Применение интернет-ресурсов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, дистанционное обучение, виртуальное образовательное пространство


В современных условиях развития педагогики и лингвистики базовым вопросам качественного преподавания иностранных языков в том числе и английского в рамках современной школы, выступает проблематика активного и эффективного использования возможностей сети Интернет и размещённых в ней ресурсов для образования обучающихся.

В последние годы особую силу приобретает тенденция всё более широкого использования и применения интернет-ресурсов в образовательном процессе на уроках английского языка. [1]

Большинство современных образовательных учреждений имеет электронную информационную образовательную среду, системным образом включающую в себя образовательные ресурсы, программы подготовки, я образовательные методики , которые, в своей общей совокупности, обеспечивают новое качество проведения образовательной работы ты и реализацию управленческих процессов в образовательном процессе.

В настоящее время, в рамках современной образовательной парадигмы обучения школьников английскому языку, главным фокусом образовательного процесса должна выступать коммуникативная культура общения обучающихся, включающая в себя способность участия в межкультурном взаимодействии.

И именно этот фактор является базисным элементов функционирования всей сети Интернета, ведь без общения в нём - мультинационального, многокультурного, полилингвального - Интернет превратиться в огромного размера базу данных, не востребованную никем.

Ибо именно процесс общения, включающих в себя сотни миллионов людей по всему миру, говорящих на разных языках - является огромной виртуальной моделью урока иностранного языка, на базе которого и должна создаваться современная модель реального общения.

Основная задача современного педагога состоит в создании условий для практической реализации выбора учеником как методов обучения, так и их форм, иных видов активностей на уроке для проявления своих способностей и творчества. [2]

В настоящее время Интернет, как глобальная система, даёт возможность современному педагогу взаимодействовать с обучающимися посредством социальных сетей, электронной почты, видеоконференций и мессенджеров.

Кроме того, педагог имеет возможность использовать такие интернет-ресурсы, как создание собственного сайта, как на платном, с расширенным функционалом, так и на бесплатном хостинге, информационные каталоги LookSmart, Galaxy и др, поисково-информационные системы Яндекса, Гугла, чаты и пр.

Приобретение практических навыков общения, овладение другой языковой культурой невозможно без практики живого общения с педагогом или носителем языка: в этом смысле возможности интернет-ресурсов просто незаменимы, помогая преодолеть временные и пространственные границы национальных образовательных пространств, обеспечивая каждому пользователю возможность аутентичного общения с реальным собеседников в каждом индивидуальном случае. [3]

В этом случае неизбежна и трансформация роли и места учителя, для которого в этом случае основным вектором деятельности будет вектор направления самостоятельного развития обучающегося, помощь в творческом поиске и овладении новыми технологиями образования.

Одновременно данный процесс будет предполагать и изменение ролей - теперь учитель вместо ведущей роли в образовательном процессе будет занимать роль помощника, базирующегося на принципе сотрудничества с учеником и создания совместной комфортной образовательной среды.

Данный подход неизбежно повлечёт за собой изменение традиционных форм проведения занятий: увеличение интерактивной составляющей, возрастание доля творческих и исследовательских работ, постепенных отказ от традиционных форм и методов проведения уроков.

В качестве иллюстрации рассмотрим проведение занятия по английскому языку по теме «Голоса мира» с применение ресурсов сети Интернет, в ходе которого обучающимся будет предложено с помощью Интернета закрепить навыки чтения английского текста с последующим кратким устным пересказом.

Технической базой урока послужит компьютерный класс с выходом в Интернет, CD ROM «Говорящий словарь» и https://www.rosettastone.com/.

Первая часть урока посвящена знакомству обучающихся с сайтом https://www.rosettastone.com/ и базовым принципам работы на нём.

Дальнейшее чтение английских текстов проходи в формате использования текстов сверстников из зарубежных стран на страницах данного сайта. Для этого применяется персональный компьютер с выходом в интернет.

При этом обучающейся должен понять и осознать суть текста, его содержание и посыл. Возможно работа в группах и групповое обсуждение прочитанных текстов. При возникновении проблем или затруднений обучающийся обращается к учителю.

Далее обучающийся должен будет кратко воспроизвести суть прочитанного, рассказав кто, из какой страны, написал его. При работе в группе допускается дополнение ответа другими членами группы.

После обсуждения, учитель предлагает обучающимся написать краткий рассказ на основе прочитанного и своих собственных суждений на данную тему. После чего, опубликовать его в сети Интернет посредством персонального компьютера. Домашних заданием будет считать предложение дополнить написанное в классе дома, обсудить с родителями, после чего работа по данной теме будет продолжена в классе.

В качестве второй иллюстрации рассмотрим проведение видеоконференции по теме «The Education system» с использованием видеоконференцсвязи сервиса Zoom сети Интернет.

Учителем организуется подключение учащихся их пяти англоговорящих стран: США, Австралии, Англии, Канады и Новой Зеландии. Заранее отбирается 5 обучающихся (индивидуально или в качестве спикеров от группы учеников), которые заранее подготавливают доклады на заданную тему.

Основная задача работы - развитие коммуникативных навыков общения на английском языке в режиме реального времени, помогая обучающемся обсудить тему с ровесниками из зарубежных стран, задать вопросы по теме.

Данная форма проведения занятия повысит интерес обучающихся к изучению английского языка, закрепит понимание факта о необходимости владения иностранным языком в современном мире, даст обучающимся много новой информации о культуре и традициях других стран, познакомит со сложившимися системами образования в них.

Педагогический интернет-проект Email Project также выступает современным и актуальном способом стимулирования познавательных навыков учащихся в овладении английским языком.

Ключевая особенность данного виртуального образовательного пространства заключается в создании трёх направлений, в котором могут принять участие команды - участники проекта: проект по резению проблем охраны окружающий среды в мировом масштабе, проект современной урбанистики и кибернетический проект.

В ходе работы интернациональные команды, взаимодействием между членами которых осуществляется на английском языке, подготавливают задания, генерируют отчёты, формируют статьи с входными и выходными данными на каждом этапе проекта. Итоговые работе публикуются на сайте проекта International Writing Exchange (http://www.hut.fi).

Помощь в изучении иностранного языка может оказать сайт «Виртуальная реальность» (http://www.flash.net/) - собрание лингвистических и экстралингвистических аутентичных материалов, собранных на web-сервере. Преимуществом данного виртуального образовательного ресурса является то, что он позволяет непосредственно «прикоснуться» к стране изучаемого языка, привнести её традиции и особенности в процесс изучения языка.

Кроме того, преподаватель имеет возможность экстерриториальной работы, без привязки к конкретному городу или местности: ресурс даёт возможность работать с обучающим материалом от разных людей из разных мест области изучаемого языка.

В настоящее время использование интернет-ресурсов является мощным рычагом повышения качества современного образовательного процесса, выступая эффективным способом коммуникации обучающихся с ровесниками из других стран, предоставляя возможность использования самых передовых педагогических наработок и методик в области обучения английскому языку.[4]

Интернет-ресурсы повышают мотивацию учащихся к развитию самообразовательных навыков, направленных на приобретение, анализ и адаптацию нового опыта и знаний.

Учащиеся в рамках использования интернет-ресурсов на уроках английского языка учатся работать с текстом в исследовательском формате, работать с цифровой и графической информацией, анализировать её и на её основе создавать собственные идеи, проекты, посылы.

Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность несомненно способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умению осуществлять совместную деятельность. Учащиеся с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты, узнают больше о жизни и культуре людей, чей язык они изучают.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); развивать самоконтроль обучаемых и чувство ответственности за выполненную работу; создавать возможности творческого саморазвития личности.

Литература

  1. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. М.: Айрис-пресс, 2014. 240 с.
  2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Альянс, 2016. 282 с.
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. - 267 с.
  4. Телицина Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ. - № 2. 2002. - с. 23- 35.