Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений 2005

    Автор: Кудряшова Вера Григорьевна

    Мысленный эксперимент в преподавании служит средством словесно-логической наглядности; обеспечивает усвоение процессов мышления, связанных с познанием нового; позволяет составить учебную программу исследования на основе различных подходов в целях развития интеллектуальных качеств личности: алгоритм упорядочивает действие, способствует его логике и последовательности, проблемность активизирует мыслительные и эмоциональные процессы и т.д. Приведен пример занятия с использованием мысленного эксперимента по выявлению закономерностей наследования признаков.

  • Игровой урок "Счастливый случай" по теме: "Цветковые растения" 2005

    Автор: Шумова Любовь Петровна

    Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе - все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее, без специальных усилий усваиваются новые.

  • Обобщающий урок-игра по биологии. Тема: "Органы пищеварения" 2005

    Автор: Алексеева Марина Андреевна

    В статье представлена разработка обобщающего урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы пищеварения". Урок проводится в форме игры "В гостях у телепередач". Учащиеся в ходе игры выполняют разнообразные задания следующих телепередач: "Счастливый случай", "Что? Где? Когда ", "Звездный час", "Смак", "Поле чудес", "Маски".

  • Урок-игра "Покорение вершины". Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Класс птицы" 2005

    Автор: Боярченко Виктория Николаевна

    Урок в игровой форме закрепляет знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп. Урок используется для проверки знаний по теме "Класс птицы".

  • Самостоятельная работа по биологии. Экология 2005

    Автор: Оскирко Светлана Андреевна

    Самостоятельная работа по биологии. Экология. Характерной особенностью работы современной школы является развитие самостоятельности учащихся. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, мыслить и действовать не по шаблону можно только в процессе учебной и практической деятельности. Содержание школьного курса биологии дает больше возможности для использования разнообразных самостоятельных работ учащихся. Но это совсем не значит, что ученики должны обязательно выполнять их в каждой теме по всем вопросам. Успех обучения означает не только количество выполненных самостоятельных работ, сколько их система и количество.

  • Урок по теме: "Наше питание" 2005

    Автор: Абдулхакова Елена Ивановна

    Данный урок проводится в форме путешествия не для того чтобы развлечь учащихся, а для того чтобы возбудить интерес к предмету. Этот материал можно использовать на уроках природоведения в начальных классах, при проведении факультативных занятий «Здоровый образ жизни».

  • Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка 2005

    Автор: Захарова Наталья Петровна

    Как воспитывать и развивать интерес к таинственному Миру Природы? Как научить понимать закономерности развития окружающего мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами природы, осознавать, что человек - это малая часть этого мира? Как обучить ребят на основе приемственного развития основных биологических понятий, теорий, идей? Поэтому я как учитель биологии ставлю перед собой важную проблему: "Развитие личности ребенка через формирование гармоничных взаимоотношений с природой. Познание ее закономерностей и причинно-следственных связей, опираясь на опыт и идеи ребят, создавая совершенные работы через совершенство мысли."


  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи 2005

    Автор: Шабардина Наталья Геннадьевна

    B нашей школе на протяжении уже нескольких лет успешно решается проблема формирования общих учебных умений (ОУУ). Созданы методические пособия "Камертон" для учителей и "Кристалл" для учеников, в которых содержится теоретический материал и практические рекомендации по работе над основными учебными умениями. В школе имеется программа формирования умений по каждой параллели, регулярно проводится диагностика учащихся, тренинговые и коррекционные занятия.

  • Знакомство с загадочным миром шляпочных грибов 2005

    Автор: Кудрявцева Юлия Владимировна

    На уроке дети знакомятся с загадочным миром шляпочных грибов, с историей зарождения микологии, понятием о строении и особенностях шляпочных грибов, их значением в природе и жизни человека. Показывается многообразие и особенности грибов. Учащиеся знакомятся с правилами употребления грибов в пищу, учатся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлениях грибами.

  • Урок биологии по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний" 2005

    Автор: Ишмухаметова Альбина Мунировна

    Содержание учебного материала актуально на современном этапе. Большой поток информации по данной тематике поступает через СМИ, но не все воспринимают ее с повышенным интересом. В связи с этим формы и методы выбраны с учетом доступности восприятия и побуждения интереса, для отражения связи теории с практикой (анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, самостоятельная работа учащихся).

  • Открытый урок по биологии на тему: "Нервная система рыб. Размножение и развитие рыб" 2005

    Автор: Свидченко Надежда Викторовна

    На уроке производится контроль знаний по темам: Особенности внешнего строения, Скелет, мышцы и внутреннее строение речного окуня. При этом используются разноуровневые карточки - опросники и тестовые задания на компьютере с немедленной обработкой материалов. При изучении нового материала - Нервная система рыб, Размножение и развитие рыб - используются стандартные методы и применяются компьютерные технологии (демонстрация презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point). Это способствует лучшему усвоению материала учащимися и развивает интерес к предмету.

  • Познавательное мероприятие "Цветы — живая красота Земли" 2005

    Автор: Махмутова Любовь Леонидовна

    Данное мероприятие является итоговым и завершает цикл внеклассных мероприятий и занятий кружков юннатского направления по теме "Цветоводство" (как в школе, так и во внешкольной организации в период весенних каникул); способствует развитию любви и бережного отношения к природе; экологической этики. В процессе подготовки праздника рекомендую организовать выставку "Сказочный цветник", где представлены цветочные культуры (выращенные силами детей, педагогов и родителей), экспонаты которой (по согласованию с авторами) могут быть использованы в качестве подарков активным участникам мероприятия.

  • Урок-игра "Круглый стол" по теме: "Состояние экологической обстановки в г. Новочеркасске и ее влияние на здоровье людей" 2005

    Автор: Золоторенко Екатерина Михайловна

    Урок-игра проводится в форме "круглого стола" при изучении темы "Биосфера и человек" в 11 классе. При подборке материала развиваются творческие способности учащихся. Воспитывается бережное отношение к природе и ответственность каждого за экологию города.

  • Учебный проект "Чудеса и загадки Земли" 2005

    Автор: Орлова Ольга Владимировна

    В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.


  • Игра "Счастливый случай" 2005

    Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

    Цель мероприятия: развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства прекрасного. Игра “Счастливый случай” как одна из форм массовой внеклассной работы проводится во время Недели естественных наук в школе. Художественное оформление вечера создаёт эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.

  • Урок биологии по теме: "Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных" 2005

    Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

    В данной работе представлен урок, на котором в простой и наглядной форме детям рассказывается об особенностях нервной системы позвоночных животных и ее роли в регуляции процессов жизнедеятельности. Ребят учат различать классы животных, располагать их в порядке усложнения в процессе эволюции. Методы и приёмы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

  • Урок — ролевая игра по теме "Ода картофелю" 2005

    Автор: Стреколовская Нина Николаевна

    Урок - ролевая игра по теме: "Ода картофелю". Урок проводится в форме конференции. На конференции выступают представители разных профессий, имеющих отношение к картофелю. Сценарий урока строится из выступлений учащихся согласно распределённых ролей (профессий). В течение урока ребята узнают о систематике, биологии, агротехнике выращивания и значении картофеля, различных профессиях (профориентация).

  • Урок биологии в 10-м классе (по программе Т.Н. Мягковой). Тема: "Среды жизни. Экологическая ниша" 2005

    Автор: Смирнова Юлия Владимировна

    Представленный урок позволяет расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала. В ходе урока решаются задачи по формированию мнения делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи.

  • Нестандартный урок естествознания для 5-х классов 2005

    Автор: Кабанова Людмила Петровна

    Нестандартность урока заключается в том, что к нему готовятся и участвуют все учащиеся одной параллели. Подобная форм не только позволяет удовлетворить любознательность и познавательную активность данного возраста, но и развивает коммуникативные навыки, чувство коллективизма и толерантность.

  • Межпредметные связи в курсе биологии средней школы 2005

    Автор: Орлова Людмила Петровна

    В работе показано на примере изучения темы “Пищеварение” курса “Анатомия и физиология человека” необходимость использования знаний, полученных на одних уроках, для понимания тем других уроков. Работа содержит примерное поурочное планирование темы “Пищеварение” курса “Анатомия и физиология человека” с тестами для проверки знаний, текстом произведения А.П. Чехова, используемого для формулирования основных вопросов темы, то есть, конкретный пример использования межпредметных связей в школе.

  • Обобщающий интегрированный урок: "…Oxygenium… Oxygenium…сохраните…" 2005

    Автор: Зоткина Зоя Николаевна

    Предлагаемый интегрированный урок для 8 класса включает в себя материал по химии, биологии, географии и экологии. Он разработан в соответствии с принципом интегрированного подхода к содержанию обучения. Основная цель такого урока – развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, формирование единой картины мира. Урок разработан в форме деловой игры, что позволяет создать положительный эмоциональный фон обучения.


  • Урок–путешествие "Семейство пасленовых" 2005

    Автор: Гренкова Людмила Геннадьевна

    Сегодня, когда у ребят пропал интерес к учению, когда всем надоели рядовые, скучные уроки, желание каждого учителя - развить интерес и любовь к своему предмету. Как бы не проводился урок, поток информации терминов, определений создает перегрузку. Урок-путешествие, эта нетрадиционная форма позволяет сделать урок интересным и привлекательным для ребят. Такой прием позволяет расширить рамки изучаемой темы, активизировать мыслительную деятельность школьников. Данный урок-путешествие проводится в 6-ом классе при изучении темы "Семейство пасленовых".

  • Урок биологии по теме: "Голосеменные растения в системе органического мира" 2005

    Автор: Морозова Нина Сергеевна

    Урок в первую очередь адресован тем учителям, которые работают по программе "Естествознание" и биология после "Естествознания" под редакцией профессора А. Г. Хрипковой. Однако материал (отдел голосеменные растения), общебиологические понятия (эволюция, ее направления, зависимость биологической эволюции от геологических изменений Земли, биогеоценозы), отрабатываемые на этом уроке и приемы, используемые на нем, возможно, применить на подобных уроках по любой современной программе, любого автора.

  • К вопросу об использовании опорно-логических схем при изучении жизнедеятельности организма на уроках биологии 2005

    Автор: Долгин Василий Леонидович

    Опорно-логические схемы в методике преподавания биологии используются достаточно давно. Преимущества опорно-логических схем, на наш взгляд, следующие: 1. Материал изложен компактно. 2. У учащихся формируется представление об организме животного как о едином целом, а о клетке - как о единице живого. 3. Глубоко и системно усваиваются базовые общебиологические вопросы: значение кислорода, значение пищи и т.д. 4. Опрос учащихся с помощью схем позволяет развивать их речь.

  • Урок биологии по теме: "Работа сердца". 9-й класс 2005

    Автор: Куцак Анна Потаповна

    Вопросы, обозначающие проблему: 1. Любая мышца сокращаясь, постепенно утомляется, и ей нужен отдых, чтобы восстановить работоспособность. Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? 2. Почему именно в такой последовательности сокращается сердце? 3. Почему сердце "ведет" себя по-разному? Что происходит с ним?

  • Урок по теме: "Эмоции" 2005

    Автор: Прищепа Надежда Михайловна

    Урок объяснения нового материала построен в форме устного журнала. Цель - выяснить значение эмоций в жизни человека.

  • Урок-лекция-провокация "Развитие органического мира в Мезозое" 2005

    Автор: Миниахметова Галия Дамировна

    Одной из форм нетрадиционных уроков является лекция-парадокс. Текст лекции, составленный на основном материале ранее изученных тем, содержит ошибочные сведения, которые учащиеся должны определить по ходу урока. В конце урока учитель с учениками определяют, какие были допущены ошибки, поясняют и дают правильный ответ. Такой тип урока активирует внимание и развивает аналитические навыки.

  • Урок по теме: "Работа мышц. Утомление" в 9-х классах 2005

    Автор: Диденко Любовь Васильевна

    Данный урок на основе самонаблюдений помогает учащимся серьезно подойти к вопросу о влиянии двигательной активности на здоровье человека.


  • Внеклассное мероприятие по истории и биологии по теме "Страницы истории борьбы с оспой" 2005

    Авторы: Воронова Наталья Алексеевна, Ледовская Нина Анатольевна

    Это мероприятие раскрывает страницы длительной истории борьбы с натуральной оспой - инфекционным заболеванием, уносившим жизни миллионов людей; показывает роль российской императрицы Екатерины II, английского врача Эдварда Дженнера и других в ликвидации этой страшной болезни; способствует воспитанию патриотизма и формированию основ гигиены у молодого поколения.

  • Биология и экологические проблемы. Программно-методическое сопровождение курса по выбору. 9-й класс 2005

    Автор: Слободчикова Татьяна Васильевна

    Работа адресована учителям основной школы, ведущим курсы по выбору по биологии. Содержание курсов предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния её на собственное здоровье, выполнению учащимися социально-значимых проектов, которые служат реальному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. В работе представлены простые, доступные эксперименты и наблюдения над древесными и травянистыми растениями.