Николаева Марина Борисовна
Найдено публикаций: 59
01.06.2020
Знакомство с народом Мурманской области России - саамами. Кто не читал сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»?
И напрасно, ведь там – саамка пишет финке на РЫБЕ. Каньги можно увидеть на Маленьком Муке, а чум можно назвать куваксой. Итак, СААМЫ. Участники команд за время игры успеют порыбачить, в снежки поиграть, и в сказку попасть! Именно здесь находится дом Деда Мороза, поэтому дети мечтают попасть сюда, чтобы загадать заветное желание. Однако Лапландия – это не только рождественские и новогодние праздники. Это зимняя сказка в первозданной северной природе для взрослых и детей. Кувакса, вежа, кывкан, лопь, уккс, лопари. Сценарий поддерживается саамской музыкой, видео и презентацией, где отдельные вопросы ведущего дублируются на экране.
Читать дальше
14.04.2020
Пиренейский полуостров на западе Европе. Ребята ещё не знают об этом. А тут и коррида и фламенко, пальясо и гаспачо. Вспомнить кто такой Антонио Бандерас (его голос за кадром в фильме «Кот в сапогах» и исполнение роли Зорро в кинофильме «Маска Зорро»). Ключ к игре – это знакомство с народом, проживающим в Испании. Чтобы посмотреть архитектурные сооружения – надо обратиться к сайтам.где есть фото (Эскориал и парк Гуэль, Дом Мила и Ла Корунья). Испанцы – известные мореплаватели и первооткрыватели новых земель (мы остановимся на самых известных: Колумбе и Элькано).
Читать дальше
01.07.2019
География
+ еще 1
Республика Хакасия находится в юго-западной части Восточной Сибири. Хакасия граничит с Республикой Тува на юге, с Красноярским краем на востоке, с Кемеровской областью на западе и Республикой Алтай на юго-западе. И представить себе, что хакасы немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой (горы, вода, огонь).
Читать дальше
04.04.2019
География
+ еще 1
Ульча («местные жители») - один из народов Амура, проживающий в Хабаровском крае. Устаревшее название народа: мангуны, ольчи. Есть предположение, что предки ульчей — древнейшие жители Приамурья. Чтобы принять участие в этнокультурной программе, за месяц до игровой программы происходит знакомство с литературой об этом народе. Лист эксперта получают руководитель команды на игре, который оценивает команду своих соперников. Игровая программа поддерживается презентацией и двумя видео.
Читать дальше
25.06.2018
География
+ еще 1
Бурятия - это один из самых многочисленных народов, населяющих Восточную Сибирь. Китайцы в древних хрониках именовали его "Тенгис", "Тенгис-далай", бурят-монголы - "Байгаал-далай" - "большой водоем", но многие склоняются к версии, что слово – это тюркоязычное и происходит от "бай" - богатый, "куль" - озеро, что значит "богатое озеро". Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название "Ламу". Речь идёт о Байкале и острове Ольхон. А дальше связано с народом - бурятами.
Читать дальше
22.06.2018
География
+ еще 1
Калмыки - единственный народ монгольской ветви алтайской языковой семьи, живущие в европейской части России. Больше ступ дацанов нигде столько в Европе не увидишь, джомбу вряд ли пьют, Цаган сар и зулу не встречают. Сценарий игры представлен в форме телепередачи «Орёл и Решка». Поддержкой для сценария является презентация, состоящая из 17 слайдов и видеофрагмента «Васюки».
Читать дальше
15.06.2018
География
+ еще 1
В этой игре мы виртуально поднялись на вершину горы и начал спуск с неё, поднимая по дороге головные уборы – в них вопросы. Слова из лексикона тюркоязычных народов присутствуют в вопросах и поэтому много наглядных слайдов по ходу представления этого среднеазиатского народа. Достопримечательности, национальные головные уборы, обереги.
Читать дальше
07.06.2018
Восточная Латвия - Латгалия. Известные люди жили и живут в Риге, Москве и их знает вся страна: Раймонд Паулс, Вилис Лацис, Ян Райнис, Лайма Вайкуле. Многие праздники знакомы всем и в праздновании много общего. Это Рождество, Иван-Купало, Крещение и Масленица. Латвия, представлена латгальцами Венгеровского района Новосибирской области, в презентации использованы фотографии деревни Тимофеевки.
Читать дальше
30.05.2018
Этнокультурная игра по малочисленному этносу Чукотки - керекам для командного взаимодействия 7–8-х классов. Обычно говорят о коряках, а о кереках как о народе российского Севера мало кто знает. По переписи 2002 года в Чукотском АО проживало 3 керека, причём только 2 владело своим языком, наряду с чукотским. А тем значимее, керекская упряжка цугом и способ тушения в приготовлении пищи. Считается, что культура этого этноса уникальна, но ещё не достаточно исследована.
Читать дальше
08.03.2017
Азербайджан, Грузия и Армения известны как государства Закавказья. Программа рассчитана на 1 час и 20 минут. Знакомство с праздниками (Рамазан и Новруз байрамы) с достопримечательностями (Янардаг, Шуша) сочетается с музыкальными инструментами (гавал, тар, саз, ганун), стихотворениями поэта Низами Гянджеви (газели и касыды). Архитектура исторического Баку прослеживается в художественных фильмах «Человек-амфибия» и «Бриллантовая рука».
Читать дальше
21.01.2017
География
+ еще 1
В нашей игровой программе узбекский язык и кухня соединены с народными сказками. Вопросы сформулированы в стихотворной форме, где обязательно звучат слова подсказки о той местности, о которой звучит вопрос. Чтобы услышать узбекский язык, в начале игры звучит сказка. Сценарий поддерживается презентацией.
Читать дальше
19.01.2017
География
+ еще 1
Игра по культуре народа - этносу, проживающему в государстве, расположенного в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря. Грузия – многонациональная республика. Хотя большинство населения составляют грузины, есть немало районов, где живут представители других национальностей. Грузия – кавказская страна, со всеми кавказскими обычаями и традициями. Народ с широкой душой и настоящим гостеприимством.
Читать дальше
13.01.2017
География
+ еще 1
Вепсы потомки легендарных весей в Прибалтике и считается, что этот народ самый светлый среди европейцев. Игровая программа проходит в избе вепсов, где рассматриваются вопросы по быту этого народа: люлька, печка, ткацкий станок. По приметам вепсы судили о благополучии семьи, о погоде, предсказывали судьбу. Игровая программа поддерживается презентацией, в которой подсказки к вопросам на экране. Руководители команд становятся экспертами на игре и подводят итоги в конце.
Читать дальше
05.06.2016
Страны Бенилюкса: Бельгия. Нидерланды и Люксембург. Густонаселённые Нидерланды с голландским сыром, мельницами, тюльпанами и теплицами, кломпами и знаменитыми верфями. В каждом городе есть футбольный клуб и его болельщики, учащиеся по сценарию «болеют» не за свой клуб, а за клуб «Аякс», т.к. жюри является «представителем местной команды». Представитель команды сам приносит свой «мяч» - ответ жюри. По итогам определяется команда – победитель по этой европейской стране.
Читать дальше
17.04.2016
Этнокультурная игра, посвященная народам России и, в частности чувашскому народу, для учащихся 9–11-х классов. Цель игры: как можно подробнее рассказать о культуре, истории традициях чувашского народа в игровой развлекательной форме. Сценарий поддерживается презентацией с видеофрагментами.
Читать дальше
15.04.2016
Египет – настоящая "жемчужина Востока". Страна древнейшей цивилизации, где можно увидеть древние пирамиды и сфинкса, золотые сокровища Тутанхамона и величественные храмы Луксора. Египет открыт для путешествий круглый год. Мы совершаем виртуальное путешествие по артефактам прошлого человечества. Сценарий поддерживается презентацией и видеофрагментами.
Читать дальше
19.02.2015
Многие вопросы этнокультурной игры по Европе начинаются с видео или доступной информации. Предоставлен сценарий из 18 вопросов и презентации, с четырьмя видео, которые взяты из сети Интернет и укорочены для презентации.
Читать дальше
19.02.2015
Этнокультурная игра по российскому этносу построена на культурных традициях одного из финских народов, проживающих на территории РФ. Рядом – граница с Финляндией, отсюда и много культурных заимствований. Знакомство с карельскими словами (рейкалейпя, калакукко, куккель, кукели, бахилы, Кегри), эпосом, одеждой и пищей. К сценарию для наглядного представления сделана презентация.
Читать дальше
18.02.2015
Этнокультурная программа с элементами театрализации. Известное и неизвестное о Британии. Тайны замков, привидения, королевская семья, алмазы, рубины, Джеймс Бонд и Горец – прошлое и современное Британии, кинематограф, колокол Биг-Бен и небоскреб Мэри-Экс.
Читать дальше
13.02.2015
Учащиеся узнают, что ирокезы – индейцы, с удовольствием ищут информацию: томагавк, типи, лакросс, пемикан, скво, скальп, овачира, мокасины, маис, тыква, фасоль, ирокез, манито (маниту), вигвам. Игра знакомит с этносом, предполагает предварительную подготовку. Статья приготовлена со сценарием и презентацией, в которой использован видеофрагмент.
Читать дальше
12.02.2015
Цель мероприятия: воспитывать любовь к рРодине; уважать традиции народа, проживающего на территории России. Игра ориентирована на 5–6-е классы, предварительная подготовка по определенным словам. Сценарий составлен по достопримечательностям Хакасии, на национальном костюме, истории (В.И. Ленин в Шушенском, Агафья Лыкова – ответы в видеофрагментах). К сценарию прилагается презентация и 3 видеофрагмента (к 1, 5, 20-му слайду). Для оценки играющих прилагается лист эксперта.
Читать дальше
04.12.2014
Народы России – это наша история, наш быт и традиции. Башкиры — тюркский народ, проживающий на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии. Численность в мире — около 2 миллионов человек. Есть много общего в традициях, проживающих рядом разных этносов.
Читать дальше
01.06.2014
Нанайцы — коренной малочисленный, тунгусоязычный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Тунгусоязычные народы Амура с давних пор были собаководами долины рек Уссури, Сунгари и Амура. Вот об этой стране на Амуре, а точнее о народе, проживающим в Хабаровском крае идет речь в этнокультурной программе.
Читать дальше
01.06.2014
Знакомство с языком, обычаями и традициями народа РФ, проживающего на Волге и имеющего в культуре много общего с русскоязычным народом РФ. Родственные народы: эстонцы, финны, венгры. «Пельмени» и Масленица, Калашников, а «гондыр», если услышим это на Волге, будем знать: речь идет о медведе, а кто теперь не знает «бурановских бабушек»? Они удмуртки и всем своим видом гордились, и показали всему миру свои национальные костюмы, и познакомили со своим языком.
Читать дальше
21.03.2014
По данным антропогенетики, марийцы оказались одним из древнейших народов России. Из исследованных народов нашей страны лишь саамы (лопари) древнее их. Возможно, наиболее близкими к марийцам народами считаются манси, якуты, народы Алтая, а из народов других стран – монголы. Вполне вероятно, что марийцы стали прямыми потомками племен или народов, от которых произошло большинство нынешних этносов России.
Читать дальше
21.03.2014
Эта тема очень нам близка. Почему изумрудный остров? Гиннес, семья Макдоналдс, последняя остановка «Титаника» в порте Коб, святой Патрик и даже салат «Цезарь» – все это англоязычная Ирландия на севере Европы. Этнокультурная программа интересна не только 5–6-м классам, которые готовились к игре, но и взрослым. Эксперты фиксируют правильные ответы, для них есть «Лист эксперта»
Читать дальше
21.03.2014
О манси известно не всем. Даже в Сибири далеко не каждый ответит на вопрос: где живет и чем занимается этот народ? И уж совсем не многие знают, что манси – ближайшие родственники не только своих соседей – хантов, но и венгров, живущих в Европе, на Дунае, за тысячи километров от Урала – сибирской границы. Этнокультурная игровая программа знакомит с народом манси – жителями реки Оби и Ханты-мансийского автономного округа, легендами и бытом.
Читать дальше
14.01.2014
Игру объединяет известный нам шведский персонаж Карлсон. Знакомство со Швецией начинаем через достопримечательности. Ее древняя столица – Стокгольм, где кругом вода, а значит строительство мостов. Соединить историю и современность: Альфреда Нобеля с ежегодной премией людям, которые внести в науку огромный вклад в прогресс человечества; Юнанса Астрема, подаривший шведам, как России Пётр, - картофель; учитель Генрик Линг, 200 лет назад придумал такой тренажёр, который знает каждый первоклассник (речь идёт о шведской стенке).
Читать дальше
20.01.2013
Игра знакомит со страной Индия, ее культурой, природой и достопримечательностями.
Читать дальше
20.01.2013
Патриотический урок проходит в игровой форме. Посвящен Дню знаний. На сцене выступают дети, играющие исторических персонажей: Александра Невского, Дмитрия Донского, хана Мамая, его слуг. Сопровождается показом слайдов.
Читать дальше
19.01.2013
Молдова – одно из европейских государств, расположенных в междуречье Днестра и реки Прут, бывшая советская республика в составе СССР. Перед игрой рекомендуется посмотреть фильм «Табор уходит в небо». Вся музыка из фильма звучит в исполнении Н.Чепраги.
Читать дальше
03.01.2013
Мероприятие включает игры разных народов Кавказа, республики Саха-Якутия, Татарстана, России. 1 июня открываются детские площадки при школах, где отдыхают дети 1–4-го класса, а учащиеся старших классов становятся вожатыми.
Читать дальше
03.01.2013
Игровая программа по музеям Новосибирской области воспитывает патриотизм у подрастающего поколения. Коренное, пришлое население; взаимовлияние культур, особенности Новосибирской области.
Читать дальше
27.11.2012
Сценарий требует от учащихся знаний о Дании и Гренландии: полуострове Ютландия, Эдварде Эриксене, Гренландии, Нуук, инуите, иглу, Копенгагене, замках Фредериксборг и Кронборг, ютах и данах.
Читать дальше
15.01.2012
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом.
Читать дальше
15.01.2012
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни".
Читать дальше
14.01.2012
Подготовка к игре по книгам серии «Я познаю мир». Этнокультурная игра с известными итальянцами, оперной музыкой на итальянском языке при обсуждении вопросов, архитектура, музыкальные инструменты, праздники. Для обращения внимания к отечественной продукции использованы отечественный фильм «Приключения итальянцев в России» и мультипликационный фильм «Чиполлино».
Читать дальше
"Торговая магистраль в древности" (к уроку "Международные экономические связи")
Великий торговый путь стал фактором в развитии больших цивилизаций Китая, Индии, Египта, Персии, Аравии, и Рима, а также цивилизаций западных стран, и в большой мере способствовал заложению основ современного мира. Путь, магистраль способствовала распространению не только товаров, но и идеологий, религий, искусства и технологий, что в свою очередь способствовало культурному обогащению народов как Востока, так и Запада.
Читать дальше
04.01.2012
Этнокультурная игра по Корее для команд 7–8-x классов. В Сибири проживает немалое количество корейцев. Самобытная культура этой азиатской страны притягивает европейцев, поэтому читается материал к игре с повышенной мотивацией интереса к кухне, традициям и взаимовлиянием стран Запада. Ханбок и химчхи, футбол и палочки ют погружают нас в атмосферу спокойной уютной обстановки и тихого, неторопливого общения.
Читать дальше
04.01.2012
Игровая программа для 5–6-х классов по Средней Азии. Знакомство с традициями этноса, входившего в состав бывшего СССР и имеющего общие культурные аспекты и национальные, например: религиозные (мавзолеи, мечети, медресе). Известные люди: Тамерлан, Улугбек, Авиценна, сложно запоминающиеся и потом неоднократно повторяющиеся на других игровых программах о Средней Азии. Шелк, верблюды и хлопок, Великий шелковый путь.
Читать дальше
Соавторы:
18.12.2011
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока.
Читать дальше
07.12.2011
Игровая программа для командного первенства 5–6-х классов. Знакомство с Арменией по источникам, доступным в библиотеках и на интернет-ресурсах. Знакомство с известными людьми через презентацию: видеофрагменты об Армене Джигарханяне, Дмитрии Харатьяне, Ованесе Айвазовском, Араме Хачатуряне, в презентации вопросы – ребусы по географии Армении, часть вопросов посвящены традициям и обычаям армянского этноса.
Читать дальше
08.03.2011
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу.
Читать дальше
16.01.2011
Представлена этнокультурная игровая программа для 9–11-х классов. Учащиеся получают этнографические познания о русском народе, его традициях, обрядах, преданиях.
Читать дальше
23.12.2010
Игровая программа для 5–6-х классов о республике, субъекте Российской Федерации – Тыве (Туве) и тывалар (тувинцах). Об известных людях: Сергее Шойгу, Надежде Рушевой, Максиме Мунзуке. О национальной борьбе хуреш и крепости Пор Бажын, о знаменитой Улуг Хем, больше нам знакомой как Енисей.
Читать дальше
23.11.2010
Сценарий о традициях проведения праздника Победы над фашизмом в нашей стране.
Читать дальше
22.11.2010
Игровая программа рассказывает о древнейшем этносе Кавказа; об осетинах, проживающих в Северной Алании и Южной Осетии. Учащиеся знакомятся с нартским эпосом; особенностями кухни; проводится параллель с тюркским и русским языками; изучается традиционная одежда.
Читать дальше
22.11.2010
Представлен сценарий для проведения игры в рамках проекта «Этническая мозаика». Автор пытается найти общие корни звучаний и понятий армянского, русского и тюркского языков. А схожесть звучания объединяет эти языки и делает их доступными в понимании. Большая часть армянских слов похожа на русские, но и есть такие, которые очень трудны в произношении, так как происхождение достаточно древнее и почти не предусматривает гласных звуков.
Читать дальше
22.03.2010
Автор расширяет кругозор учащихся и знакомит с северо-западным государством, со страной народа суоми. Территория Финляндии входила в состав Российской империи и занимает седьмое место в Европе.
Читать дальше
06.03.2010
На уроке происходит ознакомление с молодым государством (с 1948 года), с древними традициями мировой культуры. Маца, кипа, Талмуд, синагога, минора, хала, кущи, чолент, киб(б)уц, Галилея – читая эти слова можно провести много параллелей в мировой культуре. Приглашаем команды школ в путешествие по этой древней земле.
Читать дальше
15.02.2010
Знакомство с языками (финским, казахским, греческим), эпосом (Калевала), элементами материальной культуры (пирамиды, юрта, хата), быта (рушник, убранство юрты) в сочетании с игровыми с игровыми элементами по ономастике и топонимике (египтяне, греки, татары). В сценарии можно заменять теми народами, которые проживают в вашей местности.
Читать дальше
15.02.2010
Игровые программы по среднеазиатскому государству – Казахстану – с целью воспитания толерантности среди школьников. На этом внеклассном мероприятии школьники знакомятся с бывшей республикой СССР, а ныне пограничным государством с Россией на юге, его культурой.
Читать дальше
15.02.2010
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…
Читать дальше
15.02.2010
Игровая программа по культурным традициям Германии для 2–4-х классов представляет собой интеллектуальную игру с элементами театрализации для учащихся начальной школы. Для того чтобы участвовать в командах, нужно было почитать и вспомнить сказки немецких авторов.
Читать дальше
22.03.2009
Игра рассчитана на команды из разных учебных заведений (школ, гимназий, лицеев). К игре команды готовятся за месяц - получают код к игре и рекомендуемую литературу.
Читать дальше
22.02.2009
Тема изучается на двух уроках. Один урок – объяснение, а второй урок – в форме морского боя. В карте морского боя для запоминания повторяются понятия, названия, имена.
Читать дальше
06.02.2009
Мероприятие можно проводить для класса или в клубе по интересам, для детей до 10-ти лет. К сценарию прилагаются фонограммы.
Читать дальше
05.02.2009
Игровая программа для внеклассной работы для учащихся 5–8-х классов. Проведение один раз в четверть (Белоруссия, Украина, Россия). Четвертая игра в году – подведение итогов (вручение грамот и дипломов, книг по данной тематике, объявление победителей).
Читать дальше
10.01.2009
Белоствольная берёза - символ России. Символ Сибири. Можно ещё добавить, что это символ души и характера людей, живущих в нашей стране и области. Есть такой народный обычай: в честь рождения ребёнка родители сажают дерево, чаще всего берёзку, т.к. в сознании понятие Родины связано с бескрайними просторами полей и белоствольными берёзовыми рощами.
Читать дальше