Урок — ролевая игра по теме "Ода картофелю"

Разделы: Биология


Как показывает опыт, периодическое использование ролевых игр (как форм преподавания урока) способствует повышению уровня познавательной активности, самостоятельности школьников, расширению их интересов, навыков самообразования, а соответственно, знаний и практических учебно-познавательных умений. В качестве примера рекомендую разработку урока – ролевой игры по теме “Ода картофелю”. Урок проводится в 7 классе при изучении темы: ”Покрытосемянные. Семейство паслёновые”.

Цели: углубить и расширить знания учащихся по систематике, биологии, агротехнике картофеля; продолжить формирование самостоятельной познавательной активности; содействовать развитию коммуникабельных качеств у учащихся через выступления перед аудиторией; прививать уважение к сельскохозяйственным профессиям и интерес к различным видам деятельности.

Подготовка к уроку: Урок – ролевая игра – конференция. В классе заблаговременно выделяется группа, в которую входят (добровольно или по рекомендации учителя) наиболее сильные или проявляющие интерес к биологии ученики. Каждый из них за 3-4 недели до урока получает задание подготовить сообщение на тему в соответствии с полученной ролью (литература рекомендуется учителем). Решаются все вопросы, возникшие в ходе подготовки к уроку. Урок проводится под руководством учителя (или ведущего).

Оборудование:

  • таблицы с изображением картофеля и сортов картофеля.
  • таблица “Центры происхождения культурных растений”.
  • на демонстрационном столе гербарии различных сортов картофеля, выращиваемые в данной местности.
  • библиотечная подборка книг о картофеле.
  • микровыставка работ учащихся, представленная в виде планшетов.

Ход урока.

Ребята, исполняющие роли “картофеля”, “агронома”, ”селекционера”, ’’лаборанта”, ”юнната”, ”врача”, ”бригадира”, “экономиста”, “повара”, “эколога”,– сидят за отдельными столами, перед каждым табличка с указанием профессии. На доске написана тема урока, цели.

Учитель начинает урок приветствуя ребят, объявляет тему урока и цели. Говорит о том, что сегодня на уроке познакомимся с семейством паслёновых на примере картофеля – одной из наиболее важных культур сельскохозяйственного производства. На уроке – конференции присутствуют представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем.
Учитель (предлагает отгадать загадку): “Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла” (Картофель).
Так как на уроке – конференции присутствует сам “Картофель”, то он о себе и расскажет, но сначала послушаем об истории открытия картофеля. Слово Историку.
Историк: Впервые картофель открыли индейцы в горах Южной Америки. Растения имели горьковатые мучнистые ягоды на надземных побегах. Назвали их “папа”. И случилось это более 12 столетий назад на заре земледелия. Жители гор научились подмораживать “папу”, отчего она теряла горечь и приобретала сладковатый вкус. Затем клубни стали высушивать, создавая впрок запасы. Тех хватало до нового урожая.
Второе открытие совершил в 1536 году Колумб. Он и не подозревал, что подарил человечеству нечто большее, чем новый континент. В брошенном индийцами селении они искали золото, но обнаружили картошку. Великое открытие совершилось!
Далее выступление продолжает Картофель: Картофель относится к семейству паслёновых. Корневая система стержневая, слаборазвитая, стебли травянистые высотой от 50 до 100 см, листья простые непарноперистые, цветки правильные и собраны в соцветия из 2-4 завитков. Формула – Ч(5) Л(5) Т5 П1. Окраска венчика синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается вегетативным путём. Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.
    А теперь немного о своей истории: Родина картофеля - районы Чили, Перу и Боливии, откуда в XVI веке предков картофеля завезли в Европу. В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и устраивали картофельные бунты. В XVIII веке в нашей стране люди начали употреблять клубни картофеля и назвали их земляные яблоки, а в простонародье – чёртовы яблоки. В Сибири картофель появился позднее, чем в центре России. Частые неурожаи земляных культур вынуждали людей увеличивать площади посадки картофеля. Это неприхотливое в своём выращивании растение спасло в трудные годы людей от голодной смерти. Люди засаживали картофелем не только огородные земли, но и часть полевых земель. Вскоре название “чёртовы яблоки” заменили словом “картофель”. В конце XIX века картофель уже занимал тысячи га земель России. Люди называют картофель вторым хлебом. Картофель имеет огромное значение не только как продовольственная культура, но и как техническая. Так, большое количество картофеля перерабатывается на крахмал и спирт. По современным технологиям из 1 т картофеля можно получить 170 кг крахмала или 112 л спирта. Велико значение картофеля как кормовой культуры, особенно для крупного рогатого скота, свиней и птицы. На корм идут и клубни, и бурда, и картофельная ботва. Добавление в рацион картофеля повышает молочную продуктивность коров. 1 т картофеля, скормленная свиньям, даёт не менее 60 кг привеса. Т. о. роль картофеля в нашей жизни просто неоценима. И он поправу является продовольственной, технической и кормовой культурой.
Учитель: Об агротехнике выращивания картофеля расскажет Бригадир.
Бригадир: Агротехника выращивания картофеля во многом определяется её биологическими особенностями. Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание. Картофель очень светолюбив, при недостаточном освещении стебли вытягиваются, желтеют листья, что приводит к снижению продуктивности фотосинтеза, замедлению цветения и в итоге к снижению урожая. Клубни картофеля начинают прорастать при температуре 6-8 градусов. При температуре 13-15 градусов всходы появляются через 18-20 дней, а при посадке пророщенными клубнями через 10-12 дней. Эта культура требовательна к плодородию почвы.
Учитель: На нашем пришкольном участке ребята тоже сажают картофель. О его выращивании расскажут юннаты.
Юннат: Семена на посадку картофеля необходимо готовить с осени. Сначала их озеленяют на протяжении 15 дней на открытой площадке в затенённом месте. В процессе озеленения в клубнях образуется вещество – соланин, которое придаёт им устойчивость против гнилостных бактерий. Весной вскапывают землю глубиной 30 см. Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов проводят боронование граблями – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. В течение вегетативного периода почву рыхлят и удаляют сорняки. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.
Учитель: Такова агротехника выращивания картофеля на небольшом участке, а как его выращивают на больших площадях? Слово Агроному.
Агроном: Хочу дополнить некоторые особенности агротехники картофеля. Культура эта пропашная. Лучшие предшественники для неё – озимые, зернобобовые. Хорошо также выращивать картофель после капусты, огурцов, корнеплодов. Основные элементы возделывания картофеля следующие: 1) нарезка борозд, 2) механизированная посадка, 3) довсходовое боронование, 4) бороноокучивание всходов, 5) междурядное рыхление растений. Вместе с урожаем картофеля с 1 га почвы выносится 49,6 кг азота, 99 кг фосфора, 340 кг калия. Потери этих веществ нужно возместить внесением в почву минеральных и органических удобрений. Распространённые заболевания картофеля следующие: фитофтора, сухая и мокрая гниль. Самый опасный враг картофеля – колорадский жук. Для борьбы с ним используют такие препараты: валатон, дурсбан. А в борьбе с фитофторозом используют хлорокись меди и поликарбацин. Также для борьбы с этими заболеваниями используют химические, биологические, агротехнические методы. На огороде можно использовать отвар корней растения девясила. Большое значение имеет использование сортов, устойчивых к заболеваниям. Выведением таких сортов занимаются научно-исследовательские институты. У нас в Хакасии районируют такие сорта, как: Ермак улучшенный, Седов, Калпашевский, Искра, Пионер, Тулунский ранний и другие. У огородников пользуется популярностью сорт Андретта. ( Уместно попросить ребят записать сорта картофеля в тетради)
Учитель: Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.
Селекционер: Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. В своём арсенале селекционеры применяют такие методы, как: подбор исходного материала, скрещивание и искусственный отбор среди потомства. Селекция высокопродуктивных форм – это самый эффективный и наиболее выгодный экономический путь повышения продуктивности сельского хозяйства. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля, такие, как: Лорх, Смена, Столовый, Волжанин, Детско-сельский, Приекульский ранний и другие.
Учитель: Ребята, у нас на конференции присутствует Лаборант. Что он может рассказать о картофеле?
Лаборант: В комплексе приёмов, обеспечивающих получение высокого урожая, большую роль играет качество посадочного материала. Работа по контролю за ним входит в обязанности лаборанта. Семена и посевной материал должны быть качественными. Показателями качества являются: чистота посевного материала (отсутствие недоброкачественных семян и различных примесей), всхожесть (не менее 95%), выравненность (однородность по массе или размерам), влажность, энергия прорастания. Качество посевного материала во многом зависит от условий его хранения. Например, картофель должен храниться при температуре не выше 1-3 градуса и не ниже 0. А влажность должна быть 85- 90%.
Экономист: Моя профессия до недавнего времени не была популярной и известной. Но сегодня с реальным вступлением в рыночные отношения в нашу жизнь прочно входят такие экономические понятия, как: аренда, хозяйственный расчёт, себестоимость, рентабельность и другие. От правильного планирования производства зависит конечный результат труда – прибыль, а, следовательно, и повышение жизненного уровня народа, поэтому азы экономики должны, на мой взгляд, изучаться ещё в школе. Рассмотрим, например, понятие себестоимость – это денежное выражение всех затрат предприятия на производство единицы определённого вида продукции. Рентабельным (доходным) считается то хозяйство, где выручка от реализации продукции возмещает все затраты на её производство и обеспечивает, сверх того, получение чистого дохода. Из этого чистого дохода выплачивается заработная плата и расширяется производство.
Врач: Помимо того, что картофель используется широко в пищевых и технических целях, он является эффективным лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется как обволакивающее средство при язве желудка, гастритах, запорах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Именно с развитием культуры картофеля в Европе исчезла цинга. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A, K, PP. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.
Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Если питательную ценность куриного белка принять за 100%, то ценность белка пшеницы составит 65%, а белка картофеля – 85%. Ещё в картофеле содержится 0,3% сахара, 0,2% жиров, 1% клетчатки, 1,1% микроэлементов, 75% воды. 1кг клубней даёт 840 ккал. Рекомендуемая суточная доза 300-400 г. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.
(Закончив выступление, повар раздаёт рецепты блюд из картофеля).
Эколог: Трудно найти область человеческой деятельности, более близко связанную с природой, чем сельское хозяйство. Здесь используются самые разные природные ресурсы: вода, почва, растительность, животный мир, воздух. Поэтому неправильное хозяйствование наносит огромный ущерб и природе, и человеку. Теряется плодородие почв, наблюдается их эрозия, что приводит к снижению урожая в 2-3 раза и ухудшению качества продукции. Наличие в продуктах нитратов, остатков ядохимикатов оборачивается для нас негативными изменениями в организме человека, аллергическими заболеваниями. Развиваясь в тесной связи с практикой, экология способствует решению многих важных народно-хозяйственных задач: развитию защитного лесоразведения, географическому районированию, акклиматизации и селекции, разработке эффективных методов борьбы с сорняками, вредителями и болезнями, борьбе с эрозией почв, охране водных ресурсов и защите их от загрязнений.
Учитель: Заключительное слово предоставляется Краеведу.
Краевед: Хочется закончить нашу конференцию словами сибирского писателя Виктора Астафьева. В своей оде “Русскому огороду” он пишет: ”Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошка, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить более 2000 блюд – опоре нашей жизни – никакого внимания. По гривеннику всем людям труда – главным картофелеедам – собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник. Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Учитель: Вот такими замечательными словами писателя В. Астафьева о картофеле заканчивается наша конференция.
В заключительной части урока подводятся итоги.