Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти и воображения детей

10.12.2025

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Дидактические игры на уроках литературного чтения — это мощный инструмент для повышения мотивации, развития речи, памяти и внимания, который помогает сделать обучение увлекательным. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Виды дидактических игр. По характеру педагогического процесса выделяются игры:

  • обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные.

Условия, необходимые для организации и проведения дидактических игр:

  • наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
  • выразительность проведения игры;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • сочетание занимательности и обучения;
  • наличие средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Игры на уроках литературного чтения. Дидактические игры можно использовать на различных этапах работы на уроке.

1. Организационный этап урока

Игровой приём «Сигнал - «Три!». Суть приема в сосредоточении и привлечении внимания детей, учащимся необходимо начать урок и после приветствия учителя занять место за партой по сигналу «Три!». Учитель называет числа по порядку, но с «ловушками». Например: «Один, два, два!», «Один, два, ноль!» и т.п. и в заключении называется верное условие.

2. Игры на этапе оперативного контроля

Игровой приём «ДА, НЕТ». Детям предлагаются варианты ответов, где ставится плюс или минус. Ответы могут быть заданы:

  • в письменном виде;
  • на карточках;
  • на доске;
  • на слайде;
  • учитель зачитывает вслух; и т.д.

Среди верных ответов могут быть ответы - «ловушки», формулировки которых могут вызвать удивление или носить шуточный характер.

3. Этап подготовки к восприятию произведения

Игра «Шифровка»

Расшифруйте название произведения


1

2

3

4

А

К

Ш

И

А

Б

Ж

А

Д

К

В

Н

О

У

П

Г

З

Л

Ч

А

А4 А1 В3 Г2 Б2

Ответ: «Акула»

«Угадай автора». Задание: отгадать имена писателей по фактам их биографий.

КТО ЭТО?

  • Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н.Толстой);
  • Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин).

«Шифровка». Используя порядок букв в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке.

20, 16, 13, 19, 20, 16, 11. Толстой

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Для этой игры прекрасно подходит отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Ветер на море гуляет
И кораблик ………подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых ………..парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике ……….толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят …….наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою ……..заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать ……..велят.

«Поймай ошибку»

Цель: Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Игровое действие. В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

“Узнай сказку”

1. По опорным словам, определи название сказки.

  • Три дочери, купец, подарки
  • Растение, члены семьи, животные
  • Королевич царевна царица богатыри

2. - Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте.

Угадайте, из какого произведения этот предмет.

Игра «Хороший–плохой" («Хлопай - топай»)

  • Когда называются положительные персонажи (герои) - нужно хлопать,
  • Когда отрицательные (злодеи) - топнуть.

Царь, сёстры, сватья, лебедь, коршун … и т.д.

«Восстанови слова»

ЛГШК – ПТШСТВННЦ. Так называется сказка, которую мы будем читать на уроке.

(Лягушка-путешественница)

«Закончи произведение»

Задание:

  1. Прочитайте часть произведения (без концовки).
  2. Придумайте свою концовку.
  3. Прочитайте концовку, которую придумал писатель.

4. Заключение

Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Хочется закончить статью высказыванием поэта Михаила Яснова: «Чем больше в обыденной педагогике умной игры, тем выше шансы воспитания умного человека».


aid: 710228