Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти и воображения детей
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Дидактические игры на уроках литературного чтения — это мощный инструмент для повышения мотивации, развития речи, памяти и внимания, который помогает сделать обучение увлекательным. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Виды дидактических игр. По характеру педагогического процесса выделяются игры:
- обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные.
Условия, необходимые для организации и проведения дидактических игр:
- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- сочетание занимательности и обучения;
- наличие средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Игры на уроках литературного чтения. Дидактические игры можно использовать на различных этапах работы на уроке.
1. Организационный этап урока
Игровой приём «Сигнал - «Три!». Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.
2. Игры на этапе оперативного контроля
Игровой приём «ДА, НЕТ». Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы:
- в письменном виде;
- на карточках;
- на доске;
- на слайде;
- учитель зачитывает вслух; и т.д.
Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.
3. Этап подготовки к восприятию произведения
Игра «Шифровка»
Расшифруйте название произведения
1 |
2 |
3 |
4 |
|
А |
К |
Ш |
И |
А |
Б |
Ж |
А |
Д |
К |
В |
Н |
О |
У |
П |
Г |
З |
Л |
Ч |
А |
А4 А1 В3 Г2 Б2
Ответ: «Акула»
«Угадай автора». Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.
КТО ЭТО?
- Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н.Толстой);
- Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).
«Шифровка». Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке.
20, 16, 13, 19, 20, 16, 11. Толстой
«Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Ветер на море гуляет
И кораблик ………подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых ………..парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике ……….толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят …….наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою ……..заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать ……..велят.
«Поймай ошибку»
Цель: Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.
Игровое действие. В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
“Узнай сказку”
1. По опорным словам, определи название сказки.
- Три дочери, купец, подарки
- Растение, члены семьи, животные
- Королевич царевна царица богатыри
2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте.
Угадайте, из какого произведения этот предмет.
Игра «Хороший–плохой" («Хлопай - топай»)
- Когда называются положительные персонажи (герои) - нужно хлопать,
- Когда отрицательные (злодеи) - топнуть.
Царь, сёстры, сватья, лебедь, коршун … и т.д.
«Восстанови слова»
ЛГШК – ПТШСТВННЦ. Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.
(Лягушка-путешественница)
«Закончи произведение»
Задание:
- Прочитайте часть произведения (без концовки).
- Придумайте свою концовку.
- Прочитайте концовку, которую придумал писатель.
4. Заключение
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Хочется закончить статью высказыванием поэта Михаила Яснова: «Чем больше в обыденной педагогике умной игры, тем выше шансы воспитания умного человека».