Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников беседа на тему «Как выращивают хлеб – символ мира и дружбы»

12.12.2025

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба - национального богатства нашей страны.

Задачи:

  • формировать представление о процессе выращивания хлеба;
  • дать представление о том, как хлеб «попадает» к нам на стол;
  • обратить внимание детей на труд людей, выращивающих хлеб, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • активизировать словарь детей новыми словами: агроном, хлебороб, комбайнёр, комбайн, хлебное поле и др.
  • знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
  • закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
  • закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
  • воспитывать в детях чувство уважения к людям, выращивающим и создающим хлеб, к людям трудовых профессий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение разгадывать загадки, проговаривать скороговорки и чистоговорки.

Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Материал: картинки, плакаты, мука, хлеб пшеничный и ржаной, мучные изделия.

Предварительная работа

  • Беседа. Выразительное чтение наизусть стихотворения Льва Кузьмина «Каравай», чтение стихотворения Гашам ИСА-ЗАДЕ «Хлеб», С.Погорельского «Слава тем, кто хлеб растил!»
  • Чтение отрывка из произведения А.Мусатова «Вот какой каравай»; «Кто в поле главный», чтение стихов Я.Акима «Пшеница», Льва Квитко «Чудо», И.Токмакова «Хлеб», Я.Дягутите «Руки человека»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • заучивание пословиц.

Рассказы о хлебе для детей:

  • Э.Шим «Хлеб растет».
  • К.Ушинский «Хлеб».
  • И.Ревю «Ароматный хлеб».
  • К.Паустовский «Теплый хлеб».
  • И.Сенченко «Хлеб святой».
  • А.Ремизов «хлебный голос».

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о хлебе.

Хлеб – национальное богатство страны, наше достояние, потому что в него вложен труд очень многих людей. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, поцеловав, попросить прощение.

«Хлеб – дар Божий», - говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Неслучайно, в старину сложились такие пословицы о хлебе, которые дошли до нашего времени. Давайте их вспомним:

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлеб да вода - богатырская еда.
  • Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
  • Хлеб кушай, добрых людей слушай.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Будет хлеб - будет и песня.
  • Много свету – много хлеба.
  • Что смелешь, то и съешь.
  • Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
  • Хлеба надо брать столько, сколько съешь.
  • Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе.
  • Не хвастай, когда в поле едешь, а хвастай, когда с поля едешь.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.

В наше время мы даже не можем себе представить, как есть еду без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать пирожки и пироги, сушки, печенье, баранки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, из муки. А что такое мука? Из чего ее получают?

(Ответы детей)

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу и рожь, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Кстати из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи – ржаную муку. Вырастить хлеб - тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами - разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй, и одновременно боронуют, то есть рыхлят землю, чтобы не было комков. Борона - это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё проходили воздух, влага и тепло.

Ранней весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит техника и люди. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Теперь можно начинать сеять. К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Через некоторое время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепли, набрались жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает жёлто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. Говорят: «Поспела золотая пшеница! Пшеница взошла». Начинается жатва.

Физкультминутка

Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчём, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони - пшеничные зёрна. Так делает и комбайн: аккуратно срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, то есть обмолачивает колоски, после по специальному длинному рукаву высыпает их в грузовики, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра на хлебное поле и после везут зерно на ток. Это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Здесь, на приёмных пунктах, зерно взвешивают, определяют качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.

Ребёнок:

«Мы посеяли зерно»

Весной давно мы посеяли зерно.
Прорастут ростки,
Скоро будут колоски.
А придет пора,
Выйдут в поле трактора.
Уберем урожай,
Испечем каравай

Воспитатель: После чего часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству и везут его на элеваторы - специальные сооружения для хранения зерна.

В элеваторе зерно может храниться даже несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Тогда из элеватора зерно поступает на мукомольные заводы или мельницы. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Ни одно зёрнышко не пропадает.

Потом муку отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - так гласит русская народная пословица, то есть хочешь калачей, пирожков – трудись!

Хлебных зерновых культур в природе встречается довольно много, но самые питательные для человека является рожь и пшеница. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из которой делают белый хлеб, булки, пирожки, баранки, различное печенье, сушки и другие мучные изделия. Из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. В ржаном хлебе на 30% больше калия и на 50% — магния, чем в белом хлебе.



Пальчиковая физкультминутка

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины, учебные и медицинские учреждения, чтобы люди могли отведать вкусный свежий хлеб.

Хлеб надо беречь.

Воспитатель: Хочу проверить, как вы внимательно слушали.

Ответьте на вопросы: В наше время на помощь земледельцам пришла техника.

  1. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете?
  2. Какие машины помогают в уборке хлеба?

Ответы детей: На полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и загружают его в грузовые машины. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить и убрать хороший урожай зерна?

Ответы детей: пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Вопросы и ответы:

  1. Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
  2. Где мелют зерно? (на мукомольне или мельницах)
  3. Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)

Воспитатель: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. И в наше время он сохранился.

Гостей на Руси всегда окружали почётом и уважением.

Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением. Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства оберегать от злых сил.

А «ломание» хлеба — это один из самых распространенных жестов примирения. У славян был обычай, по которому люди, которые вместе переломили хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Ещё нужно помнить, что хлеб — это пища, которая объединяет людей. Хлеб был символом мира и дружбы между народами. На праздничном столе ему отводилось особое место, всегда дорогих гостей встречали караваем с солью.


Подведём итог нашей беседы

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как окажется у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу.

Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины?

Ответ детей: Хлеборобы, агрономы.

Хлеборобы трудятся в поле с самого раннего утра и до поздней ночи, они засевают поле зерном, а потом убирают поле до последнего колоска. Труд этих людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания.

Воспитатель: Труженики полей пользуются большим уважением. «Труд земледельца велик и почётен». Нужно уважать труд людей, создающих хлеб.

Ребёнок:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: А вы знаете, что 16 октября отмечается Международный День хлеба, основанный по инициативе Всемирного союза пекарей и пекарей-кондитеров в 2006г. Это праздник самого важного на нашей планете продукта, который в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов. Для нашей страны хлеб - это самое ценное национальное богатство. Только представьте: в мире существуют тысячи разных рецептов хлеба.

Ещё интересный факт: каждый день в мире люди съедают около 9 миллионов буханок хлеба, половина из которых идёт на приготовление бутербродов.

Хлеб нужно беречь!

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай
По кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад.
Чтоб дела пошли на лад!

Конец занятия.

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба - национального богатства нашей страны.

Задачи:

  • формировать представление о процессе выращивания хлеба;
  • дать представление о том, как хлеб «попадает» к нам на стол;
  • обратить внимание детей на труд людей, выращивающих хлеб, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • активизировать словарь детей новыми словами: агроном, хлебороб, комбайнёр, комбайн, хлебное поле и др.
  • знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
  • закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
  • закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
  • воспитывать в детях чувство уважения к людям, выращивающим и создающим хлеб, к людям трудовых профессий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение разгадывать загадки, проговаривать скороговорки и чистоговорки.

Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Материал: картинки, плакаты, мука, хлеб пшеничный и ржаной, мучные изделия.

Предварительная работа

  • Беседа. Выразительное чтение наизусть стихотворения Льва Кузьмина «Каравай», чтение стихотворения Гашам ИСА-ЗАДЕ «Хлеб», С.Погорельского «Слава тем, кто хлеб растил!»
  • Чтение отрывка из произведения А.Мусатова «Вот какой каравай»; «Кто в поле главный», чтение стихов Я.Акима «Пшеница», Льва Квитко «Чудо», И.Токмакова «Хлеб», Я.Дягутите «Руки человека»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • заучивание пословиц.

Рассказы о хлебе для детей:

  • Э.Шим «Хлеб растет».
  • К.Ушинский «Хлеб».
  • И.Ревю «Ароматный хлеб».
  • К.Паустовский «Теплый хлеб».
  • И.Сенченко «Хлеб святой».
  • А.Ремизов «хлебный голос».

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о хлебе.

Хлеб – национальное богатство страны, наше достояние, потому что в него вложен труд очень многих людей. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, поцеловав, попросить прощение.

«Хлеб – дар Божий», - говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Неслучайно, в старину сложились такие пословицы о хлебе, которые дошли до нашего времени. Давайте их вспомним:

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлеб да вода - богатырская еда.
  • Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
  • Хлеб кушай, добрых людей слушай.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Будет хлеб - будет и песня.
  • Много свету – много хлеба.
  • Что смелешь, то и съешь.
  • Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
  • Хлеба надо брать столько, сколько съешь.
  • Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе.
  • Не хвастай, когда в поле едешь, а хвастай, когда с поля едешь.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.

В наше время мы даже не можем себе представить, как есть еду без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать пирожки и пироги, сушки, печенье, баранки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, из муки. А что такое мука? Из чего ее получают?

(Ответы детей)

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу и рожь, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Кстати из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи – ржаную муку. Вырастить хлеб - тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами - разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй, и одновременно боронуют, то есть рыхлят землю, чтобы не было комков. Борона - это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё проходили воздух, влага и тепло.

Ранней весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит техника и люди. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Теперь можно начинать сеять. К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Через некоторое время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепли, набрались жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает жёлто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. Говорят: «Поспела золотая пшеница! Пшеница взошла». Начинается жатва.

Физкультминутка

Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчём, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони - пшеничные зёрна. Так делает и комбайн: аккуратно срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, то есть обмолачивает колоски, после по специальному длинному рукаву высыпает их в грузовики, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра на хлебное поле и после везут зерно на ток. Это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Здесь, на приёмных пунктах, зерно взвешивают, определяют качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.

Ребёнок:

«Мы посеяли зерно»

Весной давно мы посеяли зерно.
Прорастут ростки,
Скоро будут колоски.
А придет пора,
Выйдут в поле трактора.
Уберем урожай,
Испечем каравай

Воспитатель: После чего часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству и везут его на элеваторы - специальные сооружения для хранения зерна.

В элеваторе зерно может храниться даже несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Тогда из элеватора зерно поступает на мукомольные заводы или мельницы. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Ни одно зёрнышко не пропадает.

Потом муку отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - так гласит русская народная пословица, то есть хочешь калачей, пирожков – трудись!

Хлебных зерновых культур в природе встречается довольно много, но самые питательные для человека является рожь и пшеница. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из которой делают белый хлеб, булки, пирожки, баранки, различное печенье, сушки и другие мучные изделия. Из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. В ржаном хлебе на 30% больше калия и на 50% — магния, чем в белом хлебе.



Пальчиковая физкультминутка

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины, учебные и медицинские учреждения, чтобы люди могли отведать вкусный свежий хлеб.

Хлеб надо беречь.

Воспитатель: Хочу проверить, как вы внимательно слушали.

Ответьте на вопросы: В наше время на помощь земледельцам пришла техника.

  1. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете?
  2. Какие машины помогают в уборке хлеба?

Ответы детей: На полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и загружают его в грузовые машины. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить и убрать хороший урожай зерна?

Ответы детей: пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Вопросы и ответы:

  1. Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
  2. Где мелют зерно? (на мукомольне или мельницах)
  3. Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)

Воспитатель: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. И в наше время он сохранился.

Гостей на Руси всегда окружали почётом и уважением.

Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением. Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства оберегать от злых сил.

А «ломание» хлеба — это один из самых распространенных жестов примирения. У славян был обычай, по которому люди, которые вместе переломили хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Ещё нужно помнить, что хлеб — это пища, которая объединяет людей. Хлеб был символом мира и дружбы между народами. На праздничном столе ему отводилось особое место, всегда дорогих гостей встречали караваем с солью.


Подведём итог нашей беседы

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как окажется у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу.

Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины?

Ответ детей: Хлеборобы, агрономы.

Хлеборобы трудятся в поле с самого раннего утра и до поздней ночи, они засевают поле зерном, а потом убирают поле до последнего колоска. Труд этих людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания.

Воспитатель: Труженики полей пользуются большим уважением. «Труд земледельца велик и почётен». Нужно уважать труд людей, создающих хлеб.

Ребёнок:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: А вы знаете, что 16 октября отмечается Международный День хлеба, основанный по инициативе Всемирного союза пекарей и пекарей-кондитеров в 2006г. Это праздник самого важного на нашей планете продукта, который в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов. Для нашей страны хлеб - это самое ценное национальное богатство. Только представьте: в мире существуют тысячи разных рецептов хлеба.

Ещё интересный факт: каждый день в мире люди съедают около 9 миллионов буханок хлеба, половина из которых идёт на приготовление бутербродов.

Хлеб нужно беречь!

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай
По кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад.
Чтоб дела пошли на лад!

Конец занятия.

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба - национального богатства нашей страны.

Задачи:

  • формировать представление о процессе выращивания хлеба;
  • дать представление о том, как хлеб «попадает» к нам на стол;
  • обратить внимание детей на труд людей, выращивающих хлеб, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • активизировать словарь детей новыми словами: агроном, хлебороб, комбайнёр, комбайн, хлебное поле и др.
  • знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
  • закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
  • закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
  • воспитывать в детях чувство уважения к людям, выращивающим и создающим хлеб, к людям трудовых профессий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение разгадывать загадки, проговаривать скороговорки и чистоговорки.

Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Материал: картинки, плакаты, мука, хлеб пшеничный и ржаной, мучные изделия.

Предварительная работа

  • Беседа. Выразительное чтение наизусть стихотворения Льва Кузьмина «Каравай», чтение стихотворения Гашам ИСА-ЗАДЕ «Хлеб», С.Погорельского «Слава тем, кто хлеб растил!»
  • Чтение отрывка из произведения А.Мусатова «Вот какой каравай»; «Кто в поле главный», чтение стихов Я.Акима «Пшеница», Льва Квитко «Чудо», И.Токмакова «Хлеб», Я.Дягутите «Руки человека»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • заучивание пословиц.

Рассказы о хлебе для детей:

  • Э.Шим «Хлеб растет».
  • К.Ушинский «Хлеб».
  • И.Ревю «Ароматный хлеб».
  • К.Паустовский «Теплый хлеб».
  • И.Сенченко «Хлеб святой».
  • А.Ремизов «хлебный голос».

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о хлебе.

Хлеб – национальное богатство страны, наше достояние, потому что в него вложен труд очень многих людей. Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб! По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, поцеловав, попросить прощение.

«Хлеб – дар Божий», - говорили люди. Они считали хлеб главным богатством. Неслучайно, в старину сложились такие пословицы о хлебе, которые дошли до нашего времени. Давайте их вспомним:

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлеб да вода - богатырская еда.
  • Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
  • Хлеб кушай, добрых людей слушай.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Будет хлеб - будет и песня.
  • Много свету – много хлеба.
  • Что смелешь, то и съешь.
  • Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
  • Хлеба надо брать столько, сколько съешь.
  • Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе.
  • Не хвастай, когда в поле едешь, а хвастай, когда с поля едешь.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.

В наше время мы даже не можем себе представить, как есть еду без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать пирожки и пироги, сушки, печенье, баранки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, из муки. А что такое мука? Из чего ее получают?

(Ответы детей)

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу и рожь, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Кстати из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи – ржаную муку. Вырастить хлеб - тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами - разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй, и одновременно боронуют, то есть рыхлят землю, чтобы не было комков. Борона - это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё проходили воздух, влага и тепло.

Ранней весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит техника и люди. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Теперь можно начинать сеять. К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Через некоторое время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепли, набрались жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает жёлто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. Говорят: «Поспела золотая пшеница! Пшеница взошла». Начинается жатва.

Физкультминутка

Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчём, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони - пшеничные зёрна. Так делает и комбайн: аккуратно срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, то есть обмолачивает колоски, после по специальному длинному рукаву высыпает их в грузовики, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра на хлебное поле и после везут зерно на ток. Это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Здесь, на приёмных пунктах, зерно взвешивают, определяют качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.

Ребёнок:

«Мы посеяли зерно»

Весной давно мы посеяли зерно.
Прорастут ростки,
Скоро будут колоски.
А придет пора,
Выйдут в поле трактора.
Уберем урожай,
Испечем каравай

Воспитатель: После чего часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству и везут его на элеваторы - специальные сооружения для хранения зерна.

В элеваторе зерно может храниться даже несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Тогда из элеватора зерно поступает на мукомольные заводы или мельницы. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Ни одно зёрнышко не пропадает.

Потом муку отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - так гласит русская народная пословица, то есть хочешь калачей, пирожков – трудись!

Хлебных зерновых культур в природе встречается довольно много, но самые питательные для человека является рожь и пшеница. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из которой делают белый хлеб, булки, пирожки, баранки, различное печенье, сушки и другие мучные изделия. Из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб. В ржаном хлебе на 30% больше калия и на 50% — магния, чем в белом хлебе.



Пальчиковая физкультминутка

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины, учебные и медицинские учреждения, чтобы люди могли отведать вкусный свежий хлеб.

Хлеб надо беречь.

Воспитатель: Хочу проверить, как вы внимательно слушали.

Ответьте на вопросы: В наше время на помощь земледельцам пришла техника.

  1. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете?
  2. Какие машины помогают в уборке хлеба?

Ответы детей: На полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и загружают его в грузовые машины. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить и убрать хороший урожай зерна?

Ответы детей: пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Вопросы и ответы:

  1. Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
  2. Где мелют зерно? (на мукомольне или мельницах)
  3. Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)

Воспитатель: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. И в наше время он сохранился.

Гостей на Руси всегда окружали почётом и уважением.

Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением. Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства оберегать от злых сил.

А «ломание» хлеба — это один из самых распространенных жестов примирения. У славян был обычай, по которому люди, которые вместе переломили хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Ещё нужно помнить, что хлеб — это пища, которая объединяет людей. Хлеб был символом мира и дружбы между народами. На праздничном столе ему отводилось особое место, всегда дорогих гостей встречали караваем с солью.


Подведём итог нашей беседы

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как окажется у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу.

Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины?

Ответ детей: Хлеборобы, агрономы.

Хлеборобы трудятся в поле с самого раннего утра и до поздней ночи, они засевают поле зерном, а потом убирают поле до последнего колоска. Труд этих людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания.

Воспитатель: Труженики полей пользуются большим уважением. «Труд земледельца велик и почётен». Нужно уважать труд людей, создающих хлеб.

Ребёнок:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: А вы знаете, что 16 октября отмечается Международный День хлеба, основанный по инициативе Всемирного союза пекарей и пекарей-кондитеров в 2006г. Это праздник самого важного на нашей планете продукта, который в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов. Для нашей страны хлеб - это самое ценное национальное богатство. Только представьте: в мире существуют тысячи разных рецептов хлеба.

Ещё интересный факт: каждый день в мире люди съедают около 9 миллионов буханок хлеба, половина из которых идёт на приготовление бутербродов.

Хлеб нужно беречь!

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай
По кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад.
Чтоб дела пошли на лад!

Конец занятия.


aid: 710644