Конспект занятия "Я – главный хранитель своего здоровья"

Разделы: Дополнительное образование


Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фортуна».

Пояснительная записка

Занятие по теме «Я – главный хранитель своего здоровья» проводится для учащихся второго года обучения в рамках раздела «Общая физическая подготовка» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фортуна» (эстрадно-цирковое искусство) и представляет собой итоговое занятие, на котором систематизируются знания и умения.

Программа «Фортуна» разработана согласно Концепции модернизации российского образования и реализует модифицированный подход к обучению детей без ярко выраженных способностей к цирковой деятельности.

Программа направлена на воспитание у учащихся ответственности за собственное здоровье и формирование принципов здорового образа жизни, создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации, адаптации к жизни в обществе; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и развитие творческих способностей детей.

Общеразвивающая образовательная программа «Фортуна» относится к художественной направленности и рассчитана на три года обучения. В объединение принимаются дети 7-14 лет без нарушений координации и физического здоровья. Спецификой набора детей в эстрадно-цирковое объединение является отсутствие возрастных ограничений по годам обучения. Это связано с постановкой номеров разного жанра.

Цель занятия: формирование у учащихся ответственности за своё здоровье.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с термином «здоровье» и его составляющими;
  • познакомить с музыкальными жанрами разных континентов;
  • научить проведению тестирования функционального состояния организма с помощью измерения пульса.

Личностные:

  • развивать положительную мотивацию к творческой активности учащихся;
  • развивать выносливость, прыгучесть, координацию, умение ориентироваться в пространстве;
  • способствовать формированию у учащихся способности образного мышления и творческого воображения.

Метапредметные:

  • формировать чувство ответственности за собственное здоровье.
  • формировать чувство товарищества, ответственности в группе, четкости выполнения своей конкретной задачи для достижения общей цели.

Методы:

  • словесные (рассказ, беседа, вопрос, анализ);
  • стимулирование интереса (рассказ, проблемная ситуация, соревнование);
  • наглядные (мультимедийная презентация);
  • самостоятельная творческая деятельность;
  • проблемные (свобода творчества, деятельность в группе и самостоятельно, выбор действия, его способ);
  • создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).

Современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества.

ИКТ технологии: демонстрация мультимедийной презентации.

Здоровьесберегающие технологии: соблюдение правил ТБ поведения на занятии, организация учебного процесса с учетом постепенно возрастающих нагрузок и с учетом анатомии и физиологии учащихся, релаксация.

Изучение темы позволит развить у учащихся следующие компетенции:

  • Социальные: умение взаимодействовать в группе, коллективе, умение нести ответственность за партнёров и общее дело, умение договариваться.
  • Личностные: способность преодолеть себя, выработка силы воли и духа, способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу.
  • Профессиональные: умение применять полученные знания, навыки и личный опыт в творческом процессе.

Методический, дидактический материал:

  • Индивидуальные карточки для записи показаний пульса,
  • магнитная доска с изображением символического дерева, крона по вертикали разделена пополам
  • цветные листья с факторами психического здоровья,
  • презентация (самостоятельно составленная),
  • нарезка из музыкальных композиций разных стран и континентов.

Оборудование, ТСО: гимнастические маты, скакалки, хула-хупы, ПК, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.


Ход занятия

I. Организационный момент (3 мин.)

1. Приветствие

Педагог: Добрый день! Сегодня у нас занятие нестандартное. И я начну его с неожиданного для вас вопроса: Какого будущего вы себе хотите?
Итак, каждый из вас представляет себя состоявшимся успешным человеком. И это здорово! А что вам потребуется для достижения того, что вы описали?
Я соглашусь с вами: нужна цель, трудолюбие, настойчивость, умение добиваться поставленной цели.
Конечно, придётся преодолеть много трудностей на жизненном пути, а для этого нужно крепкое здоровье. Мы с вами на каждом занятии, в связи со спецификой нашего искусства, занимаемся укреплением здоровья и много знаем об этом.
Сегодня мы систематизируем наши знания о сохранении и укреплении здоровья и ответим на вопрос: Кто же главный хранитель своего здоровья?
Это и будет темой нашего занятия.

Учащиеся строятся в линию. Здороваются с педагогом. Отвечают
на вопросы.
Перечисляют и предлагают версии успешной жизни

1.2.Самонастрой и самомотивация учащихся на занятие

Педагог:

Жить как можно дольше века -
Вот призванье человека!
Тело, разум и здоровье –
Вот для счастья условья!
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води.
Среди них тихоня лень,
И борьба с ней каждый день!

 

II. Основная часть (39 мин.)

2.1. Введение в тему

Педагог:
Борьбу с ленью мы с вами ведём на каждом занятии, и сегодняшнее – не исключение. Перед тем, как состоится серьёзный разговор о сохранении здоровья, проведём обязательную разминку. Это будет увлекательное путешествие по музыкальным жанрам разных континентов и стран. Только обязательно будем помнить о правилах техники безопасности:
соблюдать интервалы,
выполнять элементы по правилам,
уметь себя подстраховать, особенно, в момент неожиданно плохого самочувствия,
быть готовым подстраховать партнёров (приложение №1).

Учащиеся выполняют упражнения

Методические рекомендации: педагог следит за четким ритмичным выполнением элементов под музыку из музыкальных композиций стран разных континентов, акцентирует внимание учащихся на исполнении танцевальных движений в характере музыки.

2.2. Основной материал

Педагог: Итак, мы достаточно размялись и теперь начнём серьёзный разговор о сохранении здоровья. Думаю, вам не трудно будет ответить на основной вопрос нашего занятия: Кто же является главным хранителем собственного здоровья?
Конечно, это сам человек.
Чтобы четко знать, как сохранять здоровье, давайте уточним, что же следует понимать под термином «здоровье».
Термин «здоровье» – многогранен. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение здоровья прописано в Преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке в 1946 году, который подписали представители 61-й страны. В силу этот документ вступил в 1948 году. С 1948 года определение здоровья не менялось. Не меняется и отношение мирового сообщества к сохранению здоровья. Ведь здоровье отдельного человека – это здоровье нации.

 Ответы детей.

 

 

 Демонстрируются слайды презентации.

Педагог: Итак, здоровье состоит из физического, психического и социального.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем.
Основным фактором физического здоровья является образ жизни человека. Конечно, это здоровый образ жизни:
оптимальное соотношение труда и отдыха,
отсутствие вредных привычек,
сбалансированное питание,
физическая активность и др.

 

Педагог: Проверим на себе функциональное состояние нашего организма с помощью прыжков на скакалке. Вы самостоятельно проведете тест-контроль времени восстановления после физической нагрузки (приложение № 2). Эту работу мы с вами проводили не один раз.
Запишите в карточке показатель частоты своего пульса в покое. Посчитаем за 10 секунд и умножим на 6.
Прыгаем минуту, со скоростью 70 оборотов в минуту. И сразу после нагрузки измеряем пульс и записываем в свою таблицу.
Теперь даем возможность отдохнуть себе несколько минут, для определения скорости восстановления.

Детям раздаются ручки и карточки с таблицами для фиксации показателей пульса.
Выполняют прыжки на скакалке.

Педагог: А я пока рассказажу вам о пользе прыжков со скакалкой.
Такая простая детская забава – прыжки со скакалкой – одна из лучших видов кардионагрузки. Всего 10 минут прыжков через скакалку заменяют бег на полтора километра или 3 километра езды на велосипеде. Ещё одно преимущество прыжков в том, что 80% нагрузки приходится на бедра, икры, живот, спину. Конечно, результаты нашего тестирования будут приблизительные. Но это всё равно позволит оценить ваше функциональное состояние, и узнать, насколько вы тренированы.
К измерению пульса вернёмся чуть позже, а сейчас продолжим разговор о составляющих здоровья. Физическое здоровье мы рассмотрели.

 

Педагог:
Вторая составляющая здоровья – это психическое здоровье. По определению ВОЗ – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Психическое здоровье – не менее важный, в сравнении с физическим здоровьем, компонент. Порой именно крепкое психическое здоровье позволяет решать проблемы физического.
Пришло время вернуться к тестированию функционального состояния.

Демонстрируются слайды презентации

Педагог: Давайте посмотрим, какие значения пульса у вас были в покое и сразу после нагрузки?
Теперь можно посчитать пульс для контроля восстановления.
Для комментария:
пульс покоя
60-70 - отлично,
70-80 - посредственно,
выше 80 - плохо.
Нагрузка:
120-140 - отлично,
140-160 - хорошо,
160-180 - посредственно,
180-200 - плохо.
Через 10 мин пульс должен вернуться к начальному значению.
Вот такой несложный тест для контроля физического состояния позволит вам своевременно реагировать на степень своей тренированности, и поддержания в тонусе.

 

2.3. Эстафета

 

Педагог: Возвращаемся к определению психического здоровья. Вы, вероятно, обратили внимание на необычное дерево. На нем нет листьев. Дерево это символизирует психическое здоровье. И сейчас именно вы поможете ему обрести крону, украсить листьями, которые символизируют определенные факторы психического здоровья.
Для этого проведем эстафету. Делимся на две команды.
Условия эстафеты: Каждый участник команды добегает до тумбы, на которой лежат разноцветные листья с факторами психического здоровья, выбирает лист и прикрепляет его к кроне дерева на половине своей команды.

Проводится эстафета

На листьях написаны факторы психического здоровья:
наличие интереса к себе,
способность к самоконтролю и самоуправлению,
способность составлять планы на будущее и реализовывать их,
умение реально, критично оценивать себя,
способность подстраиваться под окружающую действительность,
умение выстраивать отношения с окружающими,
понимание и приятие этических норм,
эмоциональная устойчивость.

 

Общие методические рекомендации: после эстафеты педагог даёт комментарий по цветовому выбору детей, что характеризует настроение на занятии (приложение № 3). Затем разбор факторов.

Педагог: И нам осталось разобраться с социальным здоровьем. Это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Не будем углубляться в этот вопрос, ведь нам важно, кто же отвечает за выстраивание отношений. Конечно, это сам человек. Именно он главный хранитель своего здоровья, а от этого зависит его успешное будущее.

 

2.4. Практическая творческая работа

 

Педагог: Сейчас вам предстоит показать своё умение существовать в социуме, проявить творческий потенциал, показать умение импровизировать, стать успешными в поставленной задаче.
Будет батл! А батл – это битва, состязание, соревнование. Впервые батлы начали использоваться рэперы США. Они читали свои произведения на улицах, но такие мирные «битвы» оказались настолько продуктивными, что вошли прочно в различные сферы нашей жизни. Ваша задача - выходить в круг парами и соревноваться. Можете использовать хулахупы, скакалки и любые, освоенные вами элементы. Батл ведь цирковой!

Звучит музыка, дети попарно импровизируют, используя акробатические элементы, трюки с использованием хулахупов, скакалок

2.5. Рефлексия

Дети делятся впечатлениями от батла. Педагог даёт комментарии, стимулирует самоанализ детей.

III. Заключительная часть (3 мин.)

3.1. Подведение итогов и поощрение детей

Педагог с учащимися делятся своими впечатлениями от занятия.
Педагог подводит итог занятию, поощряет лучших учащихся, высказываются пожелания для тех, у кого не все получилось, задания для домашних занятий.

Высказывают свои впечатления, пожелания.

3.2. Завершающий этап

 

Приведение рабочих мест и кабинета в порядок.
Заполнение журнала.

 

Литература

1. Кожевников С.В. Акробатика. - М., 1984.

2. Коренберг В.Б. Внимание деталям. - М., 1972.

3. Кузнецов У.М. Цирк. - М. 1971.

4. Местечкин М. В театре и в цирке. - М.: «Искусство», 1976.

5. Базыма Б.А. Цвет и психика. - Харьков, 2001.

6. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. - М.: «Гиппо», 2003.