Театрализация как составляющая технологии арт-терапии в условиях реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки

Разделы: Музыка, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: музыка, театрализация, системно-деятельностный подход, сказкотерапия, арт-терапия, драмотерапия , фольклорная терапия


«Цель образования - развитие личности учащегося
на основе освоения универсальных способов деятельности».
Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний. Телевидение, интернет, печатная продукция – все это предлагает огромный объём информации, который требует новых способов её освоения.

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Изучение и использование учителем музыки основ различных видов арт-терапии с элементами театрализации являются важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности предмета в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Я хочу предложить вам вспомнить об Арт-терапевтической технологии, которая дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика.

Оговорюсь, я применяю арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом арт-терапевтические упражнения не являются обязательными. Я использую различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, музыкальная терапия (слушание музыки, вокальная и дыхательная), танцевально-двигательная терапия, цветотерапия, а также интегрированные с музыкой театральные виды арт-терапии, а именно, фольклорная терапия, сказкотерапия и драматерапия.

В практике преподавания музыки в школе арт-терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем арт-терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на уроках музыки могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт-терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально-творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.

Хотя понятие «арт-терапия» появилось лишь в середине прошлого века, целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времен. У разных племен и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов.

Некоторые из них дошли до нас через тысячелетия, например, в шаманских обрядах. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Самая древняя притча, связанная с музыкотерапией, представлена в Ветхом Завете. Давид, одухотворенно играя на псалтире (разновидность гуслей), излечивал от уныния и плохих мыслей.

В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина, М.Л.Лазарева и др., в многочисленных публикациях Т.Баклановой, а также в учебниках и учебных пособиях Д.Б.Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.Шмагиной, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.А.Безбородовой, Е.В.Николаевой для студентов музыкально-педагогических факультетов вузов. Это, прежде всего, методика слушания музыки, разговор о музыкальных художественных образах. Известно, что наиболее важные мысли и переживания ребёнка, прежде всего, проявляются в виде образов. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него — на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему её духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых во временных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребёнка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современной школой.

Фольклорная терапия, автор методики - Л.Д.Назарова. Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик. Традиционные свойства фольклора — коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность — открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.

Детский фольклор всегда помогает детям расти здоровыми (пестушки), веселыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.

Как составляющая арт-терапиии – это сказкотерапия, авторы направления И.В.Бачков, Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов и другие.

Музыкальная терапия смыкается со сказкотерапией, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.

Мы знаем, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несёт в себе культуру создавшего её этноса, а следовательно — национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения. Психолого-педагогический потенциал сказок, по мнению Т.Д.Зинкевич, состоит в возможности развития личности ребёнка и определяется следующими её особенностями:

- в сказках нет дидактики, нравоучений, определённости места и времени действия;

- сказка — это кладезь мудрости, образец метафоричности языка и образного восприятия мира;

- сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложных ситуаций, как побеждать зло.

В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Сказки с хорошим концом дают ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпадают на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по «заслугам». А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно будет вознаграждён. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе. Сказкам свойственны тайны и волшебство. Волшебная сказка, как живой организм. В ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка к сопереживанию и сочувствию. Использование на уроках музыки в области сказкотерапии, предусмотрено на уроках музыки.

Драмотерапия. Известны работы о терапии творческого самовыражения М.Е.Бурно. Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии и адаптированные к работе с обычными детьми, могут быть успешно использованы в музыкально-образовательном процессе в школе при инсценировании песен и постановке музыкальных спектаклей.

Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение учителем различных ролей между учащимися при инсценировании песни или постановке музыкального спектакля. Поскольку в музыкально-сценической деятельности у ребенка обычно происходит идентификация самого себя с исполняемым им сценическим персонажем. Учитель, работая с учеником над ролью, имеет возможность «высвечивать» положительные качества личности ребенка и нивелировать его негативные личностные качества и состояния, например, повышенную агрессивность, замкнутость, завышенную или заниженную самооценку и др. Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого-педагогических условий для «выплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально-сценического творчества.

Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Это даёт ребёнку возможность для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счёте, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, изучение и использование учителем музыки основ различных видов арт-терапии с элементами театрализации являются важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности предмета в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в общеобразовательной школе.