысление – Рефлексия.

1.Вызов.

Этот этап позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

2.Осмысление новой информации.

Этот этап позволяет

– получить новую информацию;
– осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями.

3. Рефлексия.

. Здесь основным является:

– целостное осмысление, обобщение полученной информации;
– присвоение нового знания, новой информации учеником;
– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

См. Приложение 3: Технологическая карта семинара. (Cлайд 7)

Организационный этап семинара. (слайд 8)

Цель: выявить проблему, мотивировать участников семинара на активную работу, организовать познавательную деятельность.

1) Представление итогов диагностики учителей.

2) Выявление проблемы

Проблема: недостаточное владение технологиями реализации компетентностного подхода в обучении, современными технологиям профильного обучения, соответственно недостаточное использование этих технологий на локальном уровне.

Тематический заказ педагогов на повышение профессиональной компетентности: технологии реализации компетентностного подхода в обучении.

(Cлайд 9) Сегодня на семинаре мы познакомимся с технологиями, позволяющими реализовывать компетентностный подход в обучении – деятельностно-ориентированными технологиями. Сюда относятся: технология изучения частного случая, технология дидактических задач, технология направляющего текста.

1. Этап вызова.

Цель: актуализировать опыт по теме семинара

Участники семинара распределяются на три группы с помощью карточек красного, синего и зеленого цвета, которые они взяли заранее.

Красная карточка соответствует технологии изучения частного случая,
синяя карточка – технологии дидактических задач,
зеленая – технологии направляющего текста.

Прием “Мозговой штурм”.

Группа участников семинара за ограниченный промежуток времени составляют список того, что они знают по теме и что хотели бы узнать. Можно составить и список вопросов.

Задание группам. Ответьте на вопросы:

1.Что вам известно о данной технологии?
2. Что бы вы хотели узнать по данной технологии?

Происходит обмен информацией в группах (групповая работа). Участники делятся друг с другом известным знанием. Обсуждение направлено на выяснение совпадений имеющихся представлений и разногласий по вопросам. Далее каждая группа согласовывает недостающую информацию по теме.

Прием разбивки на “кластеры”

Кластер – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями, помогает понять, что хотелось бы узнать по данной теме. В данном случае он поможет структурировать недостающую информацию по новым технологиям. Кластер составляется всей группой и начинается с записи темы для обсуждения. Ассоциативный ряд выстраивается так, чтобы просматривались направления дальнейшей работы.

Задание группам.

1. Попробуйте структурировать недостающую информацию по этим технологиям.
2. Разбейте на кластеры (блоки идей).

Например, такой недостающей информацией являются цели, основные понятия, дидактические особенности, основные этапы применения технологии, варианты использования на уроках и (слайд 10) Примерный кластер.

2.Этап осмысления. (Cлайд 11)

Цель: знать цели, основные понятия, дидактические особенности, структуру занятий, методы, приемы предложенной в задании технологии; уметь определять наличие и эффективность применения технологии на занятии.

1.Взаимообучение. Прием “Зигзаг”.

Шаг 1. Каждая группа делится на подгруппы в зависимости от номера на карточке: 1,2,3,4. Группам раздаются информационные тексты. Каждый член четверки получает свое задание.

Участник 1. Прочитайте текст и определите цель, основные понятия, основные дидактические особенности технологии исследования частного случая.(Приложение 4).

Участник 2. Прочитайте текст и определите основные этапы технологии дидактических задач (Приложение 5).

Участник 3. Прочитайте текст и выделите возможные варианты использования технологии направляющего текста (Приложение 6).

Участник 4. Познакомьтесь основными понятиями обучения, ориентированного на действие, и выделите возможные варианты его использования (Приложение 7).

Шаг 2. Педагоги объединяются в экспертные группы (педагоги, которым дано для выполнения одинаковое задание). Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, обсуждают ответы на поставленное задание, планируют эффективные способы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных группах.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом, с ответами на поставленные задания. Задача команды: чтобы каждый член группы овладел всем материалом целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

2. Заполнение сводной таблицы в группах (1, 2, 3 группы).

Задание

Ответ

Цель  
Основные понятия  
Дидактические особенности  
Основные этапы  
Варианты использования технологии  
Примеры использования технологии на уроках  

3.Обсуждение и подготовка презентации групповой работы (кластера).

3. Этап рефлексии. (Cлайд 12)

Цель: уметь презентовать результаты своей деятельности, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать результат своих действий.

Результаты своей работы группы презентуют в формате кластеров.

1. Прием “Возвращение к кластерам”. Презентация групповой работы.

После чтения информации, обсуждения группы учащихся возвращаются к составленному кластеру и вновь организуют информацию соответственно выстроенному ассоциативному ряду, но уже с учетом полученной информации, соответственно действительному соотношению понятий и идей. После составления собственного кластера представителям групп предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластера.

Например, могут получиться следующие кластеры:

См. схему

2. Подведение итогов семинара (слайд 13)

1. Согласны ли вы, что технологии обучения, предполагающие активную деятельность учащихся, могут быть отнесены к компетентностно ориентированным технологиям?

(Ответ. Использование деятельностных технологий обучения направлено на формирование способностей работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и находить пути их решения, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, принимать решения, осваивать новые знания, т.е. формировать ключевые компетентности).

2. Почему технологии, ориентированные на действие приобретают особую актуальность?

(Ответ. Эти технологии направлены на решение жизненных задач, частных случаев. Проблемы вытекают из жизненных ситуаций. Знания приобретаются за счет решения этих проблем, информации, полученной из различных источников).

3. Что означает ориентированность на действие?

(Ответ. Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия).

III. Открытые уроки

1. Проведение уроков (слайд 14)

Урок с использованием технологии изучения частного случая См. Приложение 8.

Урок с использованием технологии дидактических задач. См. Приложение 9.

Урок с использованием технологии направляющего текста. См. Приложение 10.

2. Обсуждение открытых уроков (слайд 15)

Самоанализ, анализ в группах, обмен мнениями. См. Приложение 11.1-11.4

Прием “Синквэйн”. Приложение 12

В переводе с французского слово “синквэйн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Этот прием требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать событие или рефлектировать по данному поводу. Составление синквэйна позволяет резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но с соблюдением правил.

IV. Заключительный этап (слайд 16)

1. Анализ проведения методического дня

Прием”Обобщенная позиция”.

Участники семинара делятся организаторами семинара на три группы: “Апологет”, “Оппозиция”, “Ассоциация”. Каждая группа получает свое задание.

Группа “Апологет”. Задание: выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные моменты методического дня.

Группа “Оппозиция”. Задание: выявить и сформулировать недостатки проведения методического дня.

Группа “Ассоциация”. Задание: сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), сопутствующие участию в методическом дне.

Группа “Администрация”. Задание: выявить трудности подготовки и проведения методического дня, отметить, что сам семинар был проведен с использованием технологии критического мышления.

После выступления участников групп по заданиям, подводится общий итог методического дня.

2. Решение и рекомендации. (Слайд 17)

Презентация